Официальный сайт isprras 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Калиновская М.Ф. Биологический марафон на тему «У ИСТОКОВ ЭВОЛЮЦИИ…»

фото

Калиновская Мария Фроловна

Сведения об авторе:

  • Место работы: учитель биологии, МОУ «Высотинская сош» Сухобузимского района Красноярского края
  • Адрес электронной почты:

 

Внеклассное мероприятие для учащихся 11 класса на тему «У истоков эволюции…» проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на успешную сдачу ЕГЭ по биологии.

 

____________________

Биологический марафон на тему «У ИСТОКОВ ЭВОЛЮЦИИ…»

 

Презентация

Данная презентация даёт возможность наглядно представить материал в виде командной игры; быстро сопоставить свои ответы с правильными , принять правильное решение для получения наилучшего результата.
Мультимедийная система, ноутбук
 

____________________________

Организационные моменты

•  Участвуют две команды по 4 человека в каждой;

•  Для подсчета баллов выбираются члены жюри в количестве 2 – 3-х человек;

•  Оставшиеся учащиеся образуют 2 группы поддержки.

•  Перед началом игры демонстрируются слайды на тему «Многообразие живого-результат эволюции», ( под музыку Эннио Морриконе «Тема любви») - это своеобразный психологический настрой, во время которого можно увидеть всю прелесть нашей природы, задуматься о том, что человек - её часть!

Правила игры

Основной этап

•  Каждой команде поочередно задаются вопросы по нарастающей сложности аналогично заданиям ЕГЭ: часть А – 5 вопросов (10 баллов за каждый), часть В – 5 вопросов (20 баллов за каждый), часть С – 3 вопроса (30 баллов за каждый).

•  У каждой команды есть 3 «жизни», которые сгорают при неправильных ответах, и 2 подсказки: помощь группы поддержки и возможность воспользоваться соответствующей учебной литературой.

•  Команда имеет право остановиться на набранной сумме баллов, когда у нее останется последняя «жизнь» (возможность участвовать в супер-игре и удвоить набранную сумму очков у команды остаётся)

•  После сгорания третьей «жизни» набранные баллы аннулируются, и команда выбывает из игры.

Супер-игра

•  После прохождения основного этапа командам предоставляется право сыграть в супер-игру, где они могут удвоить выставленную на кон сумму баллов, не превышающую количество набранных ими очков.

•  В случае правильного ответа на заданный вопрос выставленные командами баллы удваиваются, в противном случае – сгорают.

 

Ниже представлены вопросы для обеих команд различной категории сложности А, В и С (Данный материал оформлен в виде презентации MS Power Point . (приложение 1)

Верные ответы вопросов частей выделяются подчеркиванием (после ответа команд)

 

ЧАСТЬ А для 1-й команды

 

•  Экологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

•  похожи друг на друга по внешнему строению;

•  ведут сходный образ жизни в близких условиях среды ;

•  обитают на общей территории;

•  схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.

•  Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:

•  стихийным;

•  дизруптивным;

•  движущим;

•  стабилизирующим .

•  Явление, при котором происходит многократное увеличение хромосом в геноме, называется:

•  полиплоидия ;

•  полимерия;

•  поливалентность;

•  полигамия.

•  Растения в отличие от животных:

•  не способны к дыханию;

•  имеют хлоропласты ;

•  не нуждаются в минеральных веществах;

•  обладают высокой подвижностью.

•  Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощением строения тела, что является примером:

•  ароморфоза;

•  идиоадаптации;

•  дегенерации ;

•  биологического регресса.

 

ЧАСТЬ А для 2-й команды

 

•  Географический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:

•  похожи друг на друга по внешнему строению;

•  ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;

•  обитают на общей территории ;

•  схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.

•  Примером идиоадаптации является:

•  утрата кишечника ленточными червями;

•  возникновение многоклеточности;

•  разнообразие окраски крыльев бабочек ;

•  появление конечности у насекомых.

•  Примером ароморфоза является:

•  появление легких у земноводных ;

•  возникновение покровительственной окраски у окуня;

•  появление длинного клюва у цапли;

•  редукция органов чувств у паразитических червей.

•  Взаимодействие человека и бычьего цепня называется:

•  симбиозом;

•  хищничеством;

•  паразитизмом ;

•  протокооперацией.

•  Критерием появления нового вида является возникновение:

•  значительных морфологических изменений;

•  существенного количества мутационных изменений;

•  географической изоляции;

•  репродуктивной изоляции .

 

ЧАСТЬ В для 1-й команды

 

•  Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам:

•  редукция киля у пингвинов в связи с утерей способности к полету;

•  появление полового размножения ;

•  возникновение семян у голосеменных ;

•  приобретение покровительственной окраски у щуки;

•  возникновение теплокровности ;

•  возникновение длинной шеи у жирафа.

•  Инбридинг – это:

•  скрещивание различных видов;

•  скрещивание близкородственных видов ;

•  скрещивание различных чистых линий;

•  увеличение числа хромосом у гибридной особи.

•  Элементарной эволюционной единицей является:

•  особь;

•  популяция ;

•  вид;

•  биоценоз.

•  Происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов, называются:

•  микроэволюцией ;

•  макроэволюцией,

•  межвидовой борьбой;

•  внутривидовой.

•  Наиболее напряженной формой борьбы за существование является:

•  борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды;

•  борьба с антропогенными факторами;

•  межвидовая борьба;

•  внутривидовая борьба .

 

 

ЧАСТЬ В для 2-й команды

 

•  Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:

•  отсутствие легких у рыб;

•  отсутствие зрения у животных, живущих под землей ;

•  редукция органов чувств у паразитических червей ;

•  отсутствие хвоста у лягушки;

•  превращение корней растения повилики в присоски;

•  утрата кишечника ленточными червями .

•  Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером:

•  биологического регресса ;

•  дегенерации;

•  идиоадаптации;

•  ароморфоза.

•  Порода собак представляет собой:

•  род;

•  вид;

•  природную популяцию;

•  искусственную популяцию .

•  К сохранению уже выработанных приспособлений приводит:

•  дивергенция;

•  стабилизирующий отбор ;

•  идиоадаптация;

•  движущий отбор.

•  Выберите три признака, относящиеся к движущим силам эволюции:

•  индивидуальная изменчивость ;

•  естественный отбор ;

•  модификационная изменчивость;

•  искусственный отбор;

•  географическое распространение;

•  наследственность .

•   

ЧАСТЬ С для 1-й команды

 

Первый вопрос.

Выберите неверные утверждения:

•  белки – это биологические полимеры;

•  мономерами белков являются аминокислоты;

•  в состав белков входят 30 разных аминокислот ;

•  все аминокислоты могут синтезироваться в организме человека и животных ;

•  аминокислоты соединяются в молекуле белка пептидными связями.

Второй вопрос.

Если мышь поместить под стеклянный колпак, закрытый герметично, то она вскоре погибнет. Если вместе с мышью под колпак поместить зеленое растение и оставить колпак на свету, то мышь останется жива длительное время. Объясните эти явления.

Ответ: в процессе фотосинтеза растение выделяет кислород, которым длительное время может дышать мышь.

Третий вопрос.

Установите соответствие между свойством и экологической системой:

Свойства

Экосистемы

1) единственный источник энергии – Солнце

А) природная экосистема

2) значительная часть веществ изымается человеком

Б) агроэкосистема

3) значительное разнообразие видов

 

4) ведущая роль искусственного отбора

 

5) дополнительные источники энергии, привносимые человеком

 

Ответ: А) – 1, 3; В) – 2, 4, 5.

 

ЧАСТЬ С для 2-й команды

 

Первый вопрос

Выберите неверные утверждения:

•  отдельные элементы среды обитания, воздействующие на организм, называются экологическими факторами;

•  экологические факторы могут быть биотическими и абиотическими;

•  биотические факторы – это взаимодействие между живыми организмами;

•  абиотические факторы не оказывают воздействия на живые организмы ;

•  биотические факторы всегда благоприятно воздействуют на живые организмы .

Второй вопрос

Орнитологи обратили внимание на то, что, как правило, в гнездах разных птиц все яйца расположены тупым концом к наружной стенке гнезда. Объясните это явление.

Ответ: на тупом конце находится воздушная камера.

Третий вопрос

Установите соответствие между типом размножения и его характерными чертами:

Характерные черты

Тип размножения

1) потомки идентичны родителям

А) бесполое

2) одна родительская особь

Б) половое

3) основной клеточный механизм – митоз

 

4) основной клеточный механизм – мейоз

 

5) потомки генетически уникальны

 

Ответ: А) – 1, 2, 3; В) – 4, 5.

 

 

 

СУПЕР – ИГРА

 

Выберите эволюционное приобретение млекопитающих:

•  возникновение реакций матричного синтеза;

•  теплокровность;

•  прикрепленность к месту обитания;

•  плацента.

 

Подведение итогов и награждение команд

 

ЛИТЕРАТУРА:

•  Деркачева, Н.И. ЕГЭ 2006. Биология. Типовые тестовые задания/ Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 112 с. (Серия «ЕГЭ 2006. Типовые тестовые задания»)

•  Каменский, А.А. Биология. ЕГЭ: Практикум. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

•  Ленгер, Г.Н. ЕГЭ. Биология. Тренировочные задания. – М.: Просвещение. «ЭКСМО», 2005.

•  Хрипкова, А.Г. ЕГЭ. Биология. Тестовые задания/ А.Г. Хрипкова, В.В. Резникова. – М.: Просвещение, 2002.

 


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Валентина Викентьевна Петрова

На: Калиновская М.Ф. Биологический марафон на тему «У ИСТОКОВ ЭВ


Интересная задумка. Жалко, что презентация не скачивается.

petrova



Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн