Место работы:
Красноярский край Сухобузимский район МОУ «Высотинская сош» учитель русского языка и литературы
Сценарий проведения урока литературы «Вечные проблемы в легенде Апулея об Амуре и Психее» в 11 классе
(Урок проводится перед изучением любовной лирики М.И.Цветаевой)
Цели урока:
- выяснить, как данный урок будет связан с изучением творчества М.И.Цветаевой;
- интерпретировать текст легенды об Амуре и Психее, вскрывая тайные смыслы, обозначая скрытые проблемы;
- формировать умение истолковывать прочитанный текст; определять проблемы; развивать связную монологическую речь, умение аргументировать свой ответ,
создавать самостоятельную творческую работу (синквейн);
- воспитывать интерес к античной литературе
Оборудование: мультимедийная система, раздаточный материал (текст легенды Апулея об Амуре и Психее (дети её читают дома).
Ход урока:
I. Разминка (тема урока на доске и на экране не написана)
1. Прослушайте небольшое стихотворение и подумайте, о чём оно, как оно будет связано с темой сегодняшнего урока?
(Слайд 1)
Античности великие творенья
Дошли до нас из глубины веков.
Их актуальность в мире, без сомненья,
Ценили Пушкин, Блок и Гумилёв.
Бессмертие богов, их власть над миром,
Владенье человеческой судьбой
Здесь зримо вырастают в звуках лиры,
Интриги, страсти льются здесь рекой. О.Головко.
(В центре внимания будет произведение из античной литературы, так как об этом говорит и домашнее задание).
2. Какое значение имеет слово «античный»? (Древний).
3. Какая литература называется античной? (Древнегреческая и древнеримская).
4. Определите тему сегодняшнего урока, ответив на вопрос:
- Как называются проблемы, которые были, есть и будут? (Вечные).
5. Какое произведение вы читали дома? (Легенду Апулея об Амуре и Психее).
6. Как будет звучать тема урока? («Вечные проблемы в легенде Апулея об Амуре и Психее»). (Слайд 2)
II. Ситуация вызова
1. Творчество какого поэта серебряного века мы сейчас изучаем? (Творчество М.И.Цветаевой).
2. Соотнесите это с темой урока. Какой вопрос у вас возникает? (Как этот урок будет связан с дальнейшим изучением лирики Цветаевой?)
- На этот главный вопрос мы постараемся ответить, интерпретируя легенду Апулея. Что такое «интерпретация»? («интер» (лат. – между, движение внутрь; истолкование, раскрытие какого-либо смысла). (Слайд 3)
- Отталкиваясь от темы урока, скажите, что для нас важно выяснить? (Вечные проблемы, поднятые в легенде).
- И ещё – в каких произведениях русской классики поднимаются эти проблемы и как они решаются. (Слайд 4)
III. Сотворчество
1. Что такое легенда? (Поэтическое предание).
2. Перескажите легенду в одном предложении.
- В легенде рассказывается о настоящей любви, которая способна преодолеть все преграды;
- В легенде повествуется о глубоких, истинных чувствах любящих людей, которые проходят через множество испытаний и остаются вместе…
2. Какие имена собственные встречаются в легенде? (Зевс, Гера, Персефона, Зефир, Деметра, Амур, Психея, Гермес, Венера).
- Что вам о них известно? (Дети говорят только о Зевсе, Гере, Амуре, Венере. Идёт просмотр слайдов 5-20).
3. Какие вечные проблемы поднимаются в легенде?
- Настоящая любовь;
- Завистливость;
- Милосердие и сострадание;
- Взаимоотношения отцов и детей;
- Бескорыстие…
4. Работа в группах. (Класс делится на три группы, каждая из которых выбирает любую названную проблему (не повторяясь в выборе), называет 2-3 произведения русской классики, где поднимаются указанные вопросы и предельно кратко рассказывает об авторском решении проблемы).
- Настоящая любовь – «Война и мир» (Наташа и Андрей), «Евгений Онегин» (Татьяна), «Олеся» (Олеся)…;
- Завистливость – «Герой нашего времени» (Грушницкий), «Война и мир» (Отчасти Долохов);
- Взаимоотношения отцов и детей – «Отцы и дети» (Базаров и родители, Аркадий и Николай Петрович), «Война и мир» (Семейства Болконских, Ростовых) …
5. Являются ли актуальными рассмотренные проблемы в наши дни? Докажите. (Дети приводят несколько примеров разных путей решения данных вопросов в современном мире).
6. А как решается проблема настоящей любви в легенде об Амуре и Психее?
7. Самостоятельная работа – составление первых трёх строчек синквейна (Слайд 21) о Психее с последующим обоснованием.
Пример одного из синквейнов:
1) беззаботность жизни, любовь родителей, прощание с домом;
2) верная, преданная, любящая;
3) любить, искать, преодолевать…
8. Что означает слово «психэ» с греческого языка? (Душа, дыхание). (Слайд 22)
- Как связан сегодняшний урок с лирикой Цветаевой? (У Цветаевой есть поэма «Психея»).
- Верно. Какая проблема в легенде об Амуре и Психее является ведущей? (Любовь).
- Какую тему лирики Цветаевой мы будем изучать на следующем уроке? (Любовную лирику).
IV. Рефлексия (Слайд 23)
1. Заинтересовала ли вас античная литература? Чем?
2. Как объяснить тот факт, что проблемы, поднимаемые древними авторами в своих произведениях, являются актуальными сегодня?
V. Домашняя работа: (Слайд 24)
- Дописать синквейн;
- Выбрать из любовной лирики Цветаевой понравившееся стихотворение, выучить его наизусть и ответить на вопрос: какая любовь важна для лирической героини – физиологическая или духовная;
- Индивидуальное задание: выступление по теме «Любовь в жизни Цветаевой.
|