Официальный сайт oriflame100 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Егорова Т. И. Урок по теме: «Масса тела. Единицы массы. Измерение массы» 7 класс

Автор: 
Егорова Татьяна Ивановна
Место работы: 
МОУ Тесинская СОШ №10, физика, 7 класс, учитель физики Красноярский край
Контакты: 

 

Урок по теме: «Масса тела. Единицы массы. Измерение массы» 7 класс

Длительность: 2 учебных часа
Цели урока:

  • введение понятия массы, как меры инертности тел;
  • знакомство учеников со способами измерения массы тела, разновидностями прибора для измерения массы тела;
  • формирование умения наблюдать и делать выводы;
  • проверка усвоение изученного материала.

Задачи:

  • ввести понятие массы;
  • познакомить учащихся с различными способами измерения массы:
    • сравнение скоростей взаимодействующих тел;
    • взвешивание.
  • познакомить учащихся с различными видами весов (безменов) – римские весы с равномерной шкалой, скандинавский (русский) безмен с неравномерной шкалой.
  • закрепить умение шкалировать и использовать измерительные приборы (безмены).
  • проверить усвоение изученного материала через решение практических, количественных и качественных задач.

 

Технические средства:

  • Компьютеры (компьютер).
  • Мультимедийный проектор.
  • Интерактивная доска.
  • Лабораторные весы с набором различных тел.
  • Тележки демонстрационные, набор грузов.

Презентация

Ход урока
Работа учителя со всем классом

  • Мотивационный этап.

Демонстрация опыта с двумя тележками, показывающего, что в результате взаимодействия скорости тел изменяются, и у разных тел они изменяются по-разному.
Сначала демонстрируют взаимодействие тележек одинаковой массы, затем проводят демонстрацию с тележками разной массы. Сравнивают результаты. По результатам эксперимента делают выводы:
1). Взаимодействие тел приводит к изменению их скоростей.
2). Скорости, приобретенные телами после взаимодействия, зависят от их массы.
3). По взаимодействию тел можно судить об их массе.

Опыт 1. Массы тележек равны.

 

Опыт 2. Массы тележек различны.

  • Этап создания нового знания (I-я часть - теоретическая).

На интерактивном экране демонстрация (пошаговая) всех моментов объясняемого материала (заготовка урока сделана заранее). При отсутствии интерактивной доски можно воспользоваться обычным экраном и мультимедийным проектором и демонстрировать презентацию.
В данном случае привожу пример презентации (файл Massa.ppt), так как файлы, созданные в программе для интерактивной доски, имеет специфический формат.
Слайд 1. Из проведенных опытов можно сделать вывод, что тела большей массы изменяют свою скорость на меньшую величину. Про такие тела говорят, что они более инертны. Таким образом, масса – это мера инертности тел.
Зная массу одного из тел, можно всегда оценить массу другого:

  • Если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.
  • Если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей:

Слайд 2. За единицу массы в системе СИ принят 1 кг. Эталон массы хранится в городе Севре во Франции. Копии эталона хранятся в разных странах. Одна из копий международного эталона килограмма имеется в нашей стране, в Институте метрологии им. Д.И.Менделеева в г.Санкт-Петербурге.

Производные единицы массы:
1 г = 0,001 кг
1 т = 1000 кг
1 мг = 0,000001 кг
1 ц = 100 кг

Масса в физике обозначается буквой m.

  • Этап закрепления и контроля знаний по первой части урока.

Самостоятельная работа учащихся
Работа учащихся с  ЦОР (электронным пособием (7 класс / Тема 3. Взаимодействие тел / 3.8. Масса тела. Единицы массы). Им дается время на самостоятельный просмотр пройденного материала (слайды 1-9). После чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов для самоконтроля (вкладка «В» ЭП).
Работа отдельных учащихся у доски, остальных – в тетрадях.
Решение задач из упражнения 6.
Для учащихся, имеющих более высокий уровень знаний, можно предложить решить задачи повышенной трудности.
Задачи повышенной трудности:

  • Порожняя тележка массой 2 кг, двигаясь со скоростью 2 м/с, столкнулась с груженой тележкой. Вследствие столкновения порожняя тележка остановилась, а груженая начала двигаться со скоростью 0,4 м/с. Какова масса груженой тележки? (ответ: 10 кг).
  • Человек, бегущий со скоростью 8 м/с, догнал тележку, двигающуюся со скоростью 2 м/с, и вскочил на нее. В результате скорость тележки стала 6 м/с. Какова масса человека, если масса тележки 40 кг? (ответ: 80 кг).
  •  Этап создания нового знания (II-я часть - практическая).

Работа учителя со всем классом
Способ определения массы тел через сравнение скоростей, приобретенных в результате взаимодействия не всегда удобен. На практике массу тела определяют взвешиванием.
Весы – прибор для измерения массы тела.

Весы
 



                                 Рычажные                                                     Пружинные

(демонстрация весов, рассмотрение их устройства и принципа действия)

 Фото3. Рычажные весы

Фото 4. Пружинные весы

 

Самостоятельная работа учащихся
Знакомство с некоторыми видами рычажных весов и измерение с их помощью массы тел (работа с ЦОР – старинные весы, включающем  три версии безменов):
1) римские весы с равномерной шкалой (рис.1);
2) скандинавский (русский) безмен с неравномерной шкалой (рис.2);
3) три скандинавских (русских) безмена с разными шкалами.

Рис.1


Рис.2

Данную работу полезно будет учащимся провести самостоятельно, используя информацию, представленную в ЦОР. С первым безменом проблемы не будет, а со вторым учащиеся попадают в «ловушку», так как, имея те же средства для шкалирования – одну гирю, как и в первом случае, они поймут (не все), что этого явно недостаточно.
После изучения этих двух версий безменов полезно обсудить на качественном уровне, почему в одном случае получается равномерная, а в другом - неравномерная шкала.
Кроме этого, полезно будет выяснить у учащихся,  на чем основан принцип действия рычажных весов? (ответ: уравновешивание).

Работа с ЦОР около интерактивной доски. Шкалирование различных весов и взвешивание с их помощью предложенных тел в интерактивном режиме.

Самостоятельная работа учащихся
Работа с лабораторными весами. Правила пользования.
Учащимся после разъяснения устройства лабораторных весов предлагается с их помощью определить массу нескольких тел малого размера.

Измерение массы малых тел с помощью лабораторных весов.

 

  • Этап подведения итогов.

Работа учителя со всем классом
Подведение итогов урока, ответы на вопросы учеников.

  •  Задание на дом.
  • §19-20, вопросы после § (устно).
  • Предложите метод, который вам позволит оценить массу макового зернышка. В вашем распоряжении имеются весы с разновесами и пакетик маковых зерен. (Ответ: Необходимо отсчитать достаточное количество зерен, а затем с помощью весов найти их массу. Далее, разделить значение массы на общее число зерен и получить искомую оценку).

 

 

Урок желательно проводить в компьютерном классе, если такой возможности нет, то самостоятельную работу с ЦОР можно заменить на работу отдельных учащихся около доски с одновременным обсуждением этой работы классом.

 

Прикрепленный файл Размер
yegorova.ppt 1.14 Мбайт
art_2_4_clip_image013.jpg 10.06 Кбайт

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн