фото |
Калиновская Мария Фроловна
Сведения об авторе:
- Место работы: учитель биологии, МОУ «Высотинская сош» Сухобузимского района Красноярского края
- Адрес электронной почты:
|
Внеклассное мероприятие для учащихся 11 класса на тему «У истоков эволюции…» проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на успешную сдачу ЕГЭ по биологии.
____________________
Биологический марафон на тему «У ИСТОКОВ ЭВОЛЮЦИИ…»
Данная презентация даёт возможность наглядно представить материал в виде командной игры; быстро сопоставить свои ответы с правильными , принять правильное решение для получения наилучшего результата.
Мультимедийная система, ноутбук
____________________________
Организационные моменты
• Участвуют две команды по 4 человека в каждой;
• Для подсчета баллов выбираются члены жюри в количестве 2 – 3-х человек;
• Оставшиеся учащиеся образуют 2 группы поддержки.
• Перед началом игры демонстрируются слайды на тему «Многообразие живого-результат эволюции», ( под музыку Эннио Морриконе «Тема любви») - это своеобразный психологический настрой, во время которого можно увидеть всю прелесть нашей природы, задуматься о том, что человек - её часть!
Правила игры
Основной этап
• Каждой команде поочередно задаются вопросы по нарастающей сложности аналогично заданиям ЕГЭ: часть А – 5 вопросов (10 баллов за каждый), часть В – 5 вопросов (20 баллов за каждый), часть С – 3 вопроса (30 баллов за каждый).
• У каждой команды есть 3 «жизни», которые сгорают при неправильных ответах, и 2 подсказки: помощь группы поддержки и возможность воспользоваться соответствующей учебной литературой.
• Команда имеет право остановиться на набранной сумме баллов, когда у нее останется последняя «жизнь» (возможность участвовать в супер-игре и удвоить набранную сумму очков у команды остаётся)
• После сгорания третьей «жизни» набранные баллы аннулируются, и команда выбывает из игры.
Супер-игра
• После прохождения основного этапа командам предоставляется право сыграть в супер-игру, где они могут удвоить выставленную на кон сумму баллов, не превышающую количество набранных ими очков.
• В случае правильного ответа на заданный вопрос выставленные командами баллы удваиваются, в противном случае – сгорают.
Ниже представлены вопросы для обеих команд различной категории сложности А, В и С (Данный материал оформлен в виде презентации MS Power Point . (приложение 1)
Верные ответы вопросов частей выделяются подчеркиванием (после ответа команд)
ЧАСТЬ А для 1-й команды
• Экологический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:
• похожи друг на друга по внешнему строению;
• ведут сходный образ жизни в близких условиях среды ;
• обитают на общей территории;
• схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.
• Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:
• стихийным;
• дизруптивным;
• движущим;
• стабилизирующим .
• Явление, при котором происходит многократное увеличение хромосом в геноме, называется:
• полиплоидия ;
• полимерия;
• поливалентность;
• полигамия.
• Растения в отличие от животных:
• не способны к дыханию;
• имеют хлоропласты ;
• не нуждаются в минеральных веществах;
• обладают высокой подвижностью.
• Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощением строения тела, что является примером:
• ароморфоза;
• идиоадаптации;
• дегенерации ;
• биологического регресса.
ЧАСТЬ А для 2-й команды
• Географический критерий вида заключается в том, что особи, принадлежащие к одному виду:
• похожи друг на друга по внешнему строению;
• ведут сходный образ жизни в близких условиях среды;
• обитают на общей территории ;
• схожи по физиологическим особенностям жизнедеятельности.
• Примером идиоадаптации является:
• утрата кишечника ленточными червями;
• возникновение многоклеточности;
• разнообразие окраски крыльев бабочек ;
• появление конечности у насекомых.
• Примером ароморфоза является:
• появление легких у земноводных ;
• возникновение покровительственной окраски у окуня;
• появление длинного клюва у цапли;
• редукция органов чувств у паразитических червей.
• Взаимодействие человека и бычьего цепня называется:
• симбиозом;
• хищничеством;
• паразитизмом ;
• протокооперацией.
• Критерием появления нового вида является возникновение:
• значительных морфологических изменений;
• существенного количества мутационных изменений;
• географической изоляции;
• репродуктивной изоляции .
ЧАСТЬ В для 1-й команды
• Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам:
• редукция киля у пингвинов в связи с утерей способности к полету;
• появление полового размножения ;
• возникновение семян у голосеменных ;
• приобретение покровительственной окраски у щуки;
• возникновение теплокровности ;
• возникновение длинной шеи у жирафа.
• Инбридинг – это:
• скрещивание различных видов;
• скрещивание близкородственных видов ;
• скрещивание различных чистых линий;
• увеличение числа хромосом у гибридной особи.
• Элементарной эволюционной единицей является:
• особь;
• популяция ;
• вид;
• биоценоз.
• Происходящие в популяциях эволюционные процессы, приводящие к появлению новых видов, называются:
• микроэволюцией ;
• макроэволюцией,
• межвидовой борьбой;
• внутривидовой.
• Наиболее напряженной формой борьбы за существование является:
• борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды;
• борьба с антропогенными факторами;
• межвидовая борьба;
• внутривидовая борьба .
ЧАСТЬ В для 2-й команды
• Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию:
• отсутствие легких у рыб;
• отсутствие зрения у животных, живущих под землей ;
• редукция органов чувств у паразитических червей ;
• отсутствие хвоста у лягушки;
• превращение корней растения повилики в присоски;
• утрата кишечника ленточными червями .
• Сокращение численности и ареала уссурийского тигра является примером:
• биологического регресса ;
• дегенерации;
• идиоадаптации;
• ароморфоза.
• Порода собак представляет собой:
• род;
• вид;
• природную популяцию;
• искусственную популяцию .
• К сохранению уже выработанных приспособлений приводит:
• дивергенция;
• стабилизирующий отбор ;
• идиоадаптация;
• движущий отбор.
• Выберите три признака, относящиеся к движущим силам эволюции:
• индивидуальная изменчивость ;
• естественный отбор ;
• модификационная изменчивость;
• искусственный отбор;
• географическое распространение;
• наследственность .
•
ЧАСТЬ С для 1-й команды
Первый вопрос.
Выберите неверные утверждения:
• белки – это биологические полимеры;
• мономерами белков являются аминокислоты;
• в состав белков входят 30 разных аминокислот ;
• все аминокислоты могут синтезироваться в организме человека и животных ;
• аминокислоты соединяются в молекуле белка пептидными связями.
Второй вопрос.
Если мышь поместить под стеклянный колпак, закрытый герметично, то она вскоре погибнет. Если вместе с мышью под колпак поместить зеленое растение и оставить колпак на свету, то мышь останется жива длительное время. Объясните эти явления.
Ответ: в процессе фотосинтеза растение выделяет кислород, которым длительное время может дышать мышь.
Третий вопрос.
Установите соответствие между свойством и экологической системой:
Свойства
|
Экосистемы
|
1) единственный источник энергии – Солнце
|
А) природная экосистема
|
2) значительная часть веществ изымается человеком
|
Б) агроэкосистема
|
3) значительное разнообразие видов
|
|
4) ведущая роль искусственного отбора
|
|
5) дополнительные источники энергии, привносимые человеком
|
|
Ответ: А) – 1, 3; В) – 2, 4, 5.
ЧАСТЬ С для 2-й команды
Первый вопрос
Выберите неверные утверждения:
• отдельные элементы среды обитания, воздействующие на организм, называются экологическими факторами;
• экологические факторы могут быть биотическими и абиотическими;
• биотические факторы – это взаимодействие между живыми организмами;
• абиотические факторы не оказывают воздействия на живые организмы ;
• биотические факторы всегда благоприятно воздействуют на живые организмы .
Второй вопрос
Орнитологи обратили внимание на то, что, как правило, в гнездах разных птиц все яйца расположены тупым концом к наружной стенке гнезда. Объясните это явление.
Ответ: на тупом конце находится воздушная камера.
Третий вопрос
Установите соответствие между типом размножения и его характерными чертами:
Характерные черты
|
Тип размножения
|
1) потомки идентичны родителям
|
А) бесполое
|
2) одна родительская особь
|
Б) половое
|
3) основной клеточный механизм – митоз
|
|
4) основной клеточный механизм – мейоз
|
|
5) потомки генетически уникальны
|
|
Ответ: А) – 1, 2, 3; В) – 4, 5.
СУПЕР – ИГРА
Выберите эволюционное приобретение млекопитающих:
• возникновение реакций матричного синтеза;
• теплокровность;
• прикрепленность к месту обитания;
• плацента.
Подведение итогов и награждение команд
ЛИТЕРАТУРА:
• Деркачева, Н.И. ЕГЭ 2006. Биология. Типовые тестовые задания/ Н.И. Деркачева, А.Г. Соловьев. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 112 с. (Серия «ЕГЭ 2006. Типовые тестовые задания»)
• Каменский, А.А. Биология. ЕГЭ: Практикум. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
• Ленгер, Г.Н. ЕГЭ. Биология. Тренировочные задания. – М.: Просвещение. «ЭКСМО», 2005.
• Хрипкова, А.Г. ЕГЭ. Биология. Тестовые задания/ А.Г. Хрипкова, В.В. Резникова. – М.: Просвещение, 2002.
|
На: Калиновская М.Ф. Биологический марафон на тему «У ИСТОКОВ ЭВ
Интересная задумка. Жалко, что презентация не скачивается.
petrova