Автор:
Скрипченко Вера Владимировна
Место работы:
учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения гимназия № 5 муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан
Разработка урока русского языка в 7 классе
«Служебные части речи»
Я разрабатываю уроки с использованием компьютеров, проектора, экрана или интерактивной доски.
Обобщающий урок по теме «Служебные части речи» проводится в 7 классе в третьей четверти. Количество уроков русского языка в неделю всего 3 часа. Это очень мало для усвоения программного материала. Приходится теоретический материал давать блочно. Времени на закрепление, повторение, словотворчество не хватает. Здесь использование ЦОР оказывает неоценимую помощь.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru предназначена для всех участников образовательного процесса – от учеников и родителей до разработчиков УМК и руководителей органов образования.
- Портал Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru является окном доступа к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов (ЭОР) шести типов.
- http://som.fsio.ru – методическое объединение учителей
- http://it-n.ru – Сеть творчески работающих учителей
- В сети имеется Единое окно доступа к образовательным ресурсам по адресу http://window.edu.ru. Например, в ресурсе Библиотека представлено более 11000 учебных материалов, которые могут читаться с любого экрана.
- http://sch.edu.ru Российский общеобразовательный портал предлагает коллекции по различным предметам
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
(обобщение)
Цели: а) обобщить и систематизировать изученный на предыдущих уроках материал о служебных частях речи;
б) отрабатывать практические навыки правописания союзов, предлогов, частиц; в) воспитывать бережное отношение к родителям, любовь к родному краю.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, таблицы, презентации.
Ход урока:
- Актуализация.
- Здравствуйте, ребята! Какой сегодня чудесный день! Как я рада видеть вас на уроке! О чем я хотела бы вам сказать, употребляя в своей речи такие предложения? (О своём настроении, об отношении к окружающему.) Какие части речи я использовала, чтобы привлечь ваше внимание к моему настроению? (Модальные частицы).
-Сегодня, ребята, мы ещё раз поговорим о служебных частях речи.
Учитель сообщает о целях урока.
- Реализация домашнего задания. Ребята подготовили презентации о служебных частях речи. Трое учеников проводят мини-уроки, которые состоят из теоретического и практического блоков.
- Индивидуальная работа по таблицам со слабыми учениками. (На компьютерах).
- Составить рассказ о предлогах.
- Составить рассказ о союзах.
- Составить рассказ о частицах.
- Остальные ученики выполняют задания с экрана. ( Приложение № 1)
- Игра «Всяк молодец на свой образец». (Задания на экране).
Составьте предложения с данными словами, объясните разницу в правописании этих слов.
В течении - в течение. В продолжении – в продолжение. В следствии – вследствие.
- На экране текст. Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание служебных частей речи.
1. Как х..роша пр..рода Башкортостана! Н..где (н..)встречал места краше, чем мой р..дной край. 2. Сколько(бы) я (н..)пытался найти что-то луч(?)шее в жизни, Родина милее всего.3. В течени.. всей своей жизн.. (н..) видел ничего пр..краснее Асылыкуля!
( из сочинений учащихся)
- Прочитать текст. Какую роль играют союзы в предложении?
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.
Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском или отцовском сердце радостью или болью, счастьем или страданием, и человеческий долг детей – платить родителям за их безграничную любовь и преданность тем же: заботами, любовью и преданностью.
А. Сухомлинский
- Игра « Федот, да не тот».
С указанными словами составьте пары предложений, чтобы в одном из них были союзы, а в другом – части речи, которые пишутся раздельно.(Задание на экране).
Зато - за то, несмотря – не смотря, потому – по тому, тоже - то же, притом – при том.
- Тесты со взаимопроверкой.
I. Укажите производные предлоги:
А) Я тревожусь о маме.
Б) Благодаря хорошей погоде, мы отправились в лес за грибами.
В) Воду брали из колодца.
Г) В воскресенье я отправился в гости к хорошему другу.
II. Укажите предложение, в котором допущена ошибка.
А) В продолжение двух дней дела мои продвинулись.
Б) О судьбе героев автор обещал рассказать в продолжение романа.
В) В течение недели все готовились к семинару.
Г) В течении реки произошли изменения.
III. Укажите предложение, в котором допущена ошибка
А) Олегу тоже не сиделось в бричке.
Б) То же слово, да не так бы молвить.
В) Что бы писать грамотно, надо знать теорию.
Г) Молчание тоже ответ.
IV. Укажите предложение, которое соответствует схеме:
А) Характер для человека – это то же, что запах цветка.
Б) Что бы ни случилось, не теряй бодрости.
В) Для любого человека важно иметь активную гражданскую позицию.
Г) Вдруг мне показалось, как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна.
V. Укажите предложение, в котором нет модальных частиц.
А) Как чист и нежен облик юного лица!
Б) Разве мы уже доехали?
В) Как бьётся моё сердце!
Г) А ведь красота Земли – вещь священная,
великая вещь в нашей жизни.
ОТВЕТЫ:
1. Б 2. Б 3. В 4. Г 5. Б
ОЦЕНИВАНИЕ:
«5» - нет ошибок
«4» - допущена одна ошибка
«3» - допущены две ошибки
«4» - допущены три ошибки
«2» - допущены четыре и более ошибок.
X. Подведение итогов урока, оценивание.
X. Лингвистическая задача.
Даны следующие формы слова дом с их переводами и пояснением ихупотребления на примерах в предложениях:
Къатлуву – в доме Я нахожусь в доме.
Къатлухух – за домом и мимо дома Я прохожу за домом.
Къатлувату – из дома Я выхожу из дома.
Къатлулу – под домом Я нахожусь под домом.
Къатлуй – на доме Я нахожусь на доме (на крыше)
Къатлувун –в дом Я вхожу в дом
Къатлухату – из-за дома Я выхожу из-за дома
Къатлулун – под дом Я спускаюсь под дом.
Къатлуйх – по дому Я прохожу по дому (по крыше)
Перевести на лакский язык:
Из-под дома Я выхожу из-под дома.
Через дом Я прохожу через дом.
На дом Я поднимаюсь на дом ( на крышу).
Ответы:
Къатлулату
къатлувух
Къатлуйн
XI. Дома. Составить словарный диктант из двадцати числительных.
|