Место работы:
Красноярский край Сухобузимский район МОУ «Высотинская сош» учитель русского языка и литературы
Новые методики и технологии, используемые на уроках и во внеурочное время
Сотрудничать, любить и развивать,
Детей сужденья мудро принимать,
Ориентировать на личность обучение –
Лишь в этом педагога назначение.
О.Головко
Именно в этих словах отражаются цели и задачи моей педагогической деятельности, именно эти слова служат для меня путеводителем в учебно-воспитательном пространстве, именно эти слова являются девизом нашего образовательного учреждения.
По действующему Закону «Об образовании в Российской Федерации» приоритетным направлением современной школы должна стать подготовка ученика как активного субъекта жизни, умеющего творчески решать проблемы, понимающего ценность и смысл своих действий, ответственного за их последствия. Совершенно очевидно, что реализация поставленных целей сегодня осуществима только при условии внедрения в школьную практику современных инновационных технологий. На мой взгляд, это, прежде всего, новые пути добывания информации и работы с ней, деятельностный характер обучения, новые взаимоотношения учителя и ученика, взаимоотношения сотрудничества и сотворчества, позволяющие ребёнку осознавать себя сознательным участником учебного процесса. Поэтому преподавание русского языка и литературы выстраиваю в рамках личностно ориентированной направленности образования. Для понимания важности и необходимости подобной концепции происходил довольно сложный психологический настрой. Этот выбор обусловлен не только моими личными потребностями как учителя, но и главным «вызовом» времени, требующего от каждого человека личностного отношения к общим ценностям.
Четыре года назад самостоятельно изучила основные принципы ведущих инновационных педагогических технологий, апробировала их, отобрав наиболее приемлемые для психологических и умственных способностей ребят, обучающихся у меня. В реализации поставленных перед собой и детьми целей и задач мне помогает внедрённая в образовательный процесс технология встречных усилий, направленная на личностно ориентированное обучение, развивающая собственное видение учащимися художественных образов, формирующая умение осмысливать итоги деятельности, создающая благоприятную атмосферу сотворчества. Поэтому 67% моих учеников
- грамотно формулирует вопросы по изучаемой теме;
- ставит перед собой проблемы и решает их совместно с учителем или самостоятельно;
- умеет систематизировать материал в таблицы и схемы;
- прогнозирует ожидаемое содержание предстоящей работы;
- добывает информацию и находит условия для её реализации;
- преломляет полученные знания через личностное восприятие, в результате создавая самостоятельную творческую работу (синквейн – пятистишие, по содержанию отвечающее решаемой проблеме);
- 25% ребят не подозревали, что могут неплохо писать стихи.
Подробную информацию об этапах и приёмах технологии встречных усилий (ТВУ) с вариантами заданий и творческими работами учащихся (стихотворениями о литературных героях, русских поэтах и писателях) можно найти через гиперссылку.
21 век – век компьютерных технологий. Не понимать этой простой истины – значит превратиться в постоянного догоняющего. Поэтому, пройдя обучение в 2006 году в Красноярском краевом институте повышения квалификации работников образования по теме «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника», я смело начала внедрение ИКТ в образовательный процесс. Умеренное использование информационных технологий в урочную и внеклассную работу даёт исключительно положительные результаты:
- активизируется познавательный интерес учащихся;
- дети получают возможность через мультимедийную систему крупномасштабно видеть иллюстративный и фотографический материал, сопровождающий лекцию учителя;
- выполняют предложенный тест с автоматическим выставлением оценки;
- исключается поиск нужных для анализа стихотворений, что значительно экономит время;
- повышается уровень учебной мотивации;
- ребята приучаются добывать информацию через Интернет в урочное или внеурочное время;
- ученики, начиная с 6-го класса, под руководством учителя или самостоятельно создают презентации по предложенным темам и защищают их;
- сам учитель уже не может работать по-старому, спустя рукава, он вынужден находиться в постоянном поиске дополнительной информации, современных методов и приёмов, способствующих развитию у школьников потребности в получении и обработке новых знаний.
Мною разработаны и проведены следующие уроки, внеклассные мероприятия и электронные альбомы о жизни и творчестве русских поэтов и писателей:
- урок литературы в 9 классе «Я тоже была…» о личности и судьбе М.И.Цветаевой (материал урока отправлен на всероссийский Фестиваль педагогических идей «Открытый урок 2006-2007», размещён в Интернете, а краткое описание опубликовано в «Сборнике тезисов» издательством «Чистые пруды», 2007»);
- урок литературы в 10 классе «Внимая ужасам войны» по «Севастопольским рассказам» Л.Н.Толстого;
- урок литературы в 10 классе «Петербург Достоевского» по роману «Преступление и наказание»;
- урок литературы в 10 классе «Анализ эпизода «Первый визит Раскольникова к Соне»;
- урок литературы в 10 классе «Проблема природы и человека» в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар»;
- урок литературы в 9 классе «Классицизм»;
- урок литературы в 11 классе «Символизм»;
- урок литературы в 11 классе «История казачества»;
- урок литературы в 11 классе «Проект по пьесе М.Горького «На дне»;
- урок литературы в 11 классе «Сколько стоила Победа»;
- урок русского языка в 6 классе «Обобщение по теме «Прилагательное» (материал урока отправлен на всероссийский конкурс «Учительские находки» и размещен в Интернете);
- урок русского языка в 6 классе «Обобщение по теме «Числительное»;
- урок развития речи в 6 классе по картине Т.Яблонской «Утро» «Рассказ по картине, включающий описание»;
- внеклассное мероприятие для старших классов «Россия! Русь! Храни себя, храни!» о личности и судьбе Н.Рубцова;
- созданы электронные альбомы о жизни и творчестве А.А.Фета, Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова, А.А.Блока, И.А.Бунина, С.А.Есенина, А.С.Пушкина, М.ЮЛермонтова, Ф.М.Достоевского, А.П.Платонова, М.А.Булгакова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева, М.И.Цветаевой.
По вышеуказанным материалам проведены открытые уроки на уровне школы и мастер-классы на уровне района.
В 2006 году я проходила аттестацию на высшую категорию в форме представления системы своей работы в виде электронного портфолио.
Детьми сделаны следующие презентации:
- «Русские народные обычаи и праздники», «Гадания» (6 работ) - 6 класс;
- по романам «Преступление и наказание»(10 презентаций) и «Война и мир» (20 презентаций)- 10 класс;
- «Энциклопедия одного слова» (15 работ)- 10 класс;
- по повести Гоголя «Портрет» (3 работы) - 8 класс;
- по пьесе Горького «На дне» (5 работ) – 11 класс;
- по комедии Грибоедова «Горе от ума» - (2 работы) – 9 класс;
- по поэме Лермонтова «Песня про купца Калашникова…» (4 работы) – 7 класс…
В перспективе – создание совместно с детьми электронной библиотеки о жизни и творчестве русских поэтов и писателей.
В 2007-2008 учебном году мои ученики на школьной научно-практической конференции заняли призовые места (1 и 2 место).
В этом же году межшкольный методический центр Сухобузимского района (ММЦ) заключил со мною соглашение, целью которого является оказание с моей стороны содействия развитию системы образования района в рамках приоритетного национального проекта «Образование», развитие сетевого взаимодействия педагогов с использованием ИКТ.
Применение инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе даёт хорошее качество знаний:
|
Русский язык
|
литература
|
год
|
успеваемость
|
качество
|
успеваемость
|
качество
|
2005-2006
|
100%
|
46,2%
|
100%
|
52,8%
|
2006-2007
|
100%
|
49,4%%
|
100%
|
65,3%%
|
2007-2008
|
100%
|
49,4%
|
100%
|
65,3%
|
Учащиеся одобряют использование мною современных технологий, о чём говорят данные анкетирования:
Растёт высокий уровень мотивации учащихся к получению и обработке новых знаний:
Во многом введение в образовательный процесс инновационных технологий, дающих стабильный или позитивный уровень качества знаний, позволило мне в 2007-2008 учебном году стать победителем конкурса «Лучшие учителя России» на федеральном уровне.
|