Автор:
Байлукова Наталья Анатольевна
Место работы:
Ставропольский край Минеральные Воды МОУ СОШ № 111 Учитель начальных классов, методист БММЦ 26311
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: «В гости к зиме» (с использованием мультимедийных технологий)
Цели:
- Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой.
- Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся, умение анализировать, обобщать.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки.
- Презентация к уроку (Приложение 1);
- Природа, человек, общество. Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе. «Вентана - Граф», 2004.
(Видеосюжеты о зиме, медведе, синичке.)
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 кл.- М.: Просвещение, 2008.
Используемые в презентации ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
- Картина "Заяц-беляк" (N 124781) Художник - Комаров Алексей Никанорович, 1933 г.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9941b004-ea4a-4069-a20b-e816ab252a57/lepus.htm
- Обыкновенная белка - Sciurus vulgaris (N 109559) Иллюстрация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b2df3ae7-e4fa-458b-99b9-dabeede11d34/sciurus.htm
- Зима (N 139716) Иллюстрация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8688bf5f-4c66-4d59-8551- f8f75ce913fc/%5BEST5_01- 01%5D_%5BTI_05%5D.html
- Кабан (N 125270) Иллюстрация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740db7ea-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
- Волк (N 125276) Иллюстрация
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740db7ed-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm
Дополнительные материалы для подготовки учителя к уроку, для выполнения учащимися опережающих заданий к уроку и домашнего задания (подготовка сообщений):
- Снежинки, снежинки (N 120002) Текст
- Снег (N 44133) Текст
- Ласка (N 54296) Текст
- Кабан (N 120581) Текст
- Лесные великаны (N 120430) Текст
- Снегирь (N 121118)Текст
- Большая синица (N 121056) Текст
- Ягоды зимнего леса (N 45582) Текст
- Птицы в зимнем лесу (N 54197) Текст
- Кормушка для птиц (N 53718) Текст
- Птичья столовая (N 53967) Текст
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года.
А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
- Я вас приглашаю в гости к зиме. (Слайд 2)
Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая) (Слайд 3)
-Что относится к неживой и к живой природе?
(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа.
Растения, животные, человек - живая природа.)
-Отправляясь в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.
- Изучение нового материала.
-Прежде, чем отправиться в путешествие, узнаем сводку погоды.
1. Сообщение синоптиков.
а) Прогноз погоды на сегодняшний день.
(Сегодня пасмурно, температура воздуха +7°, осадков нет, ветер слабый.)
б) Народные приметы.
- Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.
- Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
- Дым столбом - к морозу.
- Кошка на печи - к стуже, кошка на полу – к теплу.
- Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.
- Холодная зима – жаркое лето.
- А теперь - в путь!
2. Зимние месяцы.
- В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)
Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь –«студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Январь – году начало, зиме середина.
Февраль-«лютый», «снежень», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».
3.Неживая природа зимой.
-Как вы думаете, когда наступает зима?
-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.
А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки- это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.
Зима на Ставрополье.
В нашем крае зима длится 80-105 дней. Средняя температура января -3°, -5° С.
Часто бывают продолжительные оттепели, когда температура может достигать +21°С. Самая низкая температура -38°С наблюдалась в селе Красногвардейском.
Зимой в крае преобладает облачная погода. Осадков выпадает немного, т.к. холодный воздух содержит мало влаги. Осадки часто сопровождаются метелями. Снежный покров невелик и обычно неустойчив.
Зимой в крае обычны густые туманы, изморозь, гололёд. Наиболее часты эти явления в районе Кавказских Минеральных вод.
4. Просмотр видеосюжета (Природа, человек, общество. Электронное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе.)
Зима (N 139716) Иллюстрация (Слайд 4)
-Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)
-Из чего состоит снег? (Из снежинок.)
-Рассмотрите разнообразные снежинки. (Слайд 5)
-Как образуется снег, расскажет ученица.
Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки – кристаллики крохотных размеров. Кристаллики – это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.
Дополнительный материал: Снежинки, снежинки (N 120002) Текст
Снег (N 44133) Текст
5. Зимние явления природы. (Слайд 6)
- оттепель
- гололедица
- снегопад
- метель
- изморозь
Работа с учебником. Чтение учащимися текста «Неживая природа зимой» (с.132-133).
Беседа по прочитанному. (Слайды 6-11)
6. Игра «Хлопки».
-Хлопните в ладоши, если услышите зимние явления природы.
Листопад, гроза, снегопад, дождь, метель, мороз, цветение яблонь,
прилёт перелётных птиц, оттепель, гололедица.
7. Разгадайте кроссворд. (Слайды 13-22)
По горизонтали:
2. Обильное выпадение снега называют…4.Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время года. 6.Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах.
8. Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
По вертикали:
- Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка из льда. Это явление называется… 3. Шуба бела - весь свет одела. 5.О чём эта пословица: «Сам бежит, а стоять не велит». 7.Снегопад при сильном ветре называется…
Ответы:
По горизонтали: 2.Снегопад. 4.Оттепель. 6.Изморозь. 8.Зима.
По вертикали: 1.Гололедица. 3.Снег. 5.Мороз. 7.Метель.
–На какие группы делятся все растения? (Деревья, кустарники, травы.)
-Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.) (Слайд 23)
-Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют.
(Слайд 24)
-Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.
Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.
-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. (Слайд 25)
-Какую роль выполняет снег для этих растений?
(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)
- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.
- Физкультминутка. (Слайд 26)
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
|
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
|
- –На какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые.) (Cлайд 27)
- О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.
- Отгадайте загадку: (Cлайд 28)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
(Cлайды 29-30) Обыкновенная белка - Sciurus vulgaris (N 109559) Иллюстрация
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.
К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
(Слайд 31)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
(Слайд 32)
Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.
Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.
(Просмотр видеосюжета о медведе.)
Загадка: (Слайд 33)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса )
(Слайд 34)
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
(Слайд 35)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
(Cлайды 36-37)
Картина "Заяц-беляк" (N 124781)
У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.
2.Рассказ учителя о зимней жизни зверей:
- мышь (Слайд 38)
- ласка (Слайд 39) Дополнительный материал: Ласка (N 54296) Текст
- волк (Слайд 40) Волк (N 125276) Иллюстрация
- кабан (Слайд 41) Кабан (N 125270) Иллюстрация
Дополнительный материал: Кабан (N 120581)
- лось (Слайд 42) Дополнительный материал: Лесные великаны (N 120430) Текст
3.Это интересно!
- Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.
- Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах.
- Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.
- Лось за день должен съесть 9-10 кг корма, а при сильных морозах до 20 кг.
4. Догадайтесь, чьи следы на снегу. (Слайд 43)Интерактивное задание.
5. Игра «Расселите животных по домикам» (Слайд 44)
Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.
Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.
Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.
6. Жизнь птиц зимой.
-Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края? Почему они улетают?
-Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
-Назовите зимующих птиц. (Слайды 45-46)
(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, сорока, ворона)
Дополнительный материал для любознательных: Снегирь (N 121118)Текст
Рассказ учителя о клестах. (Слайд 47)
Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.
Сообщение ученицы о синичке. (Слайд 48)
Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.
Дополнительный материал для любознательных: Большая синица (N 121056) Текст
(Просмотр видеосюжета о синичке.)
-Чем питаются птицы зимой? (Слайд 49)
- Пшено, просо, овёс, пшеница;
- Семена подсолнечника;
- Ягоды рябины, боярышника;
- Семена клёна, ясеня;
- Шишки, жёлуди, орехи;
- Хлеб, хлебные крошки.
Дополнительный материал: Ягоды зимнего леса (N 45582) Текст
-И всё же птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)
Дополнительный материал: Птицы в зимнем лесу (N 54197) Текст
Кормушка для птиц (N 53718) Текст
Птичья столовая (N 53967) Текст
Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученица. (Слайд 50)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-Какую пользу приносят птицы? (Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)
-Что произойдёт, если не будет птиц?
7. Как зимуют рыбы. (Слайд 51)
Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения.
Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду.
- Поляна «Народной мудрости».
-Много народ сложил пословиц и поговорок о зиме, а какие знаете вы?
- Зимний денёк с комариный носок.
- Хороший снежок урожай сбережёт.
- В зимний холод всякий молод.
- Снегу надует – хлеба прибудет.
- Не тот снег, что метёт, а что сверху идёт.
- Мороз велик, да стоять не велит.
- И в сильный мороз работа согреет.
- Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
- Новый год – к весне поворот.
- Береги нос в большой мороз.
Стихотворение И.Сурикова «Зима» читает ученица.
-Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?
-О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке?
-Сегодня мы побывали в гостях у зимы, надеюсь, что скоро зима сама к нам в гости придёт.
- Прочитать статью в учебнике – с.130-137.
- Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.
- Сделать рисунок «Красота зимы» (по желанию).
Литература:
- Клепинина З.А.Природоведение.3 кл. – М.: Просвещение,1991.
- Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И.Окружающий мир. 2 кл.- М.:
«ВАКО»,2005.
- Физическая география Ставропольского края / Под ред. Савельевой В.В. и др.-
Ставрополь, 2003.
Информационные ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru
2. http://www.floranimal.ru/index.php
3. http://www.rbcu.ru/index.html
|
На: Байлукова Н.А. Урок окружающего мира во 2-м классе по теме:
Любовь Сергеевна! Прекрасный урок вы подобрали. Только надо было создать небольшую коллекцию ЦОРов. Продолжайте работать!