Место работы:
Красноярский край Шарыпово МОУ-СОШ № 6 Учитель географии и биологии
Урок по теме «Внутренние воды России. Реки», 8 класс
Предмет: География. Природа России.
Тема урока: «Внутренние воды России. Реки»
Описание урока
Урок изучения нового материала по курсу географии «Природа России». Учебный материал рассчитан на 1 учебный час для учащихся 8 класса (изучение предмета при 68-часовой программе). Учитывая, что материал урока объемный можно использовать второй час из резервного времени.
При проведении урока используются электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, представленные в информационной системе «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», http://school-collection.edu.ru . Используемые учебные материалы позволяют расширить иллюстративный, картографический материал по данной теме для лучшего усвоения учащимися основных понятий изучаемой темы, повышают уровень концентрации внимания школьников.
Цели урока:
- Определить особенности влияния на реки рельефа и климата.
- Повторить понятия: исток, устье, речная система, речной бассейн, водораздел, питание рек, режим рек.
- Познакомить учащихся с новыми понятиями: уклон реки, падение реки.
- Сформировать представление о реках России и их особенностях: распределение рек по бассейнам, источниках питания, режиме, размера.
- Продолжить формирование умений работать с географическими картами и другими источниками информации.
- Способствовать воспитанию у школьников любви к родной природе.
Дидактические материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник И.И.Баринова «География. Природа России. 8 класс», электронное пособие «География России. Природа и население», карты атласа, контурные карты.
Ход урока
- Организационный момент (определение целей урока).
- Работа по схеме. Слайд №3 (по гиперссылке).
- Работа по физической карте атласа (повторение условных обозначений вод).
5 Актуализация знаний. Отношение человека к рекам. Слайд №№4-8
6. Повторение общих понятий о строении реки. Слайд №9.
7. Изучение нового материала.
- Распределение рек по бассейнам. Слайд №10,
здесь используем материал электронного учебника «География России. Природа и население» (1С), раздел «Практика»,
или ЦОР «Жизнь и работа реки» (N 159939) из Единой коллекции ЦОР, адрес: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8017491b-dee2-47cb-a411-3630d272b3b4/006.swf - распределение рек по бассейнам.
- Заполнение таблицы в тетради, используя ЦОР «Жизнь и работа реки (N 159939).
- Характеристика рек для оценки их роли в жизни и деятельности человека – характер рек Слайд12.
- Ведущая роль рельефа Слайд 13, материал электронного учебника «География России. Природа и население» (1С), раздел «Практика».
- Решение задач по определению уклона, падения и длины реки. Слайд 14.
- Ведущая роль климата (работа с учебником с.76) Слайд 15.
- Питание рек Слайд №16 и ЦОР «Жизнь и работа реки» (N 159939) из Единой коллекции ЦОР, адрес: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8017491b-dee2-47cb-a411-3630d272b3b4/006.swf - водный режим.
- Режим рек (половодье, межень, ледоход, паводок, ледостав). Работа с текстом учебникам по основным понятиям. Слайды№№ 16,17,18,19,20,21.
и ЦОР: Изменения уровня воды в реках России (N 123278) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d4f572bd-572c-4d93-ae7b-f12cfcec68b4/?
- Значение знаний о режиме рек. Работа ГЭС, лесосплав, рыболовство, разведение молоди, речной транспорт, орошение и др. Слайды 22,23,24,25,26,27.28,29
См. ЦОР: Транспортное значение рек России (N 123281) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e94dd18f-f41a-4068-a894-273c9f619e5a/?
См. ЦОР:Энергетическое значение рек России (N 166460) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/070d4cdd-268b-4277-bb8a-71401894290e/?
См. ЦОР: Реки России как источники водоснабжения (N 123275).
- Стихийные бедствия на реках. Причины: сильные ливни, дружное таяние снегов после многоснежной зимы, летние муссоны (работа по карте), заторы и зажоры на реках во время ледохода, нагонные наводнения. Слайды 30,31,32,33
ЦОР: «Жизнь и работа реки» (N 159939) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8017491b-dee2-47cb-a411-3630d272b3b4/006.swf - наводнения
- Закрепление материала. Рефлексия. Слайды 35,36,37
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание. Слайд 34
|