Официальный сайт travelspo 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Кацай И.И. Лучше учиться на практике

Автор: 
Кацай Ирина Ивановна
Место работы: 
руководитель филиала УМЦ по Центральному району, г. Челябинск

 

Лучше учиться на практике

 

Моя голова помнит лишь то, что делают мои руки.
Вася Кук, ученик 4 класса

 

Какой учебник информатики выбрать? С таким вопросом обратилась к коллегам педагог на страницах Открытого класса. Действительно, есть официальный перечень учебников, рекомендованных для школ, однако, не всегда этот список может закрыть те потребности и возможности конкретного образовательного учреждения, конкретного педагога.

 

Второй «горячий» вопрос, который периодически обсуждается в разных форумах, блогах Открытого класса, касается новых форм повышения квалификации педагогов, основанных на дистанционных технологиях. Сложность внедрения этой формы достаточно часто обусловлена большой нагрузкой учителей, отсутствием времени в течение официального рабочего дня, нормальным нежеланием педагогов погружаться в проблемы самообразования в свое свободное время, да еще и используя для этого домашние технологические ресурсы – компьютер, интернет.

 

Казалось бы, эти две проблемы далеки друг от друга, для разрешения требуют разных по силе приложения усилий. Тем более, что учитель, скорее всего, будет прилагать максимум усердия для решения своих профессиональных задач, нежели чем будет тратить время на себя. Что поделаешь, альтруистическая позиция наших педагогов вещь известная.

 

Наверное, не каждой предметной области так повезло, когда уже существуют некоторые решения, которые позволяют педагогу выбрать и качественное учебное пособие, используя которое учителю можно в течение учебного года, в течение непосредственного учебного процесса повышать свою квалификацию. Повезло информатикам. Вполне понятно, что именно эта предметная область стала примером организации новых подходов в образовании и учеников, и педагогов. Но опыт коллег вполне может быть тиражирован и на любой другой предмет. Предлагаем вам познакомиться с особенностями этой организации.

 

Почти 10 лет в образовательной сфере интернета существует сетевой университет Роботландия. Наверное, не найдется среди учителей информатики такого, кто не слышал о продуктах Роботландии. Первые электронные учебники были реализованы еще под ДОС. Меняется время, усложняются операционные системы, совершенствуются и электронные учебники RU, так идентифицирует себя в интернете университет. Каждый из электронных учебников поддержан и бумажными книгами – учебниками, написанными легко с элементами художественных текстов, не обедняя при этом предметную значимость пособия.

 

Какие курсы предлагает сегодня RU.

 

Азы информатики

 

Это сквозной курс информатики, начиная от начальной школы. Сегодня готовы и запущены 5 разделов курса:

  • Знакомство с компьютером
  • Работа с информацией
  • Пишем на компьютере
  • Рисуем на компьютере
  • Выходим в Интернет

 

В планах автора курса Дуванова Александра Александровича дополнить курс еще тремя разделами:

  • Алгоритмические этюды
  • Черные ящики
  • Исполнители

 

Курс «Азы информатики» может начинаться с 3-4 класса, ежегодно переходя к изучению очередной темы. Следует отметить, что каждый раздел, не смотря на свою особую тематическую направленность, тем не менее, являет собой полноценный курс информатики, закрывающий все содержательные линии, обозначенные стандартами по предмету. Изучая работу с текстовой информацией в разделе «Пишем на компьютере», ученики учатся находить объем информации, узнают об особенностях различных устройств хранения. При изучении обработки графической информации ученики разбирают вопросы кодирования данных, дополняют свои знания в области нахождения объема информации. Таким образом, в курсе Азов реализована цикличность обучения, учитывающая возрастные особенности учащихся.

 

Каждое практическое задание курса – это своеобразная игра, выполняя условия которой ученики замотивированы настолько, что зачастую не замечают объективную сложность изучаемых тем. Подходы автора творческие и неожиданные, удивительным образом связанны одной сюжетной линией – жизнеописанием семьи Куков. Любознательный Вася и его умный и знающий все про компьютеры старший брат Петя ведут живые и забавные диалоги, читая которые забываешь, что перед тобой серьезный учебник по информатике. Качественная графика электронных учебников, минимум текста, максимум образов и обилие практических заданий – исполнителей на разные изучаемые темы – удерживают внимание учеников, провоцируют их на выполнение даже самых сложных задач. Каждая тема изучаемого раздела, каждый урок содержит и материал для проверки знаний – «Зачетные классы», которые можно выполнить как в электронном виде, так и по желанию педагога в бумажном. Важной особенностью электронных учебников RU является их технологическая простота. Выполненные как гипертекстовые приложения они не требуют специальной установки, все интерактивные задания кроссбраузерные, то есть работают в любом браузере.

 

Изучаю компьютер

 

 

Ориентируясь на возросший интерес к более раннему изучению информатики, автор курса Азов А.А. Дуванов подготовил новый электронный учебник для дошколят. Теперь пяти-шести летние ребятишки получили целостный, логично выстроенный учебник, который позволит им под руководством педагога или родителя изучать компьютер в игровой форме. Вася Кук, персонаж и этой книги, всегда приговаривает: «моя голова помнит лишь то, что делают мои руки». Автор учебника вкладывает в руки Васи, а через них и в головы учеников базовые понятия информатики.

 

Web-конструирование

 

Информатика – предмет, которым интересуются не только малыши. Сложные предметные линии программирования и алгоритмизации часто являются камнем преткновения и для учеников в плане усвоения и понимания, и для педагогов в плане организации изучения этих тем в доступной для очень разных наших учеников. Интерес старшеклассников к возможностям создания собственных интернет-ресурсов и гипертекстовых приложений вполне может быть закрыт курсом А.А. Дуванова «Web-конструирование. Элективный курс», поддержанным как комплексом электронных пособий, так и бумажным учебником.

 

Учителя других предметов, дочитавшие статью до этого места, уже начинают недоумевать, что же такого из описанного может быть применимо для них. Минуточку терпения, далее как раз об этом.

 

Роботландия – это сетевой университет

 

Ключевое слово именно сетевой. Так что же стоит за ним? RU – это площадка для обучения учеников и их наставников – учителей. Каждый курс RU может быть запущен и реализован в школе автономно, а может стать и новой формой работы на дистанционной основе. Студент RU – это коллективный ученик, группа школьников под руководством учителя. Решаясь на учебу в университете, учитель работает в классе с детьми по учебным пособиям (электронным и бумажным) курса, но кроме этого в учебной программе появляются и новые формы работы – проекты и сетевые мероприятия, в которых принимают участие все студенты курса. Кураторы курсов RU ведут своих студентов в течение всего учебного года, организуют совместные мероприятия, проводят конкурсы, проекты, турниры, способствуют созданию и развитию сетевого сообщества курса. В течение всего учебного года взаимодействуют ученики, создавая свои творческие проекты, решая конкурсные задания. В течение всего учебного года учителя обмениваются своим опытом, совместными усилиями создают профессиональное сообщество. Таким образом, учитель, проводя непосредственную работу в классе, наращивает свой профессиональный опыт, проходит курс повышения квалификации на своем рабочем месте, демонстрирует свой профессиональный рост посредством совместной работы с учениками, с коллегами. Итогом учебного года становится заслуженное получение педагогом документа о прохождении курсов повышения квалификации – удостоверения государственного образца от Российской Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

 

Новая модель повышения квалификации

 

Юрий Абрамович Первин называет ее моделью дистанционного обучения, встроенного в текущий учебный процесс. В этом ли не экономия (или не увеличение) рабочего времени педагогов да к тому дополненное по-настоящему современными и новыми формами дистанционной работы. Такая модель может быть реализована для любого предмета. Главное – это суметь объединить педагогов, работающих по одному и тому же курсу в сетевую группу, и их учеников, которые кроме обычных уроков в классе получают возможность взаимодействия со сверстниками далеко за пределами своей школы.

 

Что же следует помнить, учесть при создании такой модели? Обратимся к опыту сетевого университета, каковы его отличительные особенности. Как следует из материалов университета характерные черты RU:

  • Совместное обучение учителя и школьника в рамках одной команды.
    Дидактические, методические и организационные курсовые материалы дополняются активной живой работой учителя, что во много раз повышает эффективность обучения.
  • Турнирный цикл обучения.
    Обучение в RU – это цепочка краткосрочных турнирных проектов. Вся теория подчинена одной цели – применить ее на практике для создания работы, которая примет участие в конкурсе.
  • Моделирование коллективной деятельности.
    Работая над проектов, учащиеся объединяются в группы, каждый участник выполняет свою «профессиональную» миссию.
  • Реальная практическая польза детских проектов.
    Проекты, предлагаемые на курсах, как правило, имеют прикладное значение. Школьники с полным правом гордятся тем, что труд их не ложится под сукно и не пылится на выставках, а реально используется на школьных уроках и не только в своей школе, но и в других школах страны и даже ближнего зарубежья, работающих на роботландских курсах.
  • Перекрестные проверки работ.
    Очень важный этап экспертизы работ благодаря Интернету распределен по всему географическому пространству России и стран СНГ. Выполняя учительскую функцию, дети учатся искать ошибки, пользоваться формальными оценочными критериями.
  • Развитые горизонтальные связи.
    Последние годы работы курсов все ярче и активнее создаются и живут сетевые сообщества курсантов. Примеры таких совместных усилий можно увидеть по ссылкам:
    • Азы информатики. Курс 12 «Знакомимся с компьютером. Работаем с информацией». 2008-2009 учебный год
    • Азы информатики. Курс 14 «Пишем на компьютере». 2008-2009 учебный год
    • Азы информатики. Курс 12 «Знакомимся с компьютером. Работаем с информацией».. 2007-2008 учебный год
    • Азы информатики. Курс 14 «Пишем на компьютере». 2007-2008 учебный год
  • Повышенное внимание культуре и этики сетевого общения.
    А кроме этого студенты RU учатся точно излагать свои идеи в виде технических заданий, конкурсных материалов, а более старшие ученики в виде описаний и компьютерных приложений.

 

 

Методический потенциал сетевого университета богат своим разнообразием, обеспечивает не на словах, а на деле реализацию современных подходов в образовании, включая такие элементы, которые способствуют как личностно-ориентированным целям, так и достижению новых качеств ключевых компетентностей учащихся, профессиональному росту педагогов.

 

Возможно, построение подобной модели в полном объеме для любого другого предмета, курса могут повлечь за собой вполне понятные трудности, потребуется немало времени для того, чтобы достичь такого же масштаба и качества, но уже сегодня можно начать решать этот вопрос на страницах Открытого класса силами сетевых региональных методистов.

 

Есть желающие опробовать модель? Обращайтесь, опыт RU к вашим услугам на официальном сайте Роботландии.

 

И тогда может быть однажды и ваши педагоги смогут прочесть в Интернет-дневниках своих учеников подобные строки:

 

«Мне очень нравятся наши уроки информатики. Мы уже узнали многое о составе компьютера, о его возможностях. Мы научились рисовать на компьютере, придумывать пиктограммы на разные темы. Мы выполняем задания «Зачётного класса». (Правда у меня проскочила одна «троечка», но я её быстренько исправила на оценку получше.)
Мы участвуем в конкурсах домашних заданий. Соревнуемся с другими командами. Интересно оценивать домашние задания ребят из другой команды!
Наш учитель очень любит свой предмет. Это сразу видно. И он как бы заражает нас этой любовью. Может быть, потом кто-то из нас станет, как Вячеслав Юрьевич Матыкин, учителем информатики. И нашим ученикам будет тоже очень интересно с нами.»

 

Глазунова Катя, ученица 3 класса МОУ Новохопёрской гимназии № 1

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн