|
Самкова Мария Михайловна
Сведения об авторе:
|
Использование ЦОР на уроках иностранного языка в 5-6 классах
Компьютер относится к тем техническим средствам обучения, которые не были придуманы для этой цели. Однако за последние годы произошло коренное изменение роли компьютерной техники в образовательном процессе. Одной из закономерностей развития образования является полная информатизация учебного пространства.
Многие современные дети, воспитанные телевизором и компьютером, привыкшие к ярким рисункам и занимательным играм, уже попросту не воспринимают учителя, если в его арсенале не имеется ничего, кроме мела, доски и учебника.
Поэтому нравится нам это или нет, всем учителям, в том числе и учителям иностранного языка, придется создавать и применять цифровые образовательные ресурсы, ведь с их использованием процесс обучения можно превратить в увлекательное, захватывающее занятие для ученика и в не менее приятный вид деятельности для учителя.
В своей работе чаще всего использую презентации Power Point , т.к. уроки, проведенные с их использованием, имеют ряд преимуществ.
Преимущества занятий с использованием презентаций Power Point :
- Повышение информационной насыщенности урока. Повышение процесса усвоения знаний за счет воздействия на различные анализаторы. Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Повышение объема выполняемой работы в 1,5-2 раза за счет ускорения темпа урока на 10-15 %.
- Проведение уроков на высоком эстетическом уровне (вспомним самодельные средства наглядности, созданные учителем в меру его скромных художественных способностей, которые со временем обветшают). А красочность создает яркий, запоминающийся образ, побуждающий чувства.
- Наглядность подачи материала за счет звука и движения. Power Point предоставляет широкие возможности: размещение различных картинок, эффектов анимации, вставка видеофрагментов, использование звуковых эффектов.
- Усовершенствование контроля знаний. Очень часто использую тесты, выполненные в Power Point , которые очень легко изменить, просто впечатав вопросы и варианты ответов.
- Постепенно происходит накопление электронных наглядных пособий, позволяющих: с легкостью вернуться к уже знакомому и не тратить огромное количество времени на подготовку подобного материала для следующего класса.
- Облегчение труда учителя и помощь учащимся. Педагогу не надо каждый раз в спешке, боясь не успеть к уроку, перерывать папки в поисках той или иной картинки – у него на диске есть готовая презентация нового материала. Учащемуся значительно проще говорить в том случае, когда он может опираться на визуальный ряд и отображаемый план выступления.
- Эффекты анимации позволяют производить группировку, классификацию, анализ и т.д. Мы вместе с ребятами ищем критерии группировки, удаляем лишнее, расставляем слова по алфавиту, находим соответствия.
- Даже старые, избитые, казалось бы, отжившие свой век приемы обретают вторую жизнь. Очень интересно, на мой взгляд, смотрятся в презентациях различные дидактические игры. Дети с удовольствием включаются в подобную работу. Таким образом, «оживила» известные игры: «Крестики–Нолики», «Концентрация» (поиск пар картинок) и многие другие.
Использую презентации Power Point в разных целях:
- Подготовка и проведение уроков, а также внеклассных мероприятий по предмету. При этом, как было уже упомянуто, давно забытые приемы могут выглядеть абсолютно свежо, по-новому.
- Выступления на всевозможных семинарах, конкурсах, мастер-классах и т.д.
- Разработка дополнительных заданий для способных учащихся.
- Очень удобно использовать презентации при работе с отстающими учениками. Ученик, пропустивший один или несколько уроков получает диск с презентациями по данным темам и, занимаясь дома, наверстывает упущенное время.
- Выполнение разнообразных работ учащимися – творческих, проектных, научных.
Существуют определенные особенности составления и использования презентации Power Point . Этих правил достаточно много, их можно найти в Интернете. Остановлюсь лишь на том, что обнаружила в процессе своей работы.
- Не стоит проводить уроки с применением ЦОР постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в СИСТЕМЕ.
- Некоторые авторы презентаций используют много анимированных рисунков, ярких смешных картинок. Эти хаотичные "яркие пятна" отвлекают учащихся, не дают им сосредоточиться на учебном материале, сбивают детей с мысли. Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Однако даже и у этого правила, по моему мнению, могут быть исключения. Иногда, если учитель считает это целесообразным, в презентацию можно включать и большое количество анимированных изображений. Я делаю это, например, при изучении времен группы Continuous . Ведь что, как не анимация, способно передать суть этих времен? Но, еще раз подчеркну, что это скорее исключение, чем правило.
- Нельзя забывать про разумное соотношение текст/картинки. Текст включает в себя выводы, ключевые слова. Самое главное, то, что могут прочитать все. И вот тут помогают анимации, чтобы буковки притягивали внимание и всем, даже самым слабеньким, хотелось бы прочитать.
- Одним из недостатков Power Point является достаточно большие затраты времени, сил и здоровья учителя при создании презентации. Хотя существует возможность повторного использования одной и той же презентации – при обновлении и переработке урока, обращению к предыдущему материалу время на подготовку существенно сокращается. Кроме того, многие учителя обмениваются имеющимися разработками, что также существенно сокращает потраченное время. Много качественных презентаций можно найти на сайтах, в том числе и зарубежных, при этом существует возможность каждому учителю изменить любую презентацию, «подстроив» ее, таким образом, под себя и своих учеников.
- Ненадежность аппаратуры. Техника есть техника и, к сожалению, так всегда бывает в самый ответственный момент – компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Б» – «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения.
Я предлагаю вашему вниманию несколько презентаций, созданных мной для 5-6 классов. Надеюсь, они пригодятся в Вашей работе.
|