Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Выпуски журнала
|
- Октябрь 2013, Том 2013, № 59
- Сентябрь 2013, Том 2013, № 58
- Май 2013, Том 2013, № 55
- Апрель 2013, Том 2013, № 54
- Март 2013, Том 2013, № 53
- Февраль 2013, Том 2013, № 52
- Январь 2013, Том 2013, № 51
- Декабрь 2012, Том 2012, № 50
- Ноябрь 2012, Том 2012, № 49
- Октябрь 2012, Том 2012, № 48
|
|
|
Анфёрова Л.В. Оценка мировых природных ресурсов. Урок географии, 10 класс
|
|
|
|
Автор:
Анфёрова Лариса Владимировна
Место работы:
Кемеровская область Новокузнецк МОУ «СОШ №56» Учитель географии
Оценка мировых природных ресурсов. Урок географии, 10 класс
Информационная карта урока географии 10 класс №5
Тема: Оценка мировых природных ресурсов. Слайд №1
Цель: Формировать представление о ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира .
Задачи:
Образовательные: Дать понятие «ресурсообеспеченность». Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделитьглавные районы их концентрации на земном шаре.
Развивающие: Формировать умения давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов. Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала, составлять географические конспекты.
Воспитательные: воспитывать чувство бережного отношения к природе, развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды..
Оборудование: политическая карта мира, учебник, атласы.
Тип урока: изучение и закрепление нового материала . Урок – практикум.
Содержание урока |
Методический инструментарий
|
Ориентиры развития
|
1. Организационный момент.
Вводная беседа
Ознакомление обучающихся с задачами урока Слайд №2, с планом урока Слайд №3.
2. Изучение нового материала.
Природные ресурсы и ресурсообеспеченность
.Классификация природных ресурсовСлайд №4, слайд №5, слайд №6, слайд №7, слайд №8.
Понятие о природных ресурсах. Слайд №9 Понятие о ресурсообеспеченности. Слайд №10.
Водные ресурсы.
Каждый человек в день выпивает приблизительно 2 литра воды, а 3000 литров использует на различные нужды. Приблизительно 1,2 миллиарда человек живут там, где уже сейчас ощущается нехватка воды. Самым крупным потребителем воды является сельское хозяйство, на его долю приходится 70% всей потребляемой человеком воды.
Ресурсы пресной воды. Слайд №11. Потребление пресной воды и проблемы, возникающие в результате использования пресной воды. Слайд №12.
Пути решения проблемы пресной воды на планете. Слайд №13. Примеры решения проблемы недостатка пресной воды в отдельных странах мира. Слайд №14
Обеспеченность регионов и стран мира водными ресурсами. Слайд №15
Земельные ресурсы Слайд №16
Земельные ресурсы — вид природных ресурсов; поверхность Земли, на которой могут размещаться различные объекты хозяйства, города и другие населенные пункты. Это в большей степени территориальные ресурсы. Но при оценке территории с точки зрения возможностей развития сельского и лесного хозяйства важно рассмотреть и качество земель — их плодородие, так как земля в данном случае является главным средством производства.
Земля – источник жизни. Недаром говорят: «Труд – отец богатства, а Земля – мать его».
Земельный фонд планеты. Слайд №16
Структура земельного фонда показывает, каким образом используются земельные ресурсы. В ней выделяются сельскохозяйственные земли (обрабатываемые — пашня, сады, засеянные луга и естественные луга и пастбища), лесные земли, земли, занятые населенными пунктами, промышленностью и транспортом, малопродуктивные и непродуктивные земли.
Большую ценность в структуре мирового земельного фонда Слайд №16 представляют
обрабатываемые земли (11%), которые дают 88% необходимых для человека продуктов питания, а леса и пастбища 10%.
Структура земельного фонда не остаётся неизменной. Слайд №17. На неё оказывают воздействие два процесса, имеющие противоречивый характер. Слайд №17. Примеры темпов опустынивания Слайд №17.
Обеспеченность пахотными землями отдельных регионов и стран мира. Слайд №18
Биологические ресурсы Слайд №19
Растительные ресурсы Слайд №19. Животные ресурсы Слайд №19.
Совокупность всех ныне живущих на Земле растений и животных – это генетический фонд (генофонд) Слайд №19
Лесные ресурсы планеты Слайд №20. Лесистость. Слайд №20
Обеспеченность лесными ресурсами регионов мира. Два лесных пояса. Слайд №21
Минеральные ресурсы Слайд №22
МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, полезные ископаемые в недрах Земли, запасы которых оценены по геологическим данным. Месторождения полезных ископаемых распределены в земной коре неравномерно. Большинство видов минерального сырья представлено рудами, состоящими из минералов, т.е. неорганических веществ природного происхождения. Однако некоторые важные виды полезных ископаемых, в частности энергетическое сырье, имеют органическое происхождение (ископаемые угли, нефть, торф, горючие сланцы и природный газ). Их присоединяют к минеральному сырью условно. В последние годы все большее значение приобретает гидроминеральное сырье – высокоминерализованные подземные воды (погребенные рассолы).
Закономерности размещения полезных ископаемых в земной коре. Слайд №22
Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и способствуют формированию крупных территориально-производственных комплексов.
Обеспеченность минеральными ресурсами регионов мира. Слайд №23
3. Закрепление
Оценка ресурсообеспеченности регионов мира. Слайд №24
4. Домашнее задание. Слайд №25
5. Завершение урока. Слайд №26
|
беседа
рассказ
Работа с картой
рассказ
Работа с картой
рассказ
работа с картой
рассказ
работа с картой
практическая работа
|
мотивация
Внимание, память, речь
Аналитическое мышление, обобщение
Внимание, память
Аналитическое мышление, обобщение
Память, речь
Аналитическое мышление, обобщение
память
Аналитическое мышление, обобщение
Мышление,
мотивация
|
Используемые источники информации
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений -- М. : Просвещение, 2008.
- Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Ч.1. Общая характеристика мира: поурочные планы на основе учебника В.П. Максаковского. – Волгоград: Учитель, 2002.
- Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. VI – X классы / Под ред. И.И. Бариновой. – М, : Школа –Пресс, 2001
- 1С «Образовательная коллекция». География 6-10 классы». Диск произведён: г. Ектеринбург, ул. Комвузовская, 17, ком.203. Республиканский мультимедиа центр по заказу Министерства образования РФ, 2005. ЗАО «1С», 2005, e-mail: www.rnmc.ru
- http://www.priroda.su/item/530 автор: А.В.Егошин «Обеспеченность Земли водными ресурсами», 22.09
- http://www.examens.ru/otvet/2/11/138.html «Земельные ресурсы. Различие в обеспеченности»
- http://www.krugosvet.ru/articles/20/1002069/1002069a1.htm «Минеральные ресурсы»
Данные ресурсы позволяют сделать объяснение нового материала более наглядным, а урок в целом более информативны Помимо картографических изображений используются иллюстративные изображения и интересные факты, позволяющие расширить кругозор обучающихся, а так же увеличить объём предоставляемого материала. Использование разнообразных ресурсов при разработке урока стимулирует мотивацию ученика и повышает эмоциональное отношение к предмету.
|
» Тэги к этому документу:
|
|
|
|
|
|
|
Редактор журнала
|
Екатерина Викторовна Якушина
|
|
|