Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Воробьёв Д.В. Участие в Интернет-проектах как одна из форм построения вариативной образовательной среды в условиях сельской школы

Автор: 
Воробьёв Дмитрий Вячеславович
Место работы: 
директор МОУ «Головинская средняя общеобразовательная школа» Судогодского района 

 

Участие в Интернет-проектах как одна из форм построения вариативной образовательной среды в условиях сельской школы

 

В современных условиях у сельской школы появляется возможность выйти за пределы окружающего социума. Это не достаточное, но необходимое условие для того, чтобы коллектив (как ученический, так и учительский , а по возможности и родительский) осознал себя частью общероссийского, и даже  международного образовательного пространства. В этой ситуации границы социального партнёрства, установленного школой,  беспредельны.
Интернет-проекты (телекоммуникационные проекты) являются качественно новой формой организации образовательной деятельности учащихся. Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности [1] . Методика проведения и значение интернет-проектов в обучении раскрыты в работах Е.С. Полат [2], А.В. Хуторского [3]. Телекоммуникационные проекты, реализуемые в настоящее время в разных странах с разной степенью успешности, обеспечивает возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя определенные коммуникативные умения; возможность широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира.

 

Второй год в Головинской средней общеобразовательной школе  функционирует  районная экспериментальная площадка  «Повышение качества образования средствами информатизации» (научный руководитель проректор ВИПКРО Буланов С.В.), но можно сказать , что за это время и педагоги, и школьники стали партнёрами своих коллег из других школ не только области, но и  России. Это стало возможным благодаря их совместному участию в многочисленных телекоммуникационных проектах. Это и проекты , которые занимают довольно большой временной отрезок времени. Тонизирующее влияние на работу школы оказали проекты, требующие максимальной концентрации сил в непродолжительное время.

Несомненно, что участниками проектов не могут стать сразу все школьники, более того первоначально их участие останавливается  на этапе регистрации. Порой это вызывает уныние и страх за судьбу проекта у его организаторов. Но приобщение к новой, необычной атмосфере интерактивного общения, свойственной интернет-среде не может пройти бесследно. Дети и взрослые, разместив свои материалы в сети, с нетерпением ждут отзыва своих партнёров, растёт их стремление расширить познания в области  информационных технологий. Порой ребёнок, который с большой неохотой (если не сказать резче) берётся за сочинение «Письмо другу», увидев отклик на своё небольшое сообщение в блоге , начинает «мучить» педагога вопросами , как лучше выразить свою мысль при ответном послании.

 

В книге "Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования" американский педагог Филипп С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчеркивает, что на вопрос "Что вы хотите от школы?" получал, как правило, один и тот же ответ: "Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно". И здесь, конечно ,важно, какую позицию в работе  займёт педагог . При традиционной модели обучения невозможно в полной мере использовать новые информационные технологии.  Внедрение новых информационных технологий  в традиционную модель обучения не приводит к ее изменению ни в ценностном, ни в технологическом, ни в результативном аспектах, поскольку компьютер при этом реализует не свои специфические функции (возможность управляемого в интерфейсном режиме моделирования и конструирования, информационную функцию), а функции педагога (контроль, репетитор). (2)

 

Участие в Интернет-проектах важно уже само по себе, хотя многие из них содержат элемент соревновательности. Важна не победа, а сами действия, которые совершают школьники и учителя на различных этапах проекта. Организуя участие школьников в телекоммуникационных проектах учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Он выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительна сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

 

Поневоле учитель осваивает новую парадигму образования, дифференциальный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. А значит он профессионально совершенствуется и сам.

 

Участие в Интернет-проектах способствовало педагогов школы во многом переосмыслению своего многолетнего  опыта,  важной составляющей их профессиональной деятельности .

 

За короткое время эксперимента Почаева Н.Д. – учитель химии не раз выступила организатором семинаров для учителей других специальностей по технологии Веб-2.0, ведёт собственный телекоммуникационный проект «Химический многогранник», Воробьёва Е.Е. – учитель истории стала организатором  профессионального сетевого сообщества и также ведёт в настоящий момент Интернет-проект «Век живи- век учи!» , Малинин М.В. – учитель информатики является техническим консультантом учителей района, Малинина Л.И. – организатором школьной Интернет-газеты ( стала в 2008 году победителем областного конкурса ), Катаргина Г.А. – учитель литературы, организатором участия школьников в областном проекте «Почему мы так говорим?» И за каждым из этих педагогов личные открытия образовательных возможностей своих учеников. Их количество растёт с каждым новым Интернет-проектом. Одно из последних событий в интернет- партнёрстве педагогов и школьников – совместное редактирование страниц Вики – учебника «Готовимся к ЕГЭ», установление контактов с муромскими школьниками в рамках проекта .  И думается, что этому не будет предела. Ведь это не просто новое направление в деятельности образовательного учреждения. Это –  одна из форм построения вариативной образовательной среды в условиях сельской школы.

 

Использованная литература:

 

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования под ред. Е.С.Полат - М., 2000
  2. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
  3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн