Автор:
Иванчева Наталья Александровна
Место работы:
Новосибирский государственный университет (НГУ) ст.преподаватель кафедры Систем информатики Факультета информационных технологий НГУ, кафедры Информатики Высшего колледжа информатики НГУ
Методическое описание
Тема работы: Комплекс компьютерных презентаций для проведения аудиторных занятий по предмету «Информатика» для учащихся 10-11 классов
Представляемый комплекс разработан в учебных целях и предназначен для проведения аудиторных занятий по предмету «Информатика», проводимых в форме лекций (или уроков), сопровождаемых компьютерными презентациями.
Комплекс разработан в соответствии с утвержденной учебной программой по предмету «Информатика», стандартами и требованиям к подготовке учащихся 10-11 классов.
Комплекс состоит из 11 компьютерных презентаций, созданных в среде MS Power Point. 10 презентаций содержат материалы лекций по предмету «Информатика» и 1 презентация содержит примеры задач.
Комплекс разработан с использованием учебных материалов по информатике, представленных на сайте Единой Коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/), а именно использованы :
- Ресурсы по информатике Ивановского «Учебно-методического центра информатизации и оценки качества образования»
- Ресурсы по информатике Хабаровской краевой заочной физико-математической школы
Кроме того, при составлении презентаций использованы источники:
- В.В.Фаронов «TurboPascal 7.0» Начальный курс. Учебное пособие. «Нолидж», 1998 г.
- Т.А.Андреева Учебный курс «Программирование на Паскале»
( http://www.intuit.ru/department/pl/plpascal/ )
Содержание компьютерных презентаций следующее:
Презентация (имя файла) |
Тема презентации
|
Содержание презентации
|
Lec 1.ppt
|
Лекция 1. Введение в информатику
|
- Информация. Свойства информации
- Единицы измерения информации
- Кодирование информации
- Языки естественные и формальные
- Языки программирования низкого и высокого уровня
- Контрольные вопросы
|
Lec 2.ppt
|
Лекция 2. Понятие алгоритма
|
- Алгоритм. Алгоритмизация
- Свойства алгоритма
- Способы представления алгоритма
- Блок-схема алгоритма
- Классификация алгоритмов
- Цикл. Виды циклов
- Контрольные вопросы
|
Lec 3.ppt
|
Лекция 3. Введение в язык программирования Паскаль
|
- Основные элементы языка Паскаль
- Элементарные конструкции Паскаля
- Тип данных
- Структура программы на Паскале
- Константы и переменные
- Контрольные вопросы
|
Lec 4.ppt
|
Лекция 4. Типы данных (простые типы)
|
- Введение
- Целые типы
- Логический тип
- Символьный тип
- Перечисляемый тип
- Интервальный тип (тип-диапазон)
- Вещественный тип
|
Lec 5.ppt
|
Лекция 5. Операции и выражения
|
- Логические операции
- Операции сравнения
- Операции целочисленной арифметики
- Операции общей арифметики
- Стандартные арифметические функции
- Арифметические выражения
- Полнота вычислений
- Порядок вычислений. Приоритеты операций
- Совместимость типов данных
- Контрольные вопросы
|
Lec 6.ppt
|
Лекция 6. Управляющие конструкции языка Паскаль. Массивы.
|
- Условный оператор if .. then .. else
- Оператор выбора case .. of .. end
- Массивы
- Цикл со счетчиком for .. to и for .. downto
- Цикл с предусловием while .. do
- Цикл с постусловием repeat .. until
- Операторы break, continue, goto
- Примеры программ
- Контрольные вопросы
|
Lec 7.ppt
|
Лекция 7. Процедуры и функции
|
- Процедуры и функции – виды подпрограмм
- Объявление процедур и функций
- Описание процедур и функций
- Параметры
- Возвращаемые значения
- Вызов процедур и функций
- Способы подстановки аргументов
- Область действия имен
- Контрольные вопросы
|
Lec 8.ppt
|
Лекция 8. Символы и строки. Записи
|
- Строковый тип данных
- Операции для работы со строками
- Стандартные процедуры и функции для работы со строками
- Примеры задач
- Записи
- Записи с вариантами
- Контрольные вопросы
|
Lec 9.ppt
|
Лекция 9. Файлы
|
- Файловый тип данных
- Типы файлов
- Файловые переменные
- Доступ к файлам
- Логические устройства
- Типизированные файлы
- Текстовые файлы
- Нетипизированные файлы
- Контрольные вопросы
|
Lec 10.ppt
|
Лекция 10. Множества. Указатели. Динамическая память
|
- Множества. Операции над множествами
- Статически выделяемая память
- Указатели. Операции с указателями
- Динамически выделяемая память
- Динамическое освобождение памяти
- Контрольные вопросы
|
Задачи.ppt
|
Приложение. Примеры контрольных заданий
|
Задания 1-6
|
Порядок использования презентаций: презентации располагаются по порядку следования учебного материала в программе учебной дисциплины. Поэтому испольуются последовательно. Приложение, содержащее примеры задач, может использоваться по мере необходимости при изучении соответствующих тем курса.
Порядок проведения занятий: преподаватель устно объясняет материал по текущей теме. При этом ключевые моменты урока отображаются на слайдах презентации. Преподаватель акцентирует на них внимание учащихся, используя лазерную указку.
Каждая презентация, а также некоторые разделы в презентациях завершаются перечнем контрольных вопросов по изложенной теме, что позволяет подытожить каждое занятие проведением контрольного опроса или коллективного обсуждения с учащимися учебного материала.
Комплекс может быть использован: преподавателями старших классов общеобразовательных школ, колледжей, а также всеми желающими для проведения занятий по курсу «Информатика» или «Программирование на языке высокого уровня (на примере языка Паскаль)».
Для проведения занятия требуются технические средства: мульмедиапроектор, ноутбук или другой компьютер, экран, лазерная указка.
Результаты апробации:
Представляемый комплекс компьютерных презентаций успешно апробирован автором в учебном процессе. В период с сентября 2006 года по настоящее время с использованием данных презентаций автор читает лекции по курсу «Информатика» студентам 1 курса (соответствует 10 классу общеобразовательной школы) Высшего колледжа информатики Новосибирского государственного университета.
Как показал опыт апробации, технология использования компьютерных презентаций при проведении занятий по информатике:
- повышает эффективность освоения образовательной программы,
- заметно увеличивает интерес учащихся к занятиям,
- существенно облегчает восприятие учащимися материала и дает возможность преподавателю более точно и наглядно представить содержание занятий,
- способствует более верному достижению результата обучения, который выражается в приобретении учащимися соответствующих компетенций, повышению уровня их знаний и профессиональной подготовки по предмету,
- cпособствует личностному росту учащихся и повышению их общего культурного уровня,
- усиливает самостоятельную активность учащихся во время урока, так как позволяет преподавателю представить учебный материал более полно и в большем объеме за счет экономии времени урока, затрачиваемого при традиционном подходе на писание мелом на доске, - часто в те минуты, когда преподаватель вынужден работать мелом на доске, внимание учащихся рассеивается, и их учебная мотивация ослабевает.
- является вполне реальной с точки зрения требуемых технических средств для применения в массовой школе.
Представляемый комплекс компьютерных презентаций прост и удобен в использовании. По желанию преподавателя он может легко быть модифицирован в плане наращивания или детализации учебного материала, изменения дизайна и мульмедиаэффектов, т.к. MS Power Point, в среде которого подготовлены презентации, является широко распространенным и легко осваиваиваемым инструментом. Как правило, преподаватели информатики и программирования владеют им в полной мере.
|