Автор:
Лаврухина Татьяна Ивановна
Место работы:
учитель начальных классов Ерденевской средней школы
Урок математики по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием ИКТ в 1 классе
Форма: урок повторения пройденного материала.
Цели: - закрепить знания учащихся по нумерации чисел до 10;
- закрепить знания, умения и навыки сложения и вычитания в пределах 10;
- развитие внимания учащихся.
Оборудование: карточки с заданиями; карточки с цифрами; рисунки по сказке;
компьютер; медиапроектор; экран, презентация.
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычный урок математики. Сегодня все ученики класса отправятся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Помните, гуси-лебеди унесли братца (слайд №3). Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, реки. Но, прежде, чем помочь девочке, её просили исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, волнуется, ей трудно выполнить задания. А нас много. Мы распределим роли и поможем ей. Начинаем.
(Выбрать и подготовить девочку заранее).
- Бросилась девочка догонять гусей-лебедей (слайд №4). Бежала, бежала и увидела – печь стоит (слайд №5).
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей в ответ:
- Выполни мои задания – скажу.
- Некогда мне, я спешу.
Давайте, дети, поможем девочке, чтобы печка на неё не рассердилась.
Дети переворачивают карточки, на которых написаны задания.
(Карточки лежат на столе учителя).
Карточка №1.
Назови числа от 1 до 10 через одно.
Карточка №2.
Покажи число, следующее за 5, 4, 2, 7, идущее перед числом 4, 7, 3, 9.
Карточка №3.
Покажи, сколько получится, если: 4 увеличить на 1, на 7; уменьшить на 1, на 9; увеличить на 1, на 6, на 8; уменьшить на 1.
Карточка №4.
Покажи число: которое меньше 4, но больше 2; которое больше 4, но меньше 6; которое меньше 9, но больше 7.
Молодцы, ребята! Помогли девочке!
Побежала девочка дальше. Стоит яблоня (слайд №6).
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька ей в ответ:
- Выполни мои задания – скажу.
- Мне некогда, я очень тороплюсь, - ответила девочка, - и побежала дальше.
А вы, ребята, сможете помочь девочке?
Дети выполняют задания, которые напечатаны на слайде №6:
Задание №1.
Отгадай, какие числа пропущены:
5 + … = 8 4 + … = 7 … + … = 7
9 - … = 7 6 - … = 2 … - … = 3
Задание №2.
Назови числа, которые можно представить в виде суммы двух одинаковых слагаемых: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4.
Молодцы, ребята! Помогли девочке!
Бежит девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах (слайд №7).
- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
Речка ей в ответ:
- Выполни мои задания – скажу.
- Боюсь, не успею я.
И девочка побежала дальше.
- А вы сможете выполнить эти задания, ребята?
Дети выполняют задания, которые напечатаны на слайде №7.
Задание №1.
Увеличь каждое число 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, на 2 и назови из них самое большое.
Уменьши каждое число 2, 3, 4, 6, 7, 9 на 1 и назови самое маленькое из них.
Задание №2.
Реши примеры из учебника.
Ребята решают примеры в тетрадях с комментированием по цепочке.
Физкультминутка.
Мы считали и устали,
Дружно все тихонько встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Долго девочка бегала по полям, по лесам. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается (слайд №8). В избушке Баба-Яга прядет кудель, а на лавочке сидит братец (слайд №9). Мышка помогла девочке. взяла она брата и побежала (слайд №10). а Баба-Яга отправила гусей-лебедей в погоню. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси-лебеди (слайд №11).
- Речка-матушка, спрячь меня!
- Ответь на вопросы – спрячу:
1. На какие два слагаемых можно разложить число 7?
2. Назови число, следующее в ряду за числом 9, идущее при счете перед числом 7?
Девочка ответила на вопросы и река укрыла её с братцем под кисельным бережком. (Класс следит за правильностью ответов). Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди летят, вот-вот увидят. Стоит яблоня. Обратилась девочка к яблоньке (слайд №12):
- Яблонька, яблонька спрячь меня!
- Реши мои задачи, тогда спрячу.
1. Под яблоней лежало 3 яблока. С неё упало ещё 4 яблока. Сколько всего яблок лежит под яблоней?
2. На школьном дворе работали 7 мальчиков и 3 девочки. Сколько ребят работало во дворе? (Эту задачу решает класс).
Яблоня заслонила девочку ветвями. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо. Девочка опять побежала. А гуси-лебеди догоняют, того гляди братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки (слайд №13).
- Печка-матушка, спрячь меня!
- Ответь на вопросы – спрячу:
1. Назови число на 1 больше числа 4, на 1 меньше числа 7?
2. Реши задачу в стихах:
Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь
Для Наташи, Кати, Вовы
Пирожки уже готовы.
Да ещё один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи – четыре штуки.
Пироги считают внуки.
Если можешь, помоги
Сосчитать все пироги.
(Девочка быстро отвечает, а дети подбадривают её).
Печь её спрятала.
3. Задача для класса:
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, косой,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел
Он считать ведь не умел
Помоги ему скорей
Посчитай-ка всех зверей.
Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе-Яге. А девочка возвратилась с братцем домой к родителям (слайд №14).
- А я хочу похвалить вас, дети, за активную помощь.
|