Автор:
Постовалова Галина Михайловна
Место работы:
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №12 г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области
Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор литературы Великой Отечественной войны. Военная поэзия"
Пояснительная записка.
Урок литературы «Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия» проводился в 11 классе. Программа 11 класса отводит минимальное количество уроков на обзорное изучение темы «Литература периода Великой Отечественной войны». Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме рассказать о литературе данного периода таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны, желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно. Форма урока-презентации книги, составленной самими учащимися, дается в данной разработке. Учащимся было предложено почувствовать себя в роли издателя книги о Великой Отечественнойвойне: самим выбрать круг вопросов, военных авторов, иллюстрации, стихотворные тексты, создание макета обложки. Также данную разработку можно использовать и во внеклассной работе.
Область применения разработки: урок, внеклассное мероприятие, классный час.
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Цели и задачи:
- Дать обзор поэзии времен ВОВ.
- Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
- Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи.
- Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.
Ожидаемые результаты:
- Вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников.
- Желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны на материале русской литературы того времени.
- Желание выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.
- Возможность выбрать для «издания своей редакции книги» наиболее интересный материал.
- Возможность создать свою обложку будущей книги.
- Желание рассказать о жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны. До урока учащимся была предложена анкета с вопросами:
- Что я знаю о Великой Отечественной войне.
- Моё отношение к войне.
- Моя семья в трудную годину.
- Военные реликвии в моей семье.
- Из каких источников я узнаю об этих событиях?
Формы и методы реализации поставленных задач: Устный журнал. Урок – презентация .
Основные умения и навыки:
- Развивать навыки работы с текстом,
- навыки связной речи,
- умение слушать,
- делать записи, выводы.
Оборудование:
- Иллюстрации. Строки из стихотворений военных лет.
-
Презентация
- Видеозапись - песня «Огонек»
- Выставка книг о Великой Отечественной войне.
- Мультимедиа программа «От Кремля до Рейхстага».
- Музыка в исполнении учащихся: А.Сурков «Землянка».
-
Приложние
ТСО: Компьютер. Мультимедиапроектор. Видеомагнитофон.
Литература:
- Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне : в 12 т. «Венок славы». – Т. 1-5. – М., 1987.
- Смирнов В. По следам времени. – Волгоград, 1996.
- Поэзия Великой Отечественной войны. – М., «Книга», 1988.
Урок:
|
Литература. 11 класс.
|
Тема:
|
Обзор литературы периода Великой Отечественной войны. Военная поэзия.
|
Цели урока:
|
1.Дать обзор поэзии времен ВОВ.
2.Показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
3.Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи.
4. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.
|
Тип урока:
|
Урок изучения нового материала. Интегрированный урок.
Комбинированный урок.
Лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений,
|
Форма проведения:
|
Устный журнал. Урок – презентация.
|
Эпиграф урока:
|
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А.Ахматова.
|
Оборудование:
|
- Иллюстрации. Строки из стихотворений военных лет.
- Презентация (КОМПЬЮТЕР)
- Видеозапись - песня «Огонек»
- Выставка книг. Мультимедиа программа «От Кремля до Рейхстага».
- Музыка.
- Компьютерная презентация книги о войне в редакции 11 а класса
Содержание книги «Поэзия Великой Отечественной войны».
1 страница. Из истории Великой Отечественной войны.
2 страница. Особенности поэзии военных лет.
3 страница. Военная песня.
4 страница. Языковые особенности военной поэзии.
5 страница. Поэты, не вернувшиеся с фронта.
6 страница. У войны не женское лицо.
|
Ход урока:
КАДР № 1
КАДР № 2
|
Первые кадры презентации
- 1 кадр. Поэзия Великой Отечественной войны.
- 2 кадр. 1941-1945
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
А.Твардовский
|
1 страница. Из истории ВОВ.
Историк (сообщение подготовленного ученика)
КАДР № 3
|
1 страница. Из истории Вов.
22 июня 1941 г. началась ВОвойна –фашистская Германия вероломно напала на СССР. В ходе первых месяцев войны враг проник глубоко внутрь нашей страны. Под угрозой оказалась столица. В 1943 году произошел переломный момент – Курская битва, после которой инициатива перешла в руки Красной Армии. 16 апреля 1945 года войска вошли в Берлин. 8 мая Германия капитулировала.
Цена победы очень велика: погибло около 27 млн. человек.
Параллельно рассказу – слайды:
- 3 кадр. Никто не забыт, ничто не забыто.
О.Берггольц
- 22 июня 1941 года началась война.
- В Великой Отечественной войне советский народ отстоял свою независимость.
- Война унесла около 27 млн. жизней советских людей.
|
УЧИТЕЛЬ:
2. .Вступительное слово
КАДР № 4
|
- В годы военных испытаний 1215 писателей ушли воевать с врагом.
- Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.
Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны.
А.Сурков
« Когда грохочут пушки, молчат музы»,- гласит старинный афоризм. Но в годы ВОВ голоса муз перекрывали грохот пушек. Так прежде всего звучали стихи военных лет, доходившиее до сердца читателей.
Тема нашего урока : ПОЭЗИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Мы постараемся охарактеризовать лирический род литературы военного времени и доказать , что это самый оперативный, популярный жанр военного периода. Итогом нашей работы должен стать проект будущей книги, рассказывающей о поэтических произведениях 40-военных годов. Итак, вашему вниманию предлагается урок – презентация будущей книги.
|
2 страница. Особенности поэзии военных лет.
Составление тезисного плана статьи.
Проверка – презентация.
КАДР № 5.
КАДР № 6.
КАДР № 7.
КАДР № 8.
Чтение наизусть. К.Симонов «Родина»
КАДР №9.
Чтение наизусть. К.Симонов «Жди меня».
Учитель задает вопрос.
Анализ стихотворения.
КАДР № 10.
КАДР № 11.
КАДР № 12.
ВЫВОД.
|
2 страница. Особенности поэзии военных лет.
На каждой парте статья «Особенности поэзии военных лет». Задание: составить тезисный план.
Проверка: заранее подготовленный ученик называет тезисы, иллюстрируя их кадрами презентации.
Продолжение презентации:
-
5 кадр. Мотивы военной лирики:
- Родина,
- война,
- смерть и бессмертие,
- ненависть к врагу,
- боевое братство и товарищество,
- любовь и верность,
- мечта о победе,
- раздумья о судьбе народа.
-
6 кадр. Поэты военного времени:
- Н.Тихонов
- А.Сурков
- М.Исаковский
- А.Твардовский
- А.Прокофьев
- С.Щипачев
- К.Симонов
-
7 кадр. Тема Родины:
- Образ Родины (М.Исаковский)
- Стихи о Москве (А.Сурков)
- О Ленинграде (О.Берггольц)
- о Смоленском крае (М.Исаковский)
- деревенские проселки
- кресты русских могил
- три березки (А.Прокофьев, К.Симонов)
- подвиг народа
- 8 кадр. Но эти три березы при жизни никому нельзя отдать.
К.Симонов
Ученик читает наизусть стихотворение К.Симонова «Родина»
- 9 кадр. Лирический герой:
- земной
- близкий
- переживания общенародного характера
- терпит лишения и страдания
- ненависть к врагу
Ученик читает наизусть стихотворение К.Симонова «Жди меня».
- Вы услышали 2 стихотворения одного автора - Константина Симонова.
Чем отличаются они друг от друга? (В первом стихотворении лирический герой выражает переживания общенародного характера, а во втором – он более земной, близкий.)
Анализ стихотворения К.Симонова «Жди меня». Опережающее индивидуальное задание.
Это стихотворение Константин Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой. Жанр стихотворения – послание, лирический герой обращается к любимой: «жди, ты». Основная мысль заключена в первой строчке: «Жди меня и я вернусь» - задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата, эта строчка звучит как рефрен, призыв. Анафора «Жди» помогает подчеркнуть надежду. Сочетание звуков (Ж, ЖД) – аллитерация передают монотонность хмурой солдатской жизни (желтые дожди, жара)), усиливают мотив ожидания. Это лирический монолог-послание.
- 10 кадр. Жанры:
- собственно лирические (ода, элегия, песня)
- сатирическая (басня, эпиграмма)
- лиро-эпическая (поэма, баллада)
- 11 кадр. Сатира военных лет
- 12 кадр. Лиро-эпическая поэзия (стихотворный эпос):
- П.Антокольский «Сын»
- М.Светлов «28»
- М.Алигер»Зоя»
- О.Берггольц «Февральский дневник»
- А.Твардовский «Василий Теркин»
ВЫВОД по составлению тезисов. Подведение итогов.
|
3 страница. Песня.
Слово учителя.
13 КАДР
14 КАДР.
ВИДЕОЗАПИСЬ- 2 мин.
15 КАДР.
ПЕСНЯ «ЗЕМЛЯНКА» гитара
|
Слово учителя: 3 страница. Военная песня. В годы войны многие стихотворения уже в первые дни-месяцы войны стали песнями.
В.Лебедев-Кумач «Священная война»
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
- 14 кадр. М.Исаковский «Огонек»
Видеозапись- хроника, песня «Огонек»
- 15 кадр. А.Сурков «Землянка»
Учащиеся исполняют песню под гитару.
|
4 страница. Языковые особенности военной поэзии. Практическая работа. 16 КАДР.
17 КАДР.
|
Бытует мнение, что стихи, песни той поры очень бедны с точки зрения языка. Давайте докажем обратное.
4 страница. Языковые особенности военной поэзии.
- 16 кадр – задание для практической работы.
Практическая работа по стихотворении. А.Суркова «Землянка»
Задание: заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств ( пустые клетки в шахматном порядке). Заполненная таблица:
Языковые средства
|
Примеры
|
Олицетворения
|
Поет гармонь, шептали кусты, голос тоскует
|
Эпитеты
|
Белоснежные поля, голос живой, холодная земля, негасимая любовь
|
Лексический повтор
|
Далеко-далеко, снега и снега
|
Сравнение
Противопоставление
|
Смола, как слеза
В холодной землянке – негасимой любви
|
Вывод: стихотворение богато языковыми средствами: например, олицетворения и эпитеты подчеркивают нежные чувства лирического героя.
|
5 страница. Поэты, не вернувшиеся с войны.
|
5 страница. Поэты, не вернувшиеся с фронта.
- 18 кадр – Поэты, не вернувшиеся с фронта.
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там….
А.Твардовский
- 19 кадр. Павел Давидович Коган 1918 -1942
Возглавлял поиск разведчиков, погиб под Новороссийском 23 сентября 1942г.
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!
- 20 кадр. Михаил Валентинович Кульчицкий 1919 – 1943
Погиб в боях под Сталинградом в январе 1943г.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа,
Когда –
Черна от пота-
Вверх
Скользит по пахоте пехота.
- 21 кадр. Николай Петрович Майоров 1919 – 1942
Погиб 8 февраля 1942 года на Смоленщине.
Пусть помнят те, которых мы не знаем:
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна
И умирали
За эту жизнь.
Не кланяясь свинцу.
- 22 кадр. Муса Мустафович Джалиль 1906 -1944
Муса Джалиль, будучи тяжело раненным, попал в плен. В концлагере вел активную подпольную работу. Был брошен фашистами в тюрьму Маобит и в 1944 г. казнен. Посмертно присвоено звание Героя Сов. Союза. (100 лет со дня рождения)
Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твердую клятву свою:
Песни всегда посвящал я Отчизне,
Ныне Отчизне я жизнь отдаю.
- 23 кадр. Иосиф Павлович Уткин 1903- 1944
Военный корреспондент, погиб во время авиационной катастрофы при возвращении с переднего края в 1944г
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
Минута молчания.
- 18 кадр – повтор «Поэты, не вернувшиеся с фронта»
|
6 страница . Женщины на войне.
Эпизод программы (3*)
«От Кремля до Рейхстага»
Стих. наизусть
М.Исаковский «Русской женщине» (Клименко)
(на фоне кадров)
Сообщение о Ю.Друниной.
Чтение наизусть.
Ю.Друнина «Я ушла..»
«Зинка»
|
6 страница. У войны не женское лицо.
- 24 кадр .У войны не женское лицо.
Мультимедиа программа «От Кремля до Рейхстага».
6 страница. Женщины на войне. Говорят : «У войны не женское лицо». Но на фронт уходили и женщины. (Они были медсестрами- выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием.
Их стихи знала вся страна.)
- 25 кадр. Анна Ахматова
- 26 кадр. Ольга Берггольц
- 27кадр. Вероника Тушнова
- 28 кадр. Юлия Друнина.
В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.
Сообщение о Юлии Друниной.
17 летняя выпускница одной из московских школ Юлия Друнина в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного поезда. Их семью эвакуировали из Москвы в Заводоуковск Тюменской области, едва они там устроились, как Юля, единственный ребенок в семье, сообщила о своем решении.
Стихотворение «Я ушла из детства»
Памяти однополчанки – Героя Советского Союза Зины Самсоновой «Зинка». (чтение по ролям)
|
7 страница. Итоговое слово.
Опорные слова – вывод на доске
|
7 страница.Итоговое слово. Поэзия в годы войны – оперативный, доходящий до самого сердца читателя род литературы.
- Оперативность
- Эмоциональность
- Доходчивость
- Патриотические чувства
- Глубоко личные переживания
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А.Ахматова..
|
|
|
8 страница – музейная
|
Экскурсовод
В нашей музейной экспозиции такие экспонаты:
- Фотография ветеранов ВОВ г..Ноябрьска.
- Выпуск газеты «Вечерняя Москва» 1945г.
- Характеристика воина 1943г. (военная характеристика отца учителя нашей школы Макаревич В.И.)
- Савельев Сергей. Военная ложка деда, которая прошла с ним всю войне и хранится в семье как реликвия.
- Чугунова Катя. Боевые награды дедушки.
|
9 страница – иллюстрации
|
Произведения живописи о ВОВ:
1.Евгений Горовых «Партизаны. Рельсовая война»
2.Николай Присекин «Севастопольцы»
3.Александр Лактионов «Письмо с фронта» . Поводом к написанию картины послужило известие о победе под Сталинградом, Картина передает радостное настроение. В 1948г. картина получила Сталинскую премию. Скоро конец войне!
|
Домашнее задание.
|
На выбор:
1.Анализ стихотворения.
2.Творческий проект на тему
3. Отзыв об уроке
4. Вариант книги -эскиз
|
Подведение итогов.
|
Оценки за урок.
|
|
На: Постовалова Г.М. Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор
Галина Михайловна, спасибо за интересный и своевременный урок!! Хочется отметить широкий диапазон от Ахматовой и Суркова до Кульчицкого и Когана!!!Понравилась и презентация, где очень удачно использованы произведения живописи !!Конечно, такой урок обязательно достигнет цели воспитания патриотические чувств: любови к Родине, интереса к истории страны, своей семьи.
На: Постовалова Г.М. Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор
На: Постовалова Г.М. Урок литературы в 11 классе на тему "Обзор
Галина Михайловна, вы показали образец работы по воспитанию в человеке человечности.
Форма урока-презентации книги, составленной самими учащимися, - самое ценное в уроке. Урок стал результатом проектной деятельности учащихся с применением ИКТ. И это важно сегодня, когда Великая Отечественная война и на уроках истории России изучается всего по нескольикм параграфам, а на литературе и вообще эпизодически.
Возможно ли прочесть методику подготовки к этому уроку, организацию проектной деятельности учащихся, сроки выполнения того или иного вида работы?
С уважением Елена Викторовна.