Автор:
Пушкарева Галина Анатольевна
Место работы:
Гимназия №11 Красноярский край Норильск Учитель истории высшей категории
«Рыночные отношения в современной экономике», 11 класс
Раздел 4 «Экономическое развитие современной цивилизации»
.
Тема: «Рыночные отношения в современной экономике» (3 часа)
Урок 1 – Комбинированный с использованием ИКТ.
Урок 2 – Лабораторная работа (работа с документами).
Урок 3 – Конференция. Тема: «Преимущества и недостатки рыночной системы экономики».
Урок 1.
Цель:
- раскрыть и осмыслить содержание ряда понятий и категорий современной экономики: механизм рынка, высокую эффективность рыночной экономики, распределение дохода, роль государства в условиях рынка.
- показать своеобразие рыночной экономики, ее структуру, функции;
- продолжить работу по формированию представлений и умений, необходимых для более осознанной ориентации в сложных процессах экономической жизни.
- развивать умения сравнительно-сопоставительного анализа экономических явлений и процессов;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
- анализировать и классифицировать информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
Оборудование урока:
1. Презентация по теме: «Рыночные отношения в современной экономике», создана Алексеем Ивановичем Черновым, преподавателем истории ср. шк. № 46 ЮЗАО г. Москвы;
2. Электронный учебник: Обществознание 8- 11 классы. 3. Интернет:
1. Economics online http://econline.h1.ru/
2. Economicus.ru http://economicus.ru/
3. "Основы экономики" http://basic.economicus.ru/
4. "Мир и Россия" http://wnr.economicus.ru/
План урока:
- Рынок и его роль в экономической жизни;
- Конкуренция и монополия;
- Распределение доходов;
- Рынок и государство;
- Современный рынок.
Ход урока:
- Организационный момент: напомнить правила поведения на уроке обществознания в компьютерном классе, познакомить с темой, целями и планом урока.
- Вступительное слово учителя:
Слайд №2.
В повседневной жизни рынком называют определенное место (базар, ярмарку), где происходит торговля. Однако мы употребляем понятие «рынок», подразумевая сферу обмена товаров, взаимодействия производителей и потребителей в масштабе региона, страны или всего мира. Развитие общества показало возможности двух существенно различающихся вариантов организации экономической жизни. Один из них - рыночная экономика, другой – командная.
Задание: Опираясь на ранее полученные знания в курсе истории, обществознания и материал электронного учебника «Обществознание 8- 11 классы» стр 2, назвать основные отличия этих экономических систем.
Результаты работы на каждом этапе урока выставляются в таблицу мониторинга успешности учащихся. Работа учащихся оценивается от 0 до 1.
Прочитав информацию на стр 2 электронного учебника, статью А.Смита «Механизм рынка» (Приложение 1) и, рассмотрев схему «Рынки»(Приложение2) учащиеся самостоятельно комментируют
Слайды 3- 6
3.Необходимое условие рыночной экономики – конкурентная борьба, под которой чаще всего подразумевают соперничество между предприятиями, производящими сходную продукцию. Учащимся предлагается познакомиться с материалом электронного учебника стр3 и прокомментировать слайды №7 и №8:
Для лучшего представления о стратегии конкурентной борьбы на современно этапе, для формирования представлений и умений, необходимых для более осознанной ориентации в сложных процессах экономической жизни, учащимся дается опережающее задание: Используя предложенные Интернет ресурсы найти и привести примеры конкурентной борьбы в современных условиях крупных фирм и примеры выживания в условиях конкуренции средних и мелких фирм.
Прослушав сообщения, учащиеся отвечают на вопрос: « Что помогает в условиях конкуренции успешно действовать как крупным, так и средним и мелким предприятиям?»
- Работа с текстом электронного учебника стр 4 дает возможность понять, что такое доход, каковы его виды и от чего он зависит.
Учащиеся работают с рубрикой «Подумаем вместе» (Приложение3). Опережающее задание: Провести исследование среди старшеклассников, предложив им ответить на вопрос: «Какой из трех вариантов получения доходов вы бы предпочли в будущем?». Результаты исследования сравнить с данными учебника и сделать соответствующие выводы.
- Самостоятельная работа по вариантам:
Первый вариант работает с текстом электронного учебника стр 5 и комментирует слайды 9-10.
Второй вариант работает с текстом электронного пособия стр 6 и комментирует слайды 11-12.
Завершить рассмотрение основных черт рыночной экономики поможет познавательное задание: Покажите преимущества и недостатки рыночного регулирования.
Закрепление:Проверочное тестирование. Электронный учебник стр8-12.
Результаты тестирования выставляются в таблицу мониторинга успешности учащихся.
Домашнее задание: выполнить творческие задания в электронном учебнике стр. 13-16.
Работая второй год с электронным учебником: Обществознание 8- 11 классы, учащиеся справляются с его тестами на 100 процентов. Поэтому, для более объективной оценки, разработана таблица для оценивания результата работы учащихся на каждом этапе урока. Результаты работы на каждом этапе урока выставляются в таблицу мониторинга успешности учащихся. Работа учащихся оценивается от 0 до 1. Оценки в таблицу заносятся учителем во время выполнения учениками самостоятельной работы и тестирования. Таблица показывает процент успешности работы на уроке в целом. На основе этого выставляется оценка за урок.
Оценка, полученная на данном уроке, по желанию учащихся выставляется в журнал.
Каждый ученик имеет возможность откорректировать свою оценку на двух следующих уроках этой темы.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
ИССЛЕДОВАНИЕ, ПРОВЕДЕННОЕ УЧАЩИМИСЯ СРЕДИ ВЫПУСКНИКОВ ГИМНАЗИИ.
|