Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема 3. Психологические особенности и трудности виртуального общения

Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай
Submitted by Ирина Ивановна Кацай on пн, 15/05/2017 - 20:20

В этом задании вам предстоит:

 

  • познакомиться с понятими асинхронное общение, общение онлайн,
  • узнать, что значит инициирование контакта,
  • поразмышлять нам тем, что есть виртуальная «самореализация» и виртуальное хамство,
  • а также познакомится с мнением, что ники и аватары - это   не только способ самовыражения, но и защиты.

 

Небольшой теоретический экскурс в глубину вопроса

 

  1. Общение в сети принято разделять на два вида:
 
  • Синхронное общение, онлайн общение или общение в режиме реального времени, то есть когда участники находятся в один и тот же момент времени за своими компьютерами, подключенными к сети, а также необходимо, чтобы на компьютерах при этом были запущены одинаковые программные средства. Наиболее популярными видами онлайн общения являются так называемые чаты – быстрый разговор; печатная речь, возможно дополненная мультимедийными возможностями: звук, видео изображение. Программы для организации онлайн общения (программы мгновенным обменом данных) разнообразные, назовем лишь некоторые наиболее популярные, Skype, Googletalk, ICQ, Magent.
  • Асинхронное общение в отличие от онлайн может проходить в отсроченном режиме отправки сообщений, не требующем одномоментного пребывания в сети общающихся. К таким видам ресурсов относятся форумы, блоги, электронная почта.

 

  1. Причины психологических проблем в процессе виртуального общения
 
Интернет является иной от привычной для нас коммуникационной среды, которая порождает новые ситуации и отношения. Во-первых, специфика общения определяется тем, что в Интернет происходит смена ведущего сенсорного канала на визуальный. Во-вторых, общение в Интернете проходит преимущественно в вербальной форме. В-третьих, упрощается возможность принять новые социальные роли. При этом форма взаимодействия участников общения может прямо транслироваться из реальной жизни, может частично изменяться, а может и порождаться абсолютно новая и непривычная с точки зрения сложившихся привычек и традиций.
 
Перечисленные особенности виртуального общения создают как новые уникальные возможности, так и порождают психологические трудности. И главными причинами этого являются ограниченный канал восприятия информации, а также преимущественно вербальная форма общения.
 
Все мы знаем, что у каждого человека имеется ведущий сенсорный канал. Например, согласно одной из психологических теорий, все люди делятся на: визуалов, аудиалов и кинестетиков.
 
Самый распространенный тип — визуальный, затем — аудиальный, реже всего встречается кинестетический. Известно также, что люди, в зависимости от ведущего сенсорного канала по-разному воспринимают и обрабатывают информацию из окружающего мира.
 
Например, если ведущий канал — визуальный, человек мыслит образами. Он видит картинку. Картинка может дополняться необходимыми техническими подробностями, обладать запахом и т.п. Расчленить ее на составляющие и подробно описать довольно трудно. Попробуйте описать параметры хорошо знакомой картины, например, «Девочки на шаре» Пикассо, не глядя на нее. На каком расстоянии от атлета находится шар, какие цвета, кроме голубого и синего, присутствуют на картине и т.п.? Сложно? А ведь вы помните картину.
 
Также, непосредственно общаясь с собеседником, визуалисты воспринимают всю картину. В чем одет (это социо-культурный код), как речь соотносится с выражением лица и другими невербальными проявлениями (невербальная коммуникация более информативная, потому что меньше подвержена цензуре), что при этом происходит вокруг.
 
Аудиалисты воспринимают информацию, как если бы она передавалась по радио. Если они видят предмет, например, стол, истинный аудиалист опишет его параметры и характеристики. Размеры, свойства, дефекты, способы применения. По его описанию можно сделать чертеж. У них обычно бывает выраженное инженерное мышление. Аудиалистами не воспринимаются идеи художественных Интернет-акций и многих мультимедийных феноменов, потому что нельзя описать все устройство и выделить ведущую область применения.
 
Кинестетики — это люди, во-первых, ориентирующиеся на свои внутренние ощущения при восприятии нового знания, а, во-вторых, их образы синтетичны. Вот истинные ценители мультимедиа. Они не могут сосредоточиться на картинке, если их раздражает звук, или он не понимает смысла происходящего. Они часто начинают описывать события или явления с описания своих внутренних ощущений. («…Я увидела и похолодела. Сладко засосало под ложечкой. Мои колени задрожали» и т.п.). В некоторых ситуациях кинестетики быстрее всех схватывают суть происходящего, так как реагируют всем организмом, а некоторые простые для других учеников задачи, никак не освоят, потому что им не хватает какой-то еще информации, или она входит в противоречие с информацией другого канала.
 
Если мы рассматриваем виртуальное общение как перераспределение доли привычных информационных каналов, то нужно понимать, что у людей с разным ведущим сенсорным каналом это будет происходить разными путями.
 
К ситуации общения в наиболее распространенном асинхронном режиме более адаптивны аудиалисты и визуалисты, хуже - кинестетики.
 
Когда человек бессознательно испытывает дефицит какой-то информации («мне нужно видеть лицо собеседника, я из текста не могу понять его настроения»), ситуация, минуя сознательный контроль, расценивается им как угрожающая. Он начинает реагировать на собеседника как на агрессора «ответной» агрессией. Так может зарождаться «война флеймов».
 
Или человек получает информацию в непривычной для себя форме. Он не может вписать ее в привычную систему оценок, которой он привык пользоваться. Поскольку такое распознавание все еще минует сознательную сферу, требуется время на осознание проблемы и перекодирование ее в привычную форму. Видимо, таков механизм психологической защиты. Все это встречается и в повседневной практике, но ведь тогда нас окружают живые люди, которые могут увидеть наше растерянное лицо и прийти на помощь. А в ситуации дистанционной коммуникации нужно дополнительно найти в себе силы и послать специальный запрос об этой помощи.
 
С проблемой из этой области сталкиваются часто люди, которые организуют и модерируют форумы, конференции, сообщества, пытаясь инициировать активность участников. Если и ведущему, и участникам важно «увидеть лицо» говорящего или других участников, чтобы поддерживать коммуникацию, возникает «тяжелое молчание». Оно продлится до тех пор, пока кто-то не станет инициатором общения, начнет задавать адресные вопросы к аудитории или дискутировать с кем-то конкретным, задавая общий контекст, позволяющий другим участникам выбрать (или сконфигурировать) свои сенсорные каналы.
 
Кстати, нарушение лексики или несоблюдение лексических норм (преувеличенно официальный или напротив панибратский стиль) может свидетельствовать также о сенсорной дезадаптации.
 
  1. Какие же есть рекомендации по преодолению этих психологических трудностей виртуального общения?
 
Во-первых, расширение контекста для общения. Фотографии, звуки, видеоролики, захватывающие не только человеческие фигуры, но и предметы из окружающей среды, отражающие культурный контекст участника обучения. Все это дополнит общение картинками – визуалы будут в восторге!
 
Во-вторых, четкое описание правил в сообществе. Например, если вы организуете сообщество для реализации учебного проекта, то можно оставить привычные роли «учеников и учителей» и считать всех равноправными участниками. Либо, разрабатывая свой проект, вы предусматриваете, что роли участников в ходе его выполнения будут меняться.
 
В-третьих, введение в работу сообщества виртуальных неформальных мероприятий, таких как «виртуальная вечеринка», общая фонотека любимой музыки всех участников, создание личных и коллективных фотоальбомов и т.п.
 
Кстати, один из замечательных приемов самовыражения в сети, предъявления себя, своего настроения является использование разнообразных ников и аватаров. Вы уже вставили свою фотографию в ваш личный профиль? Конечно же, да. И все же посмотрите советы «бывалых», как это сделать, тем более, что эта инструкция яркая и забавная представляет собой замечательный пример асинхронноего общения. Инструкция как вставить аватару.
 
  1. Внимание! Виртуальное хамство
 
Объяснить все трудности виртуального общения только особенностями восприятия информации, конечно же, нельзя. Развитие Интернета порождает сегодня и новые психотипы, для которых еще пока не написаны серьезные теории.
Все чаще в Интернете поднимается проблема виртуального хамства. Прочтите некоторые материалы, примеры проявления этого явления, мнения разных людей. Внимание! Тексты могут содержать неэтичные выражения.
 
  • Личный блог – Сам себе модератор и о виртуальном хамстве 
  • Интернет хамство (материалы из личного блога) 
  • Хамство в Интернете: как не испортить себе настроение при общении в Сети и не опуститься до уровня «веб-агрессора» 
 
Вы познакомились с теоретически материалом, посетили страницы по предложенным ссылкам. Примите участие в обсуждении. Дайте развернутые ответы (в комментариях к этой странице) на следующие вопросы:
  1. Испытываете ли вы психологические трудности при виртуальном общении? Какие?
  2. В каких случаях вы предпочтете общение в асинхронном режиме, а в каких — в онлайн?
  3. Как бы вы отреагировали на ситуацию виртуального хамства?

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Диана Александровна Деревягина

На: Тема 3. Психологические особенности и трудности виртуального


Доброй ночи всем, кто выбрал на третий день тренинга задания 3 и 4! Общение у нас асинхронное, поэтому (на всякий случай) и доброе утро, и добрый день, и добрый вечер.

1.       Многие психологические проблемы в виртуальном общении, на мой взгляд, связаны с опасностью  «несуществующей личности». Ведь при общении с людьми, которых ни разу не видел, у нас (у меня ) возникает свой образ=представление, который мы сами придумываем. А человек может оказаться другого пола, возраста, внешности, интересов... Особенно для меня тяжело не понимать эмоции человека. Действительно «дефицит информации»!  НУ ВОТ КАК ОН ЭТО СКАЗАЛ! Громко? Сердито? Радостно? Просто включена функция Caps Lock? Лично я не всегда верно додумываю и «дочувствую», сама строю несуществующую ситуацию и придумываю проблемы.
2.       Синхронный и асинхронный режим… Обычно предпочитаю онлайн общение с теми, кого лично знаю в оффлайне и дружу. Или часто общаюсь. Это как продолжение разговора, только не при личной встрече и не по телефону. А так! С людьми мало знакомыми или совсем незнакомыми предпочитаю асинхронное общение, а точнее электронную почту. В этом случае у меня больше времени на обдумывание своих слов, и так мне спокойнее.
3.       При столкновении с хамством считаю верным просто прекратить любую возможность его повторения. Так как чаще всего использую мессенджеры и электронную почту, то это занесение хама в «игнор-лист» или черный список. В социальных сетях с виртуальным хамством не сталкивалась, но если это происходит в личных сообщениях, то думаю, что данного человека можно заблокировать, тем самым улучшить себе настроение и перестать получать раздражающие или унижающие сообщения. На форуме (если я не хочу или не могу не принимать в нем участие) можно просто игнорировать хамские замечания.
 
С уважением, Деревягина Д.А.



Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Тема 3. Психологические особенности и трудности виртуального


Диана Александровна, спасибо за красивый пример:

 

НУ ВОТ КАК ОН ЭТО СКАЗАЛ! Громко? Сердито? Радостно? Просто включена функция Caps Lock?

 

Действительно образно, лаконично и понятно. Можно использовать такие примеры со слушателями курсов, учениками.

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



Фото пользователя Диана Александровна Деревягина

На: Тема 3. Психологические особенности и трудности виртуального


Рада, что Вам понравилось 




Фото пользователя Юрий Васильевич Яковлев

На: Тема 3. Психологические особенности и трудности виртуального


1. Психологические трудности при виртуальном общении не испытываю, так как уже долго общаюсь в виртуальном режиме.  Выработалась определенная этика общения.

2.Я предпочитаю общаться в асинхронном режиме. Можно все обдумать. Правильно отреагировать на действия  коллеги. В режиме оплайн предпочитаю общаться с хорошо знакомыми людьми.

3. На виртуальное хамство (хотя я пока не доводилось встречаться) можно реагировать только одним способом - прекратить всякое общение.




Фото пользователя Людмила Семёновна Семенкова

На: Тема 3. Психологические особенности и трудности виртуального


 

Доброе всем утро! Присоединяюсь к тем, кто выбрал задания 3 и 4.
 
1. Присоединяюсь к Диане Александровне. Действительно, многие проблемы связаны с «несуществующей личностью» и каждый человек домысливает образ того, с кем общается. Одной фотографии мало, для того чтоб можно было «распознать» человека. Бывает, общаясь в живую, не сразу можно понять, кто есть кто. А здесь, хорошо, если есть фото! А то ведь некоторые и этого не удосуживаются сделать. В письмах человек может быть одним на самом деле – кардинально другим. И наоборот: человек не может красиво писать, а на самом деле это хороший и добрый человек.
2.   Предпочитаю общаться в асинхронном режиме. Меньше наделаешь ошибок в общении с другими людьми. Есть время подумать. В режиме оплайн такая возможность не предусматривается.
3. Не было случаев таких. Если это будем незнакомый человек, не отвечу, если же знакомый – вступлю с ним в дискуссию и постараюсь, обойдя острые углы, извиниться.
 
С уважением Людмила.



Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Тема 3. Психологические особенности и трудности виртуального


Юрий Яковлевич, прекратить общение с "хамством" можно, но если вы ведущий некоторого мероприятия, то реагировать как-то придется. Так мне кажется. Может быть, не заостряя внимание на проблеме, но переключая его (внимание) участников на другие важные моменты.

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



Фото пользователя Ольга Эдуардовна Коптева

На: Тема 3. Психологические особенности и трудности виртуального


1. Испытываете ли вы психологические трудности при виртуальном общении? Какие?

 

Никаких психологических трудностей в виртуальном общении я не испытываю. Возможно, это связано с большим опытом подобного общения, более 10 лет.

 

На мой взгляд, психологические трудности могут возникать в том случае, когда общение виртуальное  является уходом от жизни реальной, становится следствием психологических проблем в реальной жизни, неумения строить взаимоотношения 

 

Кроме того, отсутствие психологического дискомфорта в виртуальнои общении для меня связано еще и с тем, что круг общения сформирован и в него входят либо хорошо знакомые мне люди (знакомые как по реальной жизни, так и по виртуальному пространству, мои ученики), либо определенный круг собеседников, имеющих сходные со мной интересы (например сообщество участников оупенкласса, участники профессиональных форумов и форумов по интересам...). 

 

 


2. В каких случаях вы предпочтете общение в асинхронном режиме, а в каких — в онлайн?

 

Общение асинхронное я предпочту в двух случаях:

 

- если необходимо тщательно обдумывать и формулировать собственные высказывания, иметь возможность "остановиться" и "со стороны" оценить собственные тексты. Например - при выполнениии заданий на различных дистанционных тренингах и курсах, на которых предполагается индивидуальная работа, формирование некоторого ТЕКСТА, отражающего мое отношение, видение и т.д.

 

- если мой виртуальный "собеседник" некомфортен для меня, но в силу обстоятельств диалог с ним необходим

 

Общение онлайн - во всех других случаях, так как диалог более продуктивен, чем монолог, а возможность в режиме реального времени решить возникающие вопросы как по содержанию, так и эмоционального характера, не оставляют поля для создания "психологических проблем виртуального общения", о которых мы говорим в этом задании

 

 


3. Как бы вы отреагировали на ситуацию виртуального хамства?

 

ВИртуальное хамство, на мой взглад, и это не противоречит материалам этого задания, возникает по двум причинам:

 

первая - это если "человек такой", и тогда слово "виртуальный" мало что меняет в моем отношении к хаму. Если хамство направлено лично на меня, то я просто избавлюсь от необходимости общаться с хамом, если его поведение нарушает комфортное общение в неком сообществе, то скорее всего не сдержусь и в корректной, но весьма язвительной форме постараюсь поставить его на место;

 

вторая причина - это следствие "виртуальной дезориентации", когда человек, не имеющий опыта виртуального общения ведет себя, мягко говоря, неадекватно. В такой ситуации, если общение с  этим человеком для меня по какой-то причине важно, в корректной, непубличной форме постараюсь "привести его в чувство"

 
 

Коптева Ольга



Фото пользователя Ирина Ивановна Кацай

На: Тема 3. Психологические особенности и трудности виртуального


Ольга Эдуардовна, а как Вы думаете, не приведет ли Ваша реакция

 

если его поведение нарушает комфортное общение в неком сообществе, то скорее всего не сдержусь и в корректной, но весьма язвительной форме постараюсь поставить его на место

 

к провокации зачинателя хамоватого поведения, не подогреет ли это его желание раздуть эту самую войну флеймов?

С уважением, Ирина Кацай. И кстати, работать действительно не так скучно, как отдыхать!



Фото пользователя Ольга Эдуардовна Коптева

На: Тема 3. Психологические особенности и трудности виртуального


Я думаю, что и такая ситуация возможна. Мое поведение в этом случае - "официальное" заявление о недопустимости подобного поведения в данном сообществе и затем - игнорирование 

Коптева Ольга



Фото пользователя Светлана Владимировна Малышева

На: Тема 3. Психологические особенности и трудности виртуального


1. Испытываете ли вы психологические трудности при виртуальном общении? Какие?

Таких трудностей не испытываю.

Для меня круг общения виртуальный помогает преодолевать расстояния, сближает, делает возможным общение более живым и динамичным, как вся наша сегодняшняя жизнь. Много друзей, коллег, которые были и появились в виртуальном общении иногда разбросаны на такие далекие расстояния, что уже трудно представить без виртуального общения  тесную связь с ними, скорее тогда появятся психологические трудности.

 

 


2. В каких случаях вы предпочтете общение в асинхронном режиме, а в каких — в онлайн?

Общение асинхронное я предпочту :

  • много работы, необходимость делать сразу несколько дел, думаю каждый с этим сталкивается;
  • некомфортные условия работы- нежелательное присутствие кого либо из посторонних;
  • некомфортность общения- стараешься выполнять свою работу, но удовольствия не получаешь от самого процесса общения, поэтому стараешься только выполнить свою работу.
  • Во всех других случаях, я думаю, предпочту онлайн общение.

3. Как бы вы отреагировали на ситуацию виртуального хамства?

  • Постараюсь больше не общаться, хам - он везде хам.
  • Если необходимо расставлю тчки над и, но корректно и очень определенно.
  • Сделаю выводы из сложившейся ситуации, чтобы избежать повторений.

Малышева Светлана.

 

Комментарий был изменен с момента создания (msv, Sat, 16/05/2009 - 16:16).


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн