Официальный сайт teledu 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Муртазин И.А. Курсы по выбору. Переход от эксперимента к практике

Автор: 
Муртазин И.А.
Место работы: 
д.т.н., отличник народного просвещения г. Москва 

 

Аннотация

 

Статья посвящена проблемам методики “курсов по выбору” ,предложенной  в 1984 году автором статьи и апробированной в средней школе № 35 (1984-1986гг) и средней школе №41 (1988-1992гг) города Ижевска, которые возникают при обязательном ее использовании во всех школах страны. Так, общее число специалистов, необходимых для ведения  курсов по выбору в 9-11-х классах в 2009\2010 учебном году, может составить 301000. При этом каждая школа в среднем должна привлечь 3 – 4-х специалистов для девятиклассников и 5 -6-х для 10-11-и-классников, что является не простой задачей. Учителя в большинстве случаев не  смогут заменить специалистов, само присутствие которых  в школе, оказывает положительное влияние на школьников. Обращается также внимание на противоположные решения для вузов и школ одного и того же вопроса – подготовки выпускников к быстро меняющемуся и слабо предсказуемому миру специальностей. Подавляющее большинство вузов постаралось получить статус университетов и таким образом дать своим выпускникам хорошее базовое образование. В школах же напротив делается упор на специализацию за счет урезания часов базового образования. Школы самостоятельно и качественно не смогут решить стоящие перед ними задачи, нужна помощь всего общества. Не обойдена вниманием и проблема авторского права, как  в  названии методики” курсов по выбору”, так и ее содержания. Автор не согласен с заменой русского слова выбор на очередной “американизм”- электив (элективные курсы), не содержащего нового смысла.

______________

Курсы по выбору. Переход от эксперимента к практике
                                       

В 1984 году я,  будучи  заведующим сектором  Физико-технического Института         (ФТИ) УрО РАН , предложил и реализовал вместе с другими энтузиастами  в средних школах №35 (1984-1986гг) и №41(1988-1992гг) г. Ижевска методику  факультативов (курсов) по выбору (www.facultativ.narod.ru). В то время  практически во всех школах  использовался  знаниевый подход и единый учебный план. Поэтому  проводить курсы по выбору можно было только факультативно. Мне хотелось дать возможность каждому школьнику, начиная с 7- 8 (8-9 в современной школе) класса свободно выбрать или предложить самому для изучения факультатив, который бы отвечал его интересам и привлечь к ведению факультативов специалистов: инженеров, техников, научных сотрудников, преподавателей вузов, ссузов, сотрудников силовых, судебных, управленческих структур и т.п

При этом программа  каждого факультатива должна была предусматривать самостоятельную работу школьника, своеобразную  пробу сил в той области знаний, которую выбрал сам школьник. Именно участие в самостоятельной практической деятельности, приближенной к их будущей специальности, дает возможность учащимся раскрыть свои способности. Факультативы проводились одновременно для всех 8(9) классов по 2 часа в неделю, проходили  они не только  в школе, но и на производстве, в учебных заведениях. Результаты самостоятельных работ докладывались на семинарах факультатива, лучшие – на конференциях в школе и в  НОУ «Мысль» г. Ижевска научным руководителем которого я был первые 16 лет. Так, в средней школе № 35 г.Ижевска в 1984-1985 учебном году для всех четырех восьмых (девятых) классов было организовано десять факультативов: наука и культура, педагогика, ЭВМ и программирование, физика, химия, география, юный медик, радиоконструирование, сварка, юный металлург (Муртазин И.А.//Народное образование- 1987, №5, с.63). Пять из них вели сотрудники ФТИ, по одному – сотрудники Удмуртского госуниверситета, Мединститута, НИИ при Совете Министров УАССР, объединения «Ижсталь», школы. Среди руководителей факультативов – пять кандидатов наук, родитель одной из  школьниц, ветеран школы. Можно сказать, что мы создали школу с большой степенью самоорганизации (факультативы по выбору) в школе, которые дополняли и помогали друг другу, дисциплинировали школьников. Благодаря ряду факторов: общение со специалистами, свободный, предварительно обдуманный, выбор разнообразных факультативов, на которые они приходят не потому, что должны, так надо (хотя эти мотивации также важны) -здесь они именно там, где хотят быть; интересные задачи, возможность самовыражения они самоорганизуются  в целеустремленный коллектив, связанный общим интересом к познанию и выбору профессии.

Даже те (20%), кто не посещал факультативы, испытывали положительное  влияние от изменившегося отношения одноклассников к учебе. Одна часть из них, посещавших, в сущности, факультативы по выбору еще раньше их организации - музыкальные, шахматные и другие школы, секции от спортивных до научных и т.п. получила «прибыль в их полку». Другая, не отличающаяся успехами в учебе, напротив , потеряло в своем  «полку» –многие из них стали посещать факультативы по рабочим специальностям на базовом предприятии ПО «Ижсталь», в , в мастерских школы, ФТИ. Там у них все получалось, они знакомились с рабочими, со специалистами, с важностью их работы,  ощущали уважительное  к себе отношение. Они скоро осознавали, что без знаний, учебы квалифицированным рабочим, мастером не стать.                                                                

Конечно, круг выбора различных курсов по выбору нужно увеличивать, например, за счет объединения школ на время проведения курсов . Так, если в одной школе № 35 было десять факультативов, то для объединения из двух-трех школ число факультативов может достигать тридцати. Потребуется большое число руководителей факультативов (но для каждой школы оно останется неизменным) и здесь возможны различные варианты. Например, учителя-предметники могли бы взять на себя преподавание теоретической части факультатива; в свою очередь, специалистам больше всего подошла бы роль консультантов, равно как и практическая часть факультатива должна быть доверена им. Более затратный путь - уменьшать наполняемость курсов по выбору, приводит к увеличению числа специалистов. В 1988 г. идею факультативов по выбору поддержал Институт Усовершенствования Учителей и я получил возможность пропагандировать методику среди учителей Удмуртии. Нужно сказать, что отношение учителей к нашей методике  было доброжелательным. Может кто-то из них и перенес наш опыт в той или иной форме в практику своих школ уже в 80-е, 90-е годы. 

С 2003/2004 учебного года Минобразование РФ включает курсы по выбору в качестве обязательных предметов школьной программы и таким образом наш опыт получает Всероссийское применение. Хотя уже в 1985 году редакция Удмуртской Правды  написала в предисловии к нашей статье: «нет сомнения, что их опыт заслуживает самого широкого распространения», наша методика шла к широкому ее использованию более 19 лет. Результаты нашего опыта можно найти в Информационном письме Минобрнауки России об элективных курсах  от 13.11.2003 (Информационное письмо), потоке статей, инициированным им, и все это без ссылок на наши пионерские работы. Но, наверняка, наш 10-летний опыт положительно сказался, когда курсы по выбору стали внедряться «сверху».

Часы, отводимые на профильное  обучение, приводят к уменьшению объема часов базового образования. Исходя из нашего опыта, я считаю, что это уменьшение не должно быть значительным.    В пользу этого существует много хорошо известных аргументов. Добавим к ним ещё два:1) увеличение числа часов потребует и увеличения числа специалистов, что представляет собой сложную в исполнении задачу; и 2) подавляющее большинство вузов получило статус университетов, что позволило им усилить базовое образование.

Методика курсов по выбору, как элемент компетентностного подхода, может быть эффективной для выявления и развития творческих способностей учащихся, выбора ими будущей профессии  и т.п. только при правильном ее использовании. Прежде всего, необходимо выполнить комплекс мероприятий по выявлению интересов учеников и привлечь специалистов соответствующих специальностей. При этом программа любого курса будет ориентироваться на тот объем  знаний, который имеет и будет получать ученик  одновременно  с проведением курсов по выбору. Здесь мы сталкиваемся с проблемой перераспределения часов между базовыми и профильными предметами. Наш опыт показывает, что 2-3 часа в неделю для проведения одногодичных курсов по выбору вполне достаточно для решения поставленных задач. При этом отторжение 2 -3 –х часов от базовых предметов является незначительным. Встречаются предложения проводить  полугодичные  курсы по выбору (два в год). Если их проводить по 2 – 3 часа в неделю, то стоящие перед ними задачи в большинстве случаев трудно будет реализовать.  Увеличение же часов приведет  к ослаблению базового компонента образования, за счет которого только и может произойти перераспределение часов. Но в обоих случаях это приведет к двухкратному и более увеличению  числа специалистов, которое даже в случае одногодичных курсов по выбору может превысить 300 тысяч. В этом можно убедиться, если воспользоваться данными “Российского статистического ежегодника”  за 2008 г. М: Росстат  для дневных государственных  и муниципальных школ на начало определенного учебного года:

Таблица № 1


2003/2004

2005/2006

2007/2008

2009/2010

Число школ основных (неполных) и средних

11922

11280

10407

9606

372274

37025

36300

35614

Численность учеников в 5-9 и 10-11(12) классах (в млн.)

8,629

7,102                                 

6,500                           

5,950

2,853

2,445                                 

1,875                           

1,438

Средняя наполняемость 5-9, 10-11(12) классов

20

18

18

18

20

19

18

17

Значения для 2009\2010 учебного года  были  получены, исходя из предположения, что относительные изменения в период с 2005\2006 учебного года  по 2007\2008 учебный год, остались неизменимыми и в период с 2007\2008 учебного года по 2009\2010 учебный год. Если предположить, что численность учеников в 5 – 9–х классах одинакова, то далее легко получить, например, для 2003\2004 учебного года (года, с которого курсы по выбору стали обязательным предметом для всех  старшеклассников), следующие значения. В каждой школе в среднем было: учеников 35,1 в 9-x и по 38,27 в 10-x и 11-x классах, 1,75 9-х  и по 1.91 10-х и 11-х классов. Отсюда  можно заключить, что  наиболее часто будут встречаться случаи одного или двух классов в параллели 9-х классов и двух классов в параллелях 10-х и 11-х классов. Всего было 86290 9-х классов и по 71325 10-х классов  и 11 -х классов. Если предположить, что наполняемость курсов по выбору равна или не превышает половины наполняемости классов и что  каждый курс по выбору занимает весь учебный год, то их число будет вдвое больше числа классов. Это приведет к следующим результатам -  457880 курсов  по выбору, а, следовательно, и специалистов для их проведения по всей стране. В среднем  каждой школе нужно будет привлечь 3,34 специалиста для 9-х классов и по  3,82 – для 10-х и 11-х классов. Легко показать ,что в каждой четвертой школе в параллели 9-х классов был всего один 9-й класс. Если такая школа не смогла или не имела возможности объединиться на время проведения курсов по выбору с другой  школой, то она была вынуждена для улучшения условий выбора учащимися курсов по выбору из одного класса создать не два, а три курса по выбору. Это приводило к увеличению числа курсов по выбору в 9-х классов на 21000, а среднего числа специалистов  в каждой школе - до 4-х. В случаи одного класса в параллели могут быть и в 10-х и 11-х классах, что увеличивало число курсов по выбору и среднее число специалистов в каждой школе до 8.                                                                                      
Таким образом, общее число специалистов для проведения только курсов по выбору в 9-х – 11-х классах в 2003\204 учебном годе должно было быть порядка 480000, а каждая школа при этом в среднем должна была привлечь 12 специалистов. Это безусловно сложная задача для школ, о которой практически не упоминается в Информационном письме. Правда, там есть совет для школ с нехваткой педагогических кадров - кооперация с другими образовательными учреждениями. Хотя этот совет, исходя из нашего опыта, нужно адресовать всем школам, поскольку учитель в большинстве случаев не сможет решить задачи, стоящие перед курсами по выбору. Издание учебно-методических пособий, конечно, поможет учителю с меньшими хлопотами провести курс по выбору, даже два или три, но едва ли поможет школьнику правильно оценить профессию или специальность так или иначе затронутых в этих курсах по выбору. И где здесь “по-другому построенный учебный процесс”, декларируемый  в Информационном письме? Реально разработка курсов по выбору, особенно самостоятельных заданий, ближе к требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям, чем к работе учителя, ведущего предмет школьной программы. Но учитель способен посоветовать ученику, какой курс ему следует посещать и в некоторых случаях вести теоретическую часть курса и полностью вести курс по выбору, если он посвящен углубленному изучению преподаваемого им предмета. Но ни слова в информационном письме не сказано о специалистах производств, НИИ, аппарата управления различных уровней, здравоохранения, силовых структур и т.п. Специалист, как никто другой, исходя из своего и коллег опыта, может познакомить со своей профессией, ввести в ее внутренний мир и предложить старшеклассникам интересные самостоятельные работы-исследования, для выполнения которых зачастую достаточно школьных знаний. Последнее является еще одним стимулом для изучения учениками базовых предметов школьной программы. Специалист познакомит школьников и учителей с современными достижениями науки, техники, сельского хозяйства и т.п., которые в ближайшем будущем потребуют специалистов и займут место в школьных программах. Так, курс ЭВМ и Программирование в нашем эксперименте проводился в вычислительном центре ФТИ до того, как соответствующий предмет Информатика стал обязательным для школ. Наш опыт убеждает, что появление в учительском коллективе специалистов положительно влияет на отношение старшеклассников к учебе, выбору своего места в жизни, на их поведение. Чтобы привлечь в школы специалистов, выполнить мероприятия, направленные на повышение эффективности учебного процесса, можно предложить наполнить конкретными действиями лозунги типа “Школа – Дело всенародное”. Привлечь к этой работе глав администраций, предприятий, НИИ, вузов, партий и т.п. Школа в одиночку с задачами воспитания и образования школьников не справится, несмотря на начальственные приказы. Одним из таких приказов заканчивается Информационное письмо: “Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов…”.
Интересно знать, какие цели преследовали сотрудники Минобрнауки России, вводя новые “американизмы” электив (элективные курсы) вместо использованных  в наших пионерских работах факультативы по выбору и курсы по выбору, факультативов по интересам? – Предать забвению русское и  общеславянское слово “выбор”? - Но тогда это противоречит усилиям государства в поддержке чистоты русского языка. Нового смысла по отношению к слову ”выбор”  “американизмы” не несут и поэтому их появление более, чем странно. Необъяснимым для меня является и то обстоятельство, что Минобрнауки России дает противоположные решения одного и того же вопроса для школ и вузов – подготовка выпускников к быстроменяющемуся миру специальностей и профессий.

В первые годы перестройки большинство вузов стремилось получить и получало  статус университетов, что позволяло им усилить базовое образование студентов. И это обусловлено тем, что в быстроменяющемся мире технологий, знаний,  экономических и социальных изменений выпускнику вуза с хорошей базовой подготовкой легче найти применение, чем выпускнику, получившему узкую специализацию. Таким образом, мы видим, что одно и тоже Министерство образования и науки РФ  разрешает  высшей школе усиливать компонент базового образования, а в средней школе напротив усиливает компонент профильного обучения. Складывается впечатление, что Совет ректоров вузов смог перебороть тенденцию Министерства, а школы не смогли. Возможно потому, что в отличие от ректоров вузов, директора школ не смогли организовать Совет директоров школ районов , городов, регионов России.

В заключение на основании данных Таблицы дадим прогноз количеству курсов по выбору, специалистов и т.п. на 2009\2010 учебный год. Во всех дневных государственных и муниципальных школах будет 66111  9-х классов и по 42294  10-х и 11-х классов, всего 150699 старших классов. В каждой школе в среднем 1,46  9-х классов и по 1,20  10-х и 11-х классов. Если принять, что наполняемость курсов по выбору равна половине наполняемости классов, то курсов по выбору будет в два раза больше, чем 9-х - 11-х классов, т.е. 301398 (при условии, что каждый курс по выбору является одногодичным). В этом случае каждой школе в среднем необходимо пригласить 3-х специалистов для 9-х классов  и  5-в 10-е-11-е классы. Количество курсов по выбору увеличится, если школы, где имеется только один класс, в каждой параллели, не сможет объединиться на время проведения курсов  с другими школами. В этом случае для расширения учениками выбора курсов школа будет вынуждена из одного класса организовать не два, а три курса по выбору. Это может привести к увеличению количества курсов по выбору до 390845 специалистов. При этом каждой школе в среднем нужно пригласить 10 специалистов-3,70 для 9-х классов и 6,30 для 10-х и 11-х классов. Количество курсов по выбору возрастет, если они будут проходить два раза в год до астрономического значения 781690.что превышает общее число (620000) преподавателей вузов, ссузов, научных сотрудников государственных  академий. В этом случае каждой школе в среднем нужно  будет пригласить 7 специалистов для  9-х  и 12-х   для 10 -11–х  классов.

Какие выводы можно сделать из этих проведенных количественных оценок? – Отдельные школы смогут пригласить необходимое число специалистов, часть курсов по выбору, посвященных углубленному изучению школьных предметов, они смогут провести силами учителей.  Большинство же школ не сможет без помощи пригласить необходимое количество специалистов, которое для средней школы лежит в интервале от 8 до 19. Очевидно, в этих случаях практически все курсы по выбору будут вести учителя, сводя тем самым на нет саму идею курсов по выбору. Таким образом, управленцам от образования необходимо заранее учитывать трудности, которые возникают при переносе опыта отдельных школ  на все школы страны, оказывать практическую помощь школе в их преодолении.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн