Автор:
Шапкина Марианна Александровна
Место работы:
Красноярский край Г.Железногорск МОУСОШ №97 Зам. директора по ВР, учитель музыки
Музыкально-литературная гостиная
"О женщина! Ты – мать, и жизнь, и символ красоты!"
Разработка интегрированного внеклассного мероприятия по литературе, изобразительному искусству и музыке.
Методическое описание
Данное мероприятие направлено на формирование общечеловеческих ценностей,
на развитие культуры учащихся через показ произведений великих художников, икон с изображением Богоматери, восприятия музыки Ф.Шуберта, П. Чайковского, К. Дебюсси, И.С. Баха, В.Моцарта, Дж. Каччини, поэтического слова А. Фета, С. Острового,
В. Рождественского.
Разработка может быть использована в урочной деятельности («Музыка» – 5 класс по программе Г. Сергеевой, Е Критской, МХК «Эпоха Возрождения», «Иконопись», литература – «Поэты России о матери»), внеклассных мероприятиях, посвященных Дню матери для обучающихся 5-11 классов.
В результате проведенного мероприятия у обучающихся закрепилось умение слушать и слышать музыку и слово, появился навык выразительного чтения, актерского мастерства. Представленная презентация придала особую эмоциональную окраску мероприятию, повысила интерес к изобразительному искусству и восприятию замысла художников
Условия реализации: компьютер, мультимедиа проектор, музыкальный центр, фортепьяно, репетиционное время: подготовка вокального и хореографического материала (в зависимости от степени обученности в данных областях), возможно приглашение профессиональных исполнителей, 1 час ежедневно в течение недели с соведущими.
Цели
- Понимание содержания представленных произведений исскуства.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости через воспитание уважения, трепетного отношения к матери, женщине.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт “Аве Мария”; Дж. Каччини «Мелодия»; П.Чайковский «Отче наш»; И.С. Бах ХТК, «Прелюдия №1»; К Дебюсси «Лунный свет»; В.А. Моцарт «Концерт для кларнета с оркестром»;
Изобразительный материал: С. Рафаэль “Сикстинская мадонна”, «Мадонна Конестабеле», Леонардо Да Винчи «Мадонна Литта», «Мадонна Бенуа», Микеланджело Буаноротти «Пьета»; иконы - Богоматерь Казанская, Донская, Владимирская, «Богоматерь с младенцем».
Литературный материал: А.Фет, С.Островой, В. Рождественский, А.Марков
(Слайд №1на фоне музыки К. Дебюсси «Лунный свет»)
Ведущая
Добрый вечер! Сегодня мы открываем нашу литературно-музыкальную гостиную.
Мы будем говорить о женщине – матери. В 1998 году указом Президента в нашей стране было установлено празднование Международного дня матери.
Соведущий1.
Играя первозданной силой,
Творила мир природа – мать,
И, видно, в женщину вложила
Всю красоту и благодать.
История молчит упрямо,
Мы слышим имена мужчин,
А женщина осталось мамой,
И мы ее за это чтим.
( Слайд№2,№3,№4 П.И. Чайковский«Отче наш»)
Ведущая
В старых избах с потемневших образов, смотрят женщины с ребенком на руках – задумчивые, чуть улыбающиеся, счастливые.
Соведущий 2
Древнерусские мастера создавали не картины, а иконы (образа). Церковная традиция считает икону не произведением искусства, а элементом храмового убранства. Это истинные шедевры, занимающие достойное место в истории мировой культуры.
(Слайд №5)
В первую очередь это главная святыня земли Русской - «Богоматерь Владимирская», икона начала XII века. Приблизимся к древнему творению и вглядимся в священный образ.
(Слайд№6)
И вы никогда его не забудете.
Посмотрите еще несколько образов Богородицы…
(Слайды№7,№8 на фоне музыки П. Чайковского «Отче наш»)
Ведущая.
Что поражает нас на этих иконах?
Соведущий3
Это не иконы, это портреты матерей. Известные и неизвестные художники в образе Богоматери старались передать образ матери, нежно хранимый в сердце. Эти красивые молодые женщины, нежно прижимающие к груди младенца, такие разные и в то же время очень похожие.
(Слайд №9,музыка И.С. Баха ХТК “Прелюдия №1”, слова на фоне мелодии.)
Соведущий4.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!)
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая возвышенная мать.
Свет любви издревле ей завещан,
Так вот и стоит она в веках
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках.
Все на свете лепится следами,
Сколько б ты не вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках!
( Слайд№10, музыка И.С.Баха «Ария»)
Ведущая
Тема материнства- одна из древнейших тем в мировой культуре. Первые изображения матери с ребенком на руках относятся к додинастическим временам Египта.
Соведущий5
В христианской культурной традиции особая роль отводится Богоматери- Деве Марии. К ее образу неоднократно обращались самые разные художники. Среди великих мастеров, отдавших в своем творчестве дань этой теме - Леонардо да Винчи
Соведущий6
Образ Мадонны (так в Италии называют Богоматерь) не раз привлекал внимание живописцев Высокого Возрождения. Одно из первых произведений, исполненных Леонардо «Мадонна с цветком». Перед картиной испытываешь трепет восхищения; в ней все так просто и ясно. Юная мать с радостной улыбкой протягивает младенцу цветок и наблюдает, как серьезный малыш внимательно его рассматривает.
Соведущий7
Интересна судьба этого шедевра. До XVII века картина находилась в Италии, затем неизвестно где, пока русский купец Сапожников, будучи в Астрахани, не приобрел у бродячего музыканта совершенно почерневшую, испорченную какими- то записями картину. Потом она попала в собрание петербургского архитектора Бенуа Николая Леонтьевича, где и было установлено, что это творение Леонардо да Винчи. В 1912 г. «Мадонна Бенуа»
(под таким названием она известна теперь) куплена Эрмитажем и с тех пор является гордостью коллекции.
(Слайд№11, музыка И.С. Баха «Ария»)
Соведущий8
Еще один волнующий материнский образ, созданный Великим Леонардо- «Мадонна с младенцем», именуемая также «Мадонна Лита» (1490 г.)
Изображено состояние спокойной радости, в которое погружена прекрасная молодая женщина, кормящая ребенка. Холодный ясный свет озаряет ее тонкое, мягко очерченное лицо с полуопущенным взором и едва уловимой улыбкой.
(Слайд №12, музыка И.С.Баха« Ария»)
Соведущий9
В прохладных залах Эрмитажа,
Среди героев и дриад,
На фоне мирного пейзажа
Она к ребенку клонит взгляд
Была ль та женщина земная
Простой моделью для него,
Иль, краски легкие втирая,
Он видел в смертной божество,-
Не все ль равно?
И вот, ничем не знаменита,
Ткача иль медника жена,
Живет теперь Мадонна Литта
В лазурной дымке полотна.
С ней столько душ вошло в единство,
Она пленила столько глаз,
И вечный светоч материнства,
Зажженный ею, не угас.
Ведущая
Когда волны житейского моря захлестнут вас, взгляните в лицо одной из Мадонн Леонардо и успокойтесь сердцем.
(Слайд №13 музыка В.А. Моцарта «Концерт для кларнета с оркестром»)
Ведущая
За приверженность к теме материнства другого известного живописца Возрождения современники прозвали «мадоньеро» т.е. изображающий мадонн.
Соведущий10
Слава этого мастера столь велика, что и по сей день мы называем его только по имени - Рафаэль. В Эрмитаже можно увидеть одну из ранних работ Рафаэля «Мадонну Конестабиле». Молодая женщина с ребенком задумчива и немного грустна. От ее печального, с опущенным взглядом лица и окутанных покрывалом плеч, словно исходит страдание. Целомудрием и душевной чистотой покоряет это маленькое тондо (так называется изображение, вписанное в круг). В огромном музейном зале, в пышной золоченой раме, образ Мадонны невольно притягивает к себе.
Моделью художнику служила одна и та же женщина. Это прекрасная Маргарита, возлюбленная Рафаэля
(Слайд №14 музыка В.А. Моцарта « Концерт для кларнета с оркестром»)
Соведущий11
А это большая алтарная картина, написанная по заказу монастыря святого Сикста. Ныне она под названием «Сикстинская Мадонна» экспонируется в Дрезденской галерее. Рафаэль изобразил не просто Божественную матерь с младенцем, но чудо явления царицы небесной, несущей людям своего сына. Облик матери, полный любви и строгого величия, нежности и решимости, покоряет одновременно торжественностью и простотой. Легко ступает она по облакам, и благоговейно склоняются перед ней Сикст IV и святая Варвара. Особенно умиляют лица ангелочков, написанных в нижней части картины. Они как бы сами зрители, глубоко переживают впечатление, произведенное кистью художника. Впервые религиозное полотно, прямо и непосредственно обращается к человеку.
(Слайд№15, музыка В.А. Моцарта«Концерт для кларнета с оркестром»)
Внимательно вглядитесь в картину “Сикстинская мадонна” Рафаэля. Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Иисуса на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного, в ее широко раскрытых глазах тревога. Она смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче прижимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти
на жертву. Мария – символ материнства.
( Слайд №16. музыка З.Грига «Сон»)
Соведущий13
Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли, бездонных,
Даже чёрствые души светлели.
Не сводил с неё взгляда,
Покуда дымку облак, накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула Мадонна навстречу.
Не безгрешная та, не богиня,
О которой земные не судят.
Просто мать.
И спросила о сыне, ею отданном людям.
Я не скрыл. Все, как есть, я ответил.
К диким скалам его приковали,
Но огонь отвоёванный светит,
Прорезая полночные дали.
О смешные! Наивные твари,
Что ему учинили расправу.
Смерть такая– бессмертие дарит…
Благодарны вам люди, поверьте,
Преклоняют колени за сына.
(Слайд №17, Дж. Каччини «Мелодия». Живое исполнение)
Ведущий
Почувствовать музыку помог вам человеческий голос, как ласково, завораживающе разговаривал он с нами.
«Ave» - обращение к женщине – это молитва, просьба о том, чтобы люди любили друг друга, это признание в любви к матери. Все латинские молитвы, обращенные к матери Иисуса, начинаются словами «Ave Maria». Что это за образ – «Ave Maria»?
Это святая, богиня.
Наверное, в душе каждого из вас есть святой или святая (ангел-хранитель), к которым вы обращаетесь в тяжкие минуты жизни, чтобы послала вам помощь, или в радостные минуты со словами благодарности.
Прозвучала «Мелодия» Джаккомо Каччини
(Слайд №18)
Соведущий14
Аве, Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха.
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей –
В тихом предстань сноведении ей!
Аве, Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
Ведущая
А хотите увидеть музыку?
(Слайд №19, хореографическое воплощение «Ave Maria»Ф. Шуберта)
Танцовщик танцуя, передает нам нежный, трепетный образ. Музыка и танец звучат как песнь любви широко и свободно.
И вновь мы услышали обращение к Марии. Это прекраснейшая «Ave Maria»» Франца Шуберта
Как интересно получается! Ведь эти произведения созданы не друг для друга, в разные эпохи, разными авторами, но какая удивительная схожесть!
Насколько поэтичны живопись и музыка, воспевающие женские образы.
Нет ничего на свете святее слова “мать”.
(Слайд №20, музыка Г. Форе « Пробуждение»)
Соведущий15
Материнство – это великая миссия женщины. Мать – находит себя –
Соведущий16
-должна находить! –
Соведущий15
в беззаветной любви, посвящённости детям.
А дети отвечают ей –
Соведущий16
-должны отвечать! –
Соведущий15
тоже любовью, вниманием, заботой.
Соведущие17
Ты спрашиваешь: кто я?
Отвечаю:
Я- след от жизни матери моей…
Я- древнего народа продолженье,
Прекрасных женщин, доблестных мужей…
Соведущие18
Ты спрашиваешь: кто я?
Отвечаю:
Любовью материнской я рожден
…Я самой лучшей долей награжден!
(Слайд№21)
Ведущая
Три несчастья есть у человека:
смерть, старость, плохие дети – гласит украинская народная мудрость.
Соведущий19
Старость – неотвратима, Смерть неумолима, перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей, но и от нас – детей.
Ведущий
А каким бы стал мир, если бы все любили друг друга так, как мать любит своего ребенка?
Если бы ты был волшебником, чтобы ты пожелал своей маме?
|