Я на протяжении нескольких лет являюсь руководителем школьного музея, поэтому хочу поделиться собственным опытом в решении проблемы духовно-нравственного воспитания.
Осознать причастность к истории позволяет процесс участия в различных направлениях музейной работы, например, поисково-собирательная деятельность. Она, в рамках краеведческой работы школьных музеев, направлена на воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, на обогащение его интеллектуального и духовного потенциала.
Одним из направлений работы нашего школьного музея является сбор материала об истории школы. Создавая летопись учебного заведения, мы сотрудничаем с выпускниками по вопросам исследования истории школы (анкетирование родителей учащихся, обучавшихся в школе ранее; встреча с выпускниками, встреча с педагогами-ветеранами, интервьюирование выпускников). Данная деятельность имеет ярко выраженный нравственный аспект, позволяет учащимся осознать значимость своих действий, приобщиться к истории поколений, выстроить систему ценностей. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
Так, например, в музее хранятся несколько фронтовых писем, написанных как ветеранами, так и их близкими родственниками. Исследуя эти письма, учащиеся говорят: «За каждым письмом, неповторимые судьбы ветеранов — людей, которые защищали нашу страну. Послевоенные годы развели фронтовиков, по-разному сложились их судьбы. Но нам дорога и ценна каждая весточка от них, так как в письма ветераны вкладывают частичку души».
Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением.
Например, встреча с малолетним узником Сильченко А.А., который долгие годы возглавлял одну из школ нашего города, позволила детям осознать, как тяжело лишиться детства. Алексей Алексеевич предоставил фотографии из семейного архива, рассказал историю своей жизни.
Запомнилась ребятам и встреча с руководителем поискового центра «Набат» Василенко С.А. Через вещественные источники, которые они находят на месте боёв, война воспринимается как страшное событие, которое не должно повториться.
Итак, школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы педагога и учащихся. Он обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Через поисково-собирательную работу воспитывается уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.
Я на протяжении нескольких лет являюсь руководителем школьного музея, поэтому хочу поделиться собственным опытом в решении проблемы духовно-нравственного воспитания.
Осознать причастность к истории позволяет процесс участия в различных направлениях музейной работы, например, поисково-собирательная деятельность. Она, в рамках краеведческой работы школьных музеев, направлена на воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, на обогащение его интеллектуального и духовного потенциала.
Одним из направлений работы нашего школьного музея является сбор материала об истории школы. Создавая летопись учебного заведения, мы сотрудничаем с выпускниками по вопросам исследования истории школы (анкетирование родителей учащихся, обучавшихся в школе ранее; встреча с выпускниками, встреча с педагогами-ветеранами, интервьюирование выпускников). Данная деятельность имеет ярко выраженный нравственный аспект, позволяет учащимся осознать значимость своих действий, приобщиться к истории поколений, выстроить систему ценностей. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
Так, например, в музее хранятся несколько фронтовых писем, написанных как ветеранами, так и их близкими родственниками. Исследуя эти письма, учащиеся говорят: «За каждым письмом, неповторимые судьбы ветеранов — людей, которые защищали нашу страну. Послевоенные годы развели фронтовиков, по-разному сложились их судьбы. Но нам дорога и ценна каждая весточка от них, так как в письма ветераны вкладывают частичку души».
Одним из основных критериев в оценке работы музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками Великой Отечественной войны, выдающимися деятелями науки, культуры и искусства, работа с местным населением.
Например, встреча с малолетним узником Сильченко А.А., который долгие годы возглавлял одну из школ нашего города, позволила детям осознать, как тяжело лишиться детства. Алексей Алексеевич предоставил фотографии из семейного архива, рассказал историю своей жизни.
Запомнилась ребятам и встреча с руководителем поискового центра «Набат» Василенко С.А. Через вещественные источники, которые они находят на месте боёв, война воспринимается как страшное событие, которое не должно повториться.
Итак, школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы педагога и учащихся. Он обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Через поисково-собирательную работу воспитывается уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.