Место работы:
Автор: Ергаев Руслан Олегович Гимназия №11, 8Б класс. Красноярский край Норильск Педагог-куратор: Пушкарева Галина Анатольевна Учитель истории высшей категории
Электронное пособие «Иллюстрированные кроссворды по истории Руси IX – XV вв.»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
В начале XXI в. человечество, несомненно, вошло в новую стадию своего развития: ученые и политики, предприниматели и педагоги все чаще говорят о наступлении Информационной эры. Современную жизнь уже довольно сложно представить без использования вычислительной техники.
Однако проблема эффективного использования ПК в школе остается чрезвычайно острой. Случаи регулярного применения ПК на уроках, особенно гуманитарного цикла, крайне редки.
Исходя из этой проблемы, я решил разработать электронный продукт по истории России не имеющий аналогов.
Цель проекта:
Создать оригинальное электронное пособие по истории Отечества, способствующие развитию зрительной памяти, образного мышления, развивающее интерес к изучению истории, стремление нестандартно подходить к решению творческих задач.
Задачи проекта:
- Изучить содержание электронных пособий по истории
- Изучить материал учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История государства и народов России» 6 кл.
- Собрать соответствующий иллюстративный материал из электронных образовательных ресурсов.
- Систематизировать собранный и изученный материал.
- Создать варианты кроссвордов.
- Провести опрос и интервьюирование респондентов.
- Проанализировать результаты исследования.
- Сопоставить полученный результат с поставленными целями. Сделать соответствующие выводы.
Предмет исследования: Электронные образовательные ресурсы по истории России.
Объект исследования: Отношение участников учебного процесса к новому электронному пособию.
Методы исследования: Сбор, анализ и систематизация информации, опрос, интервью, проектный метод.
Гипотеза:
Если я изучу электронные образовательные ресурсы по истории России ,
материал учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История государства и народов России» 6 кл..,и соберу соответствующий иллюстративный материал, систематизирую собранный и изученный материал, создам варианты кроссвордов, проведу опрос и интервьюирование респондентов, проанализирую результаты исследования, сопоставлю полученный результат с поставленными целями, то
смогу. создать оригинальное электронное пособие по историиРоссии, способствующие развитию зрительной памяти, образного мышления, развивающее интерес к изучению истории, стремление нестандартно подходить к решению творческих задач.
Характеристика работы:
Проект «Электронное пособие по Истории России» предусматривает не только исследовательский компонент изучаемой проблемы, но и активное использование ИКТ- компетентности учащихся, т.е. предусматривает общественно значимую деятельность обучающихся.
В результате реализации проекта будет собран и систематизирован материал для электронного пособия, резко возрастет уровень использования наглядности, изменится отношение к истории у ребят далеких от истории, но увлеченных ПК, изменится отношение к ПК как к дорогой, увлекательной игрушке. Учащиеся начнут воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Обоснование темы проекта:
XXI век-век Информационной эры, поток информации постоянно растет, потребление и усвоение ее требует значительных затрат энергии. В гимназии большой упор по всем предметам, в том числе и по истории делается на самостоятельную работу. Основная же проблема при самостоятельном занятии, как мне кажется, в том , что для получения знаний необходимо затратить определенную энергию, а именно этой энергии у нас оказывается недостаточно.
Эмоции спят, поводов для творчества немного. В такой ситуации самое время призвать на помощь компьютер.
Решению этой проблемы и посвящен мой проект Электронное пособие «Кроссворды по истории России». Конечным результатом должно стать само электронное пособие.
Этапы выполнения проекта:
1этап. Начальный этап (сентябрь 2006).
1.Определение темы проекта, формулирование его основной мысли, уточнение цели, исходного положения.
2. Начало подбора информации.
2 этап. Планирование деятельности по выполнению проекта.
(октябрь 2006г).
Формулирование и уточнение задач.
Продолжение сбора и уточнение информации.
3.Систематизация собранной информации. Изучение ее.
Систематизировав и изучив собранную информацию, я пришел к выводу, что полученный материал можно использовать для создания кроссвордов и логических заданий пи истории России.
3 этап. План действий по выполнению проекта (ноябрь 2006г).
Синтез и анализ идей.
Выбор оптимального варианта деятельности.
В результате синтеза и анализа идей был выбран вариант презентации в программе Power Point, эта программа понятна с первого знакомства, управление ею является максимально простым, имеется возможность компоновать материал по своему усмотрению, программа позволяет использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т.д.). То есть дает возможность заняться творчеством.
3.Составление и уточнение плана деятельности по реализации проекта.
План действий по реализации проекта.
Организационно-
содержательная работа.
|
Механизм реализации
|
Планируемый результат.
|
Определение общественно значимой проблемы изучения истории
Сбор информации по данной проблеме.
|
Анкетирование
Социологический опрос.
Изучение различных источников по обозначенной проблеме.
|
Сформированное представление о работе над проектом.
Достаточно объективная информация по данной проблеме.
|
Разработка собственного варианта решения проблемы.
|
1.Определение цели, задач проекта.
2.Определение содержания проекта. Составление плана работы.
3.Анализ и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам.
|
Достаточная информация по данной проблеме.
|
Реализация действий.
Проведение плановых мероприятий.
|
Изучение и анализ собранных материалов:
1.Киевская Русь.
2.Раздробленность на Руси.
3.Московская Русь.
|
1.Создание кроссвордов.
2.Создание презентаций.
|
Подготовка материалов к защите.
|
Систематизация материалов по следующим разделам:
-Демонстрационный раздел.
-Документальный раздел.
|
-Список источников.
-Схемы.
-Фотографии.
-Видеоматериал
_Документы, наиболее полно и доказательно представляющие проект..
|
Защита проекта.
|
1.Сценарий защиты.
2.Оформление презентации.
|
Устная защита.
|
Анализ результатов работы.
|
Анализ и сравнение поставленной цели и достигнутых результатов:
1.Разбор проделанной работы.
2.Выявление слабых сторон проекта.
|
Аналитические материалы.
|
5.Выбор и обоснование критериев успеха (разработка опросных листов для интервью с участниками проекта, др.).
Анкета для участника проекта.
Дорогой друг! Ваше мнение окажет неоценимую помощь для дальнейшего развития проекта. Ответьте, пожалуйста, на вопросы этой анкеты.
Дата «__»______г.
Класс_________
Оцените по пятибалльной системе проект электронное пособие «Кроссворды по истории России»:
Баллы
1.Содержание проекта интересно для меня.
2.Содержание проекта полезно для меня.
3.В проекте много новой информации для меня.
4.Информация усваивается и запоминается легко.
5.Задания к учебной деятельности в рамках
проекта интересны для меня.
6. .Задания к учебной деятельности в рамках
проекта полезны для меня.
7.Ваша общая оценка проекту.
Вопросы к интервью.
Учащиеся.
1. Что понравилось в проекте? Почему?
2. Что НЕ нравиться в проекте? Почему?
Как изменить проект?
Что вы можете пожелать авторам проекта?
4этап. Выполнение проекта (декабрь 2006г).
Работа над проектом.
Темы истории Руси в рамках проекта.
Тема: Киевская Русь.
1.Жизнь и быт славян.
2.Язычество.
3.Первые князья.
Тема: Феодальная раздробленность на Руси.
1.Государства и правители в XII – XIII веках.
2.Войны и воины в XII – XIII веках.
3.Русь и Орда.
Тема: Московская Русь.
1.Битвы и полководцы XIV – XV веков.
2.Правители XIV – XV веков.
Практическая работа в рамках проекта.
- Изучение ЭОР
- Составление кроссвордов по темам проекта.
- Создание презентаций.
Как работать с данным пособием:
- 1. Кроссворды открываются с помощью гиперссылок.
- 2.Для начала работы с кроссвордом нужно щелкнуть по одной из картинок.
- Работать с кроссвордами можно индивидуально за компьютером:
- Можно работать всем классом.
Кроссворды демонстрируются на экране, каждая иллюстрация в кроссворде обозначена цифрой, а у учеников есть сигнальные карточки с цифрами. На вопросы они отвечают, поднимая соответствующую карточку.
Выполнение намеченного исследования.
Опрос.
Вопросы опроса:
- Понравился ли вам подобный вид работы?
- Хотите ли вы, чтобы это пособие использовалось на уроках истории?
- Хотите ли иметь подобное пособие у себя дома?
- Считаете ли вы, что это пособие сделает изучение истории более увлекательным?
- Считаете ли вы, что это пособие поможет вам больше узнать об истории Отечества?
Ответы на вопросы опроса: учащихся 6-го класса. 67 учащихся
Да Нет Воздерж.
- Понравился ли вам подобный вид работы? 67 - -
- Хотите ли вы, чтобы это пособие использовалось
на уроках истории? 67 - -
- Хотите ли иметь подобное пособие у себя дома? 61 - 6
- Считаете ли вы, что это пособие сделает
изучение истории более увлекательным? 67 - -
- Считаете ли вы, что это пособие поможет
вам больше узнать об истории Отечества? 65 - 2.
Оформление проекта.
5 этап. Оценка результатов (январь 2007г.).
1.Самооценка достигнутых результатов.
2.Рецензирование проекта.
6 этап. Защита проекта (февраль 2007г.).
Подготовка доклада.
Защита проекта на научно-практической конференции гимназии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В результате моей работы над проектом было создано оригинальное, не имеющее аналогов электронное пособие по истории России, содержание которого соответствует материалам соответствующего периода в учебниках по Истории России.
Анализ проведенного в рамках проекта исследования показал, что
- Работа с электронным пособием резко увеличивает уровень использования наглядности на уроке, что, способствует развитию зрительной памяти, образного мышления.
- Изменяется отношение ребят к компьютеру как к дорогой, увлекательной игрушке, они начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.
- Изменяется отношение к предмету у ребят далеких от истории, но увлеченных компьютером. Их интерес к предмету значительно растет.
- Проект самовоспроизводящийся, т.к. появляется стремление заняться проектной деятельностью, т.е. нестандартно подходить к решению творческих задач у других учащихся.
- Работа с электронным пособием повышает интерес ребят к изучению истории, у них появляется энергия азарта, энергия удивления, энергия восхищения, и энергия любопытства. Что помогает преодолеть сложности изучения исторического материала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- А.А.Данилов, Л.Г. Косулина., История государства и народов России.6кл.,- М.: Дрофа; 2001.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки отечественной истории до XIXв., «Кирилл и Мефодий», 2004.
- Мультимедийный учебно – методический комплекс – супертьютор по курсу « История Отечества» 882 - 1917.; Современный Гуманитарный Университет, ЗАО «Новый Диск»,2001-2002.
- CD-ROM «История России и ее ближайших соседей», Энциклопедия для детей; ЗАО «Новый Диск », «АВАНТА+», 1999-2005.
- «Вехи истории», ИДДК , ООО «ИДДК ГРУПП»,2004.
- Энциклопедия истории России 862 -1917; «ИНЕРАКТИВНЫЙ МИР», ЗАО «Новый Диск »; Коминфо,1997-2001.
|