Автор:
Маслак Екатерина Николаевна
Место работы:
учитель биологии высшей категории МОУ СОШ № 2 с УИОП п. Восточный Омутнинского района Кировской области
Межпредметный элективный курс для 9 класса «Биология среди наук» с использованием ИКТ
Дополнительные материалы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года» наряду с другими важными стратегическими задачами, ставится задача профильного обучения в старших классах, которому предшествует предпрофильная подготовка. Учебный план предпрофильной подготовки в 9 классе рекомендует 2/3 времени отводить на специально организованные краткосрочные элективные курсы (курсы по выбору).
Мною разработана программа элективного курса «Биология среди наук», потому что современный подход к изучению биологии немыслим без установления межпредметных связей с другими учебными предметами.
Модернизация образования также идет по пути интеграции естественнонаучных знаний - именно эти знания привели в свое время к возникновению пограничных наук (биофизики, биохимии, космической биологии и др.), они лежат в основе развития новых видов промышленности (например, биотехнологии) и прогрессивных технологий (например, генной инженерии).
Коль скоро эти тенденции прочно вошли в жизнь, они должны найти отражение и в программе по биологии. Конечно, учителя на отдельных уроках выстраивают некоторые межпредметные связи, а данный элективный курс призван отразить комплекс всевозможных связей биологии с другими науками – в этом его новизна.
Цель курса: создать условия для осознанного выбора школьниками класса профиля дальнейшего обучения через
- напоминание ученикам о том, что биология – одна из самых интересных и важных наук,
- знакомство со смежными с биологией науками и
- интеграцию знаний, полученных учащимися по другим школьным предметам
Задачи курса:
1. Образовательные:
- развивать познавательный интерес учащихся к биологии на материале, выходящем за рамки школьной программы
- дать представление о важнейших направлениях науки и техники на доступном для учеников уровне
- развивают информационную компетентность, закрепляют умение использовать средства Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsof Power Point, Paint , находить нужную информацию, используя ИНТЕРНЕТ
2. Развивающие: продолжить развивать интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы учеников
3. Воспитательные: продолжить нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое и гигиеническое воспитание учащихся
Использование компьютера при подготовке учителя
к проведению элективного курса:
- мною создана презентация с помощью Microsoft Power Point для того, чтобы заинтересовать девятиклассников моей программой и сформировать группу для занятий
- для первого занятия мною создан кроссворд с помощью Microsoft Excel с целью мотивации (ученики должны понять, что они еще не очень много знают, а древние философы говорили «Не стыдно не знать – стыдно не хотеть знать», поэтому мотив
- занятий на моем элективном курсе будет обеспечен). Этот кроссворд можно использовать и на последнем занятии, как итоговый
- средствами Microsoft Word:
- подготовлены брошюры: сборник заданий со словарями и художественной литературой по теме «Биология и литература» и сборник занимательных задач биологического содержания для занятия «Биология и математика»
- распечатаны задачи – новеллы о растениях, сыгравших некую роль в истории и мифы о происхождении названий бабочек к занятию «История становится ближе», стихи русских поэтов, в которых допущены биологические неточности для занятия «Биология и литература»
- составлена картотека иллюстраций, аудиофрагментов и текстов Единой коллекции
цифровых и образовательных ресурсов, используемых на занятиях
Цифровые образовательные ресурсы (компакт-диски, Интернет-ресурсы) и компьютерные программные средства:
- иллюстрации, аудиофрагменты и тексты Единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов
- компакт – диски (учебные электронные издания):
- «Биология: лабораторный практикум (6 – 11 класс)»
(Республиканский мультимедиа центр, 2004)
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (ООО «Кирилл и Мефодий», 2004)
- «Энциклопедия классической музыки» (АО «КОМИНФО», 2002)
- «Эрмитаж: искусство Западной Европы» (ЗАО «ИНТЕРСОФТ», 1998)
- «Шедевры русской живописи» (ООО «Кирилл и Мефодий», 2001)
- «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
(АО «КОМИНФО», 2001)
- http://www.biodat.ru
- http://www.en.edu.ru/ db/sect
- http://www.rwn.boom.ru
- http://www.zmmu.msu.ru
- http://www.anatomya.com/index.html
- http://www.biodan.narod.ru
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:
Тема 1. Природа в музыке и живописи.
Растения, животные и человек
- в русских народных песнях и классической музыке М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского–Корсакова, П. И. Чайковского и других композиторов
- на картинах В. Васнецова, М. Врубеля, Леонардо да Винчи, В. Гога, И. Левитана, В. Серова, И. Шишкина и др. (в натюрмортах, на портретах, в пейзажах, в
батальных и анималистических картинах)
-
Тема 2. Биология и литература.
Растения и животные:
- в пословицах и фразеологизмах,
- сказках,
- стихах Э. Асадова и баснях И. Крылова,
- рассказах и повестях В. Астафьева, Б. Васильева, Р. Киплинга, Д. Лондона, Г. Троепольского, И. Тургенева, А. Чехова и других
Тема 3. История становится ближе.
- Растения, сыгравшие некую роль в истории разных народов и государств (берёза и Россия, хризантема и Япония, оливковое дерево и Древняя Греция и др.)
- Происхождение названий растений и животных из мифов Древней Греции (адонис, аполлон, махаон и др.)
- Палеонтология, как историческая наука (зарождение и развитие палеонтологии, «говорящие» атомы и молекулы, свидетельства из глубины веков и др.)
Тема 4. Биогеография.
- Биогеография, как наука.
- Флора и фауна Евразии, Африки, Австралии, Южной и Северной Америки,
Антарктиды, Мирового океана.
Тема 5. Биология и математика
- Как математика помогает биологам.
- Живой организм в цифрах: что можно в живом организме сосчитать, взвесить, измерить и т.д.
- Решение задач по физиологии человека, для желающих - занимательных задач биологического содержания.
Тема 6. Биохимия.
- Биохимия, как наука.
- Биохимия растений (химизм почвенного и воздушного питания, химические вещества, которые запасаются в разных органах растений).
- Биохимия человека и животных (разнообразные белки, находящиеся в их
организмах).
Тема 7. Иностранные языки для биологии.
Иноземное происхождением терминов по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека: греческие и латинские корни и приставки, наиболее часто встречающихся в биологических терминах.
Тема 8. Биофизика. Применение достижений биофизики
- в микробиологии (приборы для операций на живой клетке: микроманипуляторы, микроэлектроды, микродатчики),
- в ботанике (превращение водопроводной воды в дождевую, изучение влияния электричества на фотосинтез, семена и проростки)
- в науках, изучающих организм человека (влияние электромагнитных волн на мышцы
и нервы, физические основы действия радиоактивных излучений на организм)
Тема 9. Бионика.
- Что такое бионика.
- Использование в инженерной мысли знаний по ботанике и зоологии: соломина и Останкинская телебашня, дома-«початки», пагоды-«ели», «ухо медузы», гидротон,
Эйфелева башня, локатор, фотоаппарат и многое другое.
Тема 10. Биология и ИКТ.
- Интерактивные лабораторные работы по биологии.
- Электронное издание атласа по анатомии и физиологии человека.
- Коллекция фотоизображений и видеозаписей о растениях и животных на компьютерном диске.
Тема 11. Биотехнология.
- Что такое биотехнология.
- Традиционная биотехнология: хлебопечение, сыроделие, виноделие.
- Новейшая биотехнология: производство витаминов, антибиотиков и ферментов, генная инженерия («пища Франкенштейна» - генетически модифицированные
продукты), клонирование живых организмов (история овечки Долли)
12. Итоговое занятие.
Элективный курс рассчитан на 12 часов, из которых:
· теоретических занятий – 35 % времени курса
· практических занятий – 65 % времени курса, в том числе:
-работа с литературой: с художественной литературой, фразеологическим
словарем, учебниками ботаники и зоологии,
-решение задач
-мини-конференция
-экскурсии в биохимическую лабораторию МСЧ
-занятия в компьютерном классе с использованием компакт-дисков
(электронных учебных пособий), компьютерных программных средств –
Microsoft Word, Pаint, иллюстраций, аудиофрагментов и текстов из Единой
коллекции цифровых образовательных ресурсов, ИНТЕРНЕТ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА:
Тема занятия
|
Форма проведения
|
1. «Природа в
музыке и живописи»
2. «Биология и
литература»
3. «История становится ближе»
4.«Биогеография»
5. «Биология и
математика»
6. «Биохимия»
7.«Иностранные
языки для биологии»
8. «Биофизика»
9. «Бионика»
10. «Биология и ИКТ»
11.«Биотехнология»
12. Итоговое занятие
|
Беседа с прослушиванием отрывков из музыкальных произведений с диска «Энциклопедия классической музыки»:
П.И.Чайковский
- «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
- «Танец маленьких лебедей» из балета
«Лебединое озеро» (с видеофрагментом)
- Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля»
- Сен-Санс «Лебедь»
из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
- П.И. Чайковский - альбом «Времена года»:
- Март. Песня жаворонка. Аудиофрагмент № 22306
- Апрель. Подснежник. Аудиофрагмент № 22307
- Ноябрь. На тройке. Ауиофрагмент № 22314
- М.П.Мусоргский – альбом «Картинки с выставки»:
Балет невылупившихся птенцов. Аудиофрагмент № 21553
Посещение виртуальных музеев – знакомство с шедеврами живописи:
диск «Шедевры русской живописи»:
- В.Васнецов «Богатыри»
- А.Венецианов «На пашне»
- Ф. Рокотов «Портрет Струйской»
- В. Борисов – Мусатов «Водоем»
- К.Брюллов «Последний день Помпеи»
- А. Суриков «Утро стрелецкой казни»
диск «Эрмитаж: искусство Западной Европы»
- Караваджо «Юноша с лютней»
- Рубенс «Портрет камеристки»
- Рембрандт «Флора»
- О.Ренуар «Девушка с веером»
диск «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
жанры: анималистический, пейзаж, натюрморт, портрет
из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
- В. Васнецов «Аленушка»: иллюстрация № 109776,
описание и история создания – текст № 109927
- А. Венецианов «Жница»: иллюстрация № 123301
«Спящий пастушок»: иллюстрация № 123296
- И. Левитан «Вечерний звон»: иллюстрация № 109889 и «Март»: иллюстрация № 109793
- В. Серов «Девочка с персиками»:
иллюстрация № 109720 ,
описание и история создания: текст № 1089879
- В.Шишкин «Рожь»: иллюстрация № 109735,
«Утро в сосновом бору»: иллюстрация № 109790,
описание и история создания: текст № 109838
- А.Суриков «Взятие снежного городка»: иллюстрация № 123289
Прослушивание и обсуждение басен И. А. Крылова, главными героями которых являются животные
из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
- «Волк и ягненок»: аудиофрагмент № 105743
- «Квартет»: аудиофрагмент № 105741
- «Свинья под дубом»: аудиофрагмент № 105745
Выполнение заданий
- с фразеологическим словарём (диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»): найти фразеологизмы и фразеологические обороты, где упоминаются растения и животные
- с текстами отрывков из стихотворений русских поэтов: найти в них биологические неточности
Ученики получают брошюрку с домашним заданием: из предложенных заданий они должны выполнить 5 по своему выбору
Решение задач – новелл, герои которых – растения, сыгравшие некую роль в истории разных государств,
мини – конференция (ученики готовят небольшие сообщения по мифам о названиях бабочек и выступают перед присутствующими)
Обсуждение статьи «Бактерии из захоронений майя» из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:текс № 120869
Знакомство с биогеографическими картами на диске «Биология: лабораторный практикум (6 - 11 класс), энциклопедией «Флора и фауна» на ИНТЕРНЕТ – сайте http://www.biodat.ru
Беседа «Организм человека в цифрах», практикум по решению задач по физиологии человека, решение занимательных задач биологического содержания
- Экскурсия в лабораторию МСЧ по теме: «Биохимический анализ крови»,
- обсуждение статей из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
- «Белок, спасающий от смерти»: текст № 54104
- «Яды и их владельцы»: анимация № 124891
- составление кроссворда «Вещества организма человека» средствами Microsoft Excel
Ученики создают средствами Microsoft Word брошюру из греческих и латинских приставок и корней слов, наиболее часто встречающихся в биологических
терминах, а затем с ее помощью отвечают на вопросы, расшифровывая термины.
- Лекция «Человек – пловец в море электромагнитных волн»,
- обсуждение статей из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
- «Электросварка» живых клеток»: текст № 119763
- «Вернисаж инфракрасных портретов»: текст
№53935
- «Вездесущий ультразвук»: текст № 122911
- Беседа, обсуждение статей из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
- «Архитекторы и строители гнезд»: текст № 121586
- «Махолет – мечта или реальность?»: текст № 122684
- «Ацетобулярия – водоросль и модель»: текст № 122116
- «Патенты природы»: текст № 120165
- выполнение рисунков средствами Paint приборов и сооружений, сконструированных с использованием биологических знаний
Ученики знакомятся со статьей из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: «Биоинформатика»: текст № 54077
выполняют лабораторные работы по ботанике, зоологии и анатомии человека с диска «Биология: лабораторный практикум (6 – 11 класс)»
знакомятся с коллекцией фотоизображений и видеозаписей о животных и электронным изданием атласа по анатомии человека этого электронного пособия, находят информацию о растения, животных и человеке на ИНТЕРНЕТ - сайтах
http://www.rwn.boom.ru
http://www.zmmu.msu.ru
http://www.anatomya.com/index.html
Ученики знакомятся со статьями из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
- «Бифштекс из пробирки»: текст № 53604
- «Биотехнология на службе безопасности»: текст № 54039
и собирают информацию в ИНТЕРНЕТ по теме:
- традиционная биотехнология: хлебопечение, виноделие, производство молочно – кислых продуктов
- новейшая биотехнология: производство антибиотиков и ферментов, генная инженерия (производство генетически модифицированных продуктов и т.д.) и клеточная инженерия (клонирование и т.д.)
Анкетирование, заполнение итогового кроссворда, беседа с подведением итогов работы.
|
КОНТРОЛЬ:
ученик получает «зачет» по итогам:
- создания брошюры с биологическими терминами средствами Microsoft Word
- выполнения рисунков средствами Paint приборов и сооружений, сконструированных с использованием биологических знаний
- выполнения 3 интерактивных лабораторных работ по ботанике, зоологии, анатомии человека
- сбора информации по теме «Биотехнология» в ИНТЕРНЕТ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Варикаш В.М., Кимбар Б.А., Варикаш И.М. Физика в живой природе: Минск, Народная асвета, 1984
- Гар М. Тоже математика: больше, чем задачник: М., МАСС МЕДИА,1995
- Литвинов А.В. Историческая оранжерея: журналы Биология в школе №6 – 2003, №8 –
2003, №2 – 2004
- Мартьянов В.Н. Птицы, бабочки и мифы: журнал Биология в школе №1 – 1997
- Рохлов В., Теремов А. Петросова Р. Занимательная ботаника: М., АСТ –Пресс, 1999
- Сикало Н.А. Урок парадоксов: журнал Биология в школе №3 – 2004
- Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология: М, АСТ - Пресс, 2002
- Фридман М.В. Учитесь работать с биологическими терминами: журнал Биология для школьников №3 – 2004
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
В результате посещения данного элективного курса учащиеся:
- ученики еще раз убеждаются в том, что биология – одна из самых интересных наук
- получают представление о смежных с биологией науках и достижениях науки и техники на доступном для них уровне
- развивают информационную компетентность, закрепляют умение использовать средства Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Paint и находить нужную информацию, используя ИНТЕРНЕТ
- выбирают профиль обучения в старших классах.
|