Автор:
Астафьев Сергей Владимирович
Место работы:
Пензенская область Кузнецк МОУ СОШ №17 Учитель химии
Использование анимационных и интерактивных моментов в преподавании химии на примере изучения темы «Химическая связь» в 8 классе общеобразовательной школы
Работая в школе, учитель химии постоянно сталкивается с рядом проблем в преподавании, особенно если оно ведется традиционным методом.
Первая проблема – это невозможность продемонстрировать строение вещества, так как таблицы и рисунки не отображают пространственного расположения атомов в молекуле.
Вторая проблема – проведение минимального количества экспериментов, что связано с трудностями их выполнения в условиях школьной лаборатории, а так же отсутствием реактивов.
Третья проблема – отсутствие интерактивных компонентов в обучении, позволяющих ученику моментально получать реакцию (положительную или отрицательную) о ходе выполнения того или иного задания.
В Интернете сейчас появилось огромное количество образовательныхсайтов. Однако, решить вышеозвученные проблемы может, пожалуй, только портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
В своей работе я использую многочисленные материалы с этого сайта, особенно: видеоопыты, объемные модели строения веществ, иллюстрации, Flash – анимацию, интерактивные задания, тесты, уравнения реакций и т.д.
В данной статье я подробнее остановлюсь на применяемых методиках при изучении раздела 8 класса «Химическая связь» связь.
- Наглядность
Мел и тряпка, бумажные таблицы и рисунки, по сути дела давно уже изжили себя. И, наверняка скоро канут в лету как перьевые ручки и чернильницы. Действительно, зачем на доске вырисовывать цветными мелками, когда можно использовать компьютер и мультимедийный проектор. Особенно это актуально для меня, человека у которого выше «4» по рисованию никогда не было. Скромные попытки нарисовать электронные облака раньше, как правило, заканчивались смехом среди учащихся. Сейчас все иначе. Даже я теперь рисую, используя компьютер с его огромным арсеналом цветопередачи, дизайном, стилем и т.д. Варьируя цвет, я как бы акцентирую внимание учащихся на наиболее важных моментах. Вынуждаю их искать ответы в виртуальных подсказках.
Слайд 4
Тема урока:
«Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов»
Слайд 5
Тема урока:
«Металлическая связь. Обобщение».
Слайд 4
Тема:
«Ковалентная полярная химическая связь».
- Динамика.
Очень часто в химии мы при описании различных механизмов (например: уравнений реакций), выдаем детям уже готовый результат, опуская самое главное – динамическую составляющую процесса. Мне иногда трудно представить ту или иную схему в динамике. Каково же тогда ученику, только начинающему изучать химию и у которого еще не полностью сформировалось абстрактное мышление?!
Ему очень важно увидеть весь процесс, а не только готовый результат.
Как, например:
- Слайд 6. «Ионная химическая связь.
Химические формулы»
- Слайды 5 и 6. «Ковалентная неполярная химическая связь».
- Слайд 4. «Ковалентная полярная химическая связь.»
Большое разнообразие анимационных приложений можно найти на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Почти все они идут со звуком, что выгодно дополняет анимацию. В презентациях, по которым работают ученики, я выставляю прямые ссылки на ту или иную анимацию.
Слайд 2
Тема урока:
«Металлическая связь. Обобщение».
Для работы в этом направлении целесообразно иметь несколько компьютеров, подключенных к сети Интернет или хотя бы один с мультимедийным проектором.
- Интерактивность
Почти все традиционные формы ведения урока являются не интерактивными. Действительно, доска и лист бумаги не могут нам подсказать верное решение, скорректировать наши действия. Что, впрочем, можно сделать на компьютере. Однако, создание самостоятельно интерактивных моментов процесс очень сложный и кропотливый. Без знания программирования обойтись здесь трудно. Простые задания еще можно выполнить в PowerPoint, будь то: исправление ошибок в тексте (есть во всех презентациях), когда правильные ответы появляются после щелчка мыши; или исправление ошибок интерактивно, непосредственно в самой презентации:
Слайд 7
Тема урока:
«Ковалентная полярная химическая связь».
Слайд 5
Тема урока:
«Металлическая связь. Обобщение».
Большое количество интерактивных заданий можно найти на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Как правило, я выставляю на них прямые ссылки в презентациях, чтобы детям удобнее было работать.
Таким образом, в своей работе я применяю всевозможные ресурсы ЦОР, как бы сцементированные на основе собственной презентации.
Данная методика позволила на 20-30 процентов сократить время на изучение нового материала, как следствие – больше внимание уделять на его отработку, что в итоге привело к увеличению качества знаний, правда незначительному (это скорее всего связано с еще недостаточной компьютерной грамотностью многих учеников ).
|