Познакомьтесь с опытом педагогов, представивших свои работы в этой номинации, поделитесь своим опытом. Наиболее активные участники форума будут отмечены сертификатами за активное участие в он-лайн семинаре.
Сроки проведения он-лайн семинара с 23 марта по 12 апреля 2015 года.
Россия нуждается сегодня в национальном воспитании русского (российского) духовного характера, основу которого составляет любовь к Отечеству, гражданские обязанности и ответственность перед ним, национальный дух, справедливость, вера, совесть, честь. Сейчас, когда постоянно усиливается пропаганда западного образа жизни, жестокости и насилия, чуждых традициям русского патриотизма, очень важна в школе систематическая, кропотливая поисково-краеведческая, опытно-исследовательская работа со школьниками, воспитывающая в них коллективистские качества, чувства патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, своему народу. Одним из ведущих направлений патриотического воспитания является краеведение. Краеведческая работа развивает интерес, воспитывает уважение к истокам родной земли, ее преданиям, быту, традициям народа, природным особенностям. Велико ее воздействие на разум и душу человека. Где, как не на базе изучения своего района, своего края, можно получить непосредственное соприкосновение с внешним миром, понять его? Краеведение воспитывает любовь к Родине, которая связана с тем местом, где ты родился и рос. “Патриотизм, – писал Илья Эдинбург, – начинается с самого простого: с дерева возле дома, переулочка, сбегающего к речке, с запаха антоновских яблок… Школьное краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствуется. Любовь к родине всегда конкретна. Это любовь к своему родному краю, дому, селу. А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать. Я глубоко убеждена в том: все, что делается по изучению родного края, западет в душу ребят, что они с гордость будут говорить о том месте, где живут. Пусть не все ученики будут краеведами, но равнодушными к Родине не будут. И здесь уместны слова: “Знаю и люблю, и чем больше знаю, тем больше люблю”.
Спасибо всем учителям, принявшим участие в замечательном конкурсе. У нас есть чему поучиться друг у друга, используя различные формы и методы работы.Надеюсь, такие же интересные конкурсы ждут нас и наших учеников в будущем.А Наталье Евгеньевне-неиссякаемого оптимизма, бодрости и-спасибо за творческий конкурс!
Комментарий был изменен с момента создания (scherbinina15, пн, 23/03/2015 - 17:03).
В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности/
Каков инструмент определения достижения результатов внеурочной деятельности? С целью отслеживания результатов внеурочной деятельности необходимо систематически проводить мониторинг и основываться при этом на выделенных в методических рекомендациях по внеурочной деятельности Д.В. Григорьвым и П.В. Степановым уровнях результатов внеурочной деятельности (рис. 1), но базе которых образовательное учреждение вырабатывает свои критерии оценки.
Третий уровень. Получение школьником опыта самостоятельного социального действия
Второй уровень.Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом
Первый уровень. Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:
во-первых, разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
во-вторых, подбирать такие формывнеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
в-пятых, оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).
Кроме того, говоря о результатах внеурочной деятельности, согласно ФГОС, необходимо учитывать воспитательный результат и воспитательный эффект внеурочной деятельности.
Паустовский писал: «Любовь к родным местам проходит сложный путь вместе с культурным ростом человека. Она начинается ещё у детей в форме любви к своему двору, к тихой речке, к весёлым рощам – местам игр и таинственных происшествий. Она вырастает в любовь к своему городу, к родному краю, ко всей нашей родине…».
Уроки русского языка и литературы дают возможность использовать краеведческий материал для воспитания любви к малой родине, ее природе, ее людям. Стараюсь использовать краеведческий материал на всех этапах обучения. В первую очередь, это изучение на уроках внеклассного чтения творчества поэтов и писателей – земляков: М. Алексеева, Н. Палькина, О. Вилкова… Эта работа продолжается и на уроках русского языка. При подготовке к сочинению «Мой любимый уголок природы» обращаемся к стихам поэтов – земляков. Дети убеждаются, что привычные, знакомые места можно описать красиво, образно. Изучая числительные, вспоминаем даты рождения нашего города, основные этапы развития нашего края. При изучении приложений анализируем предложения: «Книги М.Алексеева, уроженца села Монастырское, известны всей стране. Н. Палькин, певец великой Волги, не оставил без внимания и нашу Баланду. Знакомясь с публицистическим стилем речи, с различными жанрами обращаемся к материалам газеты «Народная трибуна» Материалы районной газеты интересны для анализа: они освещают события и факты из жизни родного города, рассказывают о конкретных людях, здесь можно прочитать о людях, с которыми лично знаком: о родителях, учителях, сверстниках.
Краеведческий материал заставляет учащихся глубже задуматься над вопросами окружающей жизни, поможет осознать свой гражданский долг, полюбить свой родной край и окружающих людей.
Систематическое обращение к краеведческому материалу вдохновляет учащихся на создание творческих работ, исследований, проектов. Мои ученики не раз занимали призовые места на краеведческих конкурсах разного уровня. Вот, например, работа выпускницы Беляевой Марины «Ода родному краю»
Голицыно – Покровское – Урицкое – (Саратовская область) как жило и развивалось село в 18 – 19 веках? Начавшись в 1721 году с 114 душ, за два столетия село выросло до 1664 жителей , то есть увеличилось на 1550 человек. Занимались в основном земледелием, кроме того – торговлей зерном, скотом, кожами, ремесленными изделиями, хмелем ; шили шубы и полушубки, сапоги, валяли валенки, делали сани и мебель, даже – зеркала, была маслобойка, крупорушка, кирпичный заводик, несколько кузниц, из лозы плели корзины, мебель, кошевы; занимались охотой и особенно на бобров(сейчас их развелось на р.Чивке полно), занимались пчеловодством . Были оборотистыми, предприимчивыми и смелыми – торговали с Саратовом, Тамбовом, Пензой, Москвой , первыми выходили на отруба . В селе была ежегодная ярмарка в праздник Покрова , приезжало много купцов из других мест. Село стало зажиточным, крестьяне начали строить каменные дома, построили каменную церковь , открыли земскую школу, фельдшерский пункт. Село стало волостным .
Патриотическое воспитание всегда являлось одной из преоритетных задач школы., ведь детские и юношеские годы являются самой багодатной порой для воспитания патриотизма, гордости за свою малую и большую родину, свой народ, историю Отечества.Все эти чувства необходимо воспитывать с малого: с места, где родился и вырос. Поэтому краеведческая работа и создание музея в школе, на мой взгляд, очень важная и нужная работа. Привлечение ребят к подобной работе - очень важный аспект в воспитании патриотизма. Очень понравилась мысль о создании виртуального музея. Желаю создателям музея успехов в воспитании патриотов своей родины и новых творческих находок.
В настоящее время все больший интерес для общества представляет не только история вообще, но история своей малой Родины. Заинтересовавшись своей родословной, своими корнями и истоками, мы постепенно, из «Иванов, родства не помнящих», начинаем превращаться в народ. Народ, любящий свое прошлое таким, какое оно есть.
Нужно ли подчеркивать, как актуальна и интересна данная тема ? Не только для молодежи, но и для людей поживших на белом свете, вдруг открываются такие факты и моменты , которые , порой , заставляют многое переосмысливать и пересматривать. А мы, только начинающие жить , вообще ничего не знаем. И каждый рассказ для нас открытие таких интересных сведений. Даже просто тот факт, что наше село до революции имело на тысячу жителей больше, чем сейчас, очень удивляет. И хочется узнавать всё больше и больше нового о том месте, где мы живем, «где нам посчастливилось родиться».
В этом году впервые обратилась к литературному краеведению. Никогда даже не могла предположить, что в нашем краю родился и вырос известный советский писатель-фантаст В. И. Язвицкий. Работая над этой темой вместе со своей ученицей, мы всё больше и больше увлекались работой и поражались, тем, каким разносторонним человеком был Язвицкий. Во-первых, учёный-биолог, во-вторых. писатель, поэт, драматург, в-третьих, писатель-фантаст. В 20-е годы XX века, когда в Советском Союзе была разруха, голод, В.И. мечтал о полётах на Луну и Марс. И не просто мечтал, он в соём произведении описал поверхность Луны и Марса, придумал ракету. И всё это сбылось через 30 лет. Удивительный человек! Теперь на уроках литературы рассказываю своим ученикам, что и в нашем краю жили известные люди и нам есть, чем гордиться. На этом не останавлюсь и продолжу изучать литературную историю нашего края.
В этом году впервые обратилась к литературному краеведению. Никогда даже не могла предположить, что в нашем краю родился и вырос известный советский писатель-фантаст В. И. Язвицкий. Работая над этой темой вместе со своей ученицей, мы всё больше и больше увлекались работой и поражались, тем, каким разносторонним человеком был Язвицкий. Во-первых, учёный-биолог, во-вторых. писатель, поэт, драматург, в-третьих, писатель-фантаст. В 20-е годы XX века, когда в Советском Союзе была разруха, голод, В.И. мечтал о полётах на Луну и Марс. И не просто мечтал, он в соём произведении описал поверхность Луны и Марса, придумал ракету. И всё это сбылось через 30 лет. Удивительный человек! Теперь на уроках литературы рассказываю своим ученикам, что и в нашем краю жили известные люди и нам есть, чем гордиться. На этом не останавлюсь и продолжу изучать литературную историю нашего края.
Я на протяжении нескольких лет являюсь руководителем школьного музея, поэтому хочу поделиться собственным опытом в решении проблемы духовно-нравственного воспитания.
Осознать причастность к истории позволяет процесс участия в различных направлениях музейной работы, например, поисково-собирательная деятельность. Она, в рамках краеведческой работы школьных музеев, направлена на воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, на обогащение его интеллектуального и духовного потенциала.
Одним из направлений работы нашего школьного музея является сбор материала об истории школы. Создавая летопись учебного заведения, мы сотрудничаем с выпускниками по вопросам исследования истории школы (анкетирование родителей учащихся, обучавшихся в школе ранее; встреча с выпускниками, встреча с педагогами-ветеранами, интервьюирование выпускников). Данная деятельность имеет ярко выраженный нравственный аспект, позволяет учащимся осознать значимость своих действий, приобщиться к истории поколений, выстроить систему ценностей. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
Так, например, в музее хранятся несколько фронтовых писем, написанных как ветеранами, так и их близкими родственниками. Исследуя эти письма, учащиеся говорят: «За каждым письмом, неповторимые судьбы ветеранов — людей, которые защищали нашу страну. Послевоенные годы развели фронтовиков, по-разному сложились их судьбы. Но нам дорога и ценна каждая весточка от них, так как в письма ветераны вкладывают частичку души».
Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением.
Например, встреча с малолетним узником Сильченко А.А., который долгие годы возглавлял одну из школ нашего города, позволила детям осознать, как тяжело лишиться детства. Алексей Алексеевич предоставил фотографии из семейного архива, рассказал историю своей жизни.
Запомнилась ребятам и встреча с руководителем поискового центра «Набат» Василенко С.А. Через вещественные источники, которые они находят на месте боёв, война воспринимается как страшное событие, которое не должно повториться.
Итак, школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы педагога и учащихся. Он обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Через поисково-собирательную работу воспитывается уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Д.С. Лихачёв: «… если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть и плохонькие,- значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам старины – он, как правило, равнодушен к своей стране».
Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение. Историческое краеведение – развивающаяся перспективная область знаний. Это определяется, прежде всего, многогранностью, творческим, исследовательским характером краеведения, его доступностью для людей различных специальностей, социальных и возрастных групп.
Введение в учебный план (в его вариативную часть) курса «Краеведение» позволяет расширить учебно-воспитательную деятельность школы, даёт возможность выхода за пределы школы, что очень важно для наших учеников, помогает создать ситуацию успеха для любого ученика через участие в конкурсах и викторинах разного уровня.
Задачи:
- воспитание уважения к отечественной истории;
- формирование культуры работы с историческим источником;
Уважаемые коллеги! Приглашаем вас к обсуждению темы номинации
«Краеведческая работа в образовательном учреждении»(Опыт работы педагога: формы, методики, результативность).
Познакомьтесь с опытом педагогов, представивших свои работы в этой номинации, поделитесь своим опытом. Наиболее активные участники форума будут отмечены сертификатами за активное участие в он-лайн семинаре.
Сроки проведения он-лайн семинара с 23 марта по 12 апреля 2015 года.