Автор:
Зубцова Галина Анатольевна
Место работы:
учитель начальных классов МОУ «Богучаровская средняя общеобразовательная школа» Ленинского района Тульской области стаж педагогической деятельности 31 год .
Люби и знай свой край родной
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
Академик Д.С.Лихачёв писал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память то них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Сама я учитель во втором поколении, моя мама проработала в родной школе нашего посёлка 45 лет. Я тоже после окончания Тульского педучилища № 1 пришла в родную школу и тружусь здесь уже более 30 лет.
Началом работы в этом направлении было проведение анкетирования «Что я знаю о родном посёлке?» Целью этого анкетирования было:
- выявить уровень знаний моих учеников о родном крае;
- выяснить источники получаемых знаний в этом направлении.
вопросы анкеты предполагали проверку элементарных знаний о нашем посёлке.
Анализируя результаты анкеты, я убедилась, что большую часть знаний дети получают в школе, на втором месте - сведения, которые они получают в семье: школа - 62%, семья - 26%, книги, газеты, товарищи - 12%.
По итогам анкетирования я, как классный руководитель, поставила перед собой следующие цели:
I. Приобщение детей к историческим и духовным ценностям края:
1) сотрудничество с домом-музеем А.С.Хомякова, музеем «Славы» п.Ленинский, музеем «Природы» с.Слободка;
2) экскурсии по посёлку и к памятным местам;
3) посещение Тульского кремля, музея оружия г.Тулы, музея тульского пряника.
II. Воспитание уважения к культурным и национальным традициям:
1) проведение познавательных игр, викторин, конкурсов на основе краеведческого материала;
2) акции милосердия (для инвалидов, детей детского дома);
3) встречи с интересными людьми.
III Формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности:
1) сбор материалов об истории посёлка;
2) организация выставок рисунков, поделок на краеведческие темы, собирание коллекций.
Большую помощь в работе помогают родители моих учеников. Они участвуют во всех проводимых с детьми экскурсиях, присутствуют на школьных праздниках и классных часах, готовят семейные угощения для конкурсов и чаепитий, помогают компьютерной обработкой печатных материалов, показывают слайды, мастерят с детьми поделки.
Самой активной помощницей является - Чуракова О.В. Она была награждена Благодарственным письмом Главы администрации МО Ленинский район М.Е.Иванцова.
Дети с большим интересом участвуют во всех праздниках, проводимых совместно с историко-художественным музеем А.С.Хомякова, расположенном в п. Октябрьском: это и православные праздники ,и новогодние утренники , и Рождественские встречи, и экскурсии по музею.
Особенно интересно было узнавать о знаменитых писателях и поэтах, которые были хорошо знакомы с А.С.Хомяковым: М.Ю.Лермонтове, А.С.Пушкине, Н.В.Гоголе, С.Т.Аксакове и его сыновьях. Мы с детьми читали их произведения, подбирали фотомонтаж иллюстрации природы нашего края, который так поэтично воспет в их произведения.
Уже первые шаги осуществления плана показали, насколько эмоциональны были отклики в душах детей. Они отражали свои впечатления в рисунках, делали поделки из природного материала, стали читать больше книг о родном крае. Составной частью этой работы было пробуждение в детях поисковой мотивации. Мы вместе с родителями побывали в гостях у жителей нашего посёлка, которых можно назвать старожилами. Они рассказали нам, как возрождался наш посёлок, поделились фотографиями, удостоверившими все эти созидания. Спустя некоторое время мы с детьми оформили папку «Моё Богучарово», посвящённую 360-летию посёлка. И на первой странице было помещено стихотворение одной моей ученицы Карины Царегородцевой «Родной посёлок».
«Родной посёлок»
Наш посёлок очень старый
И возник давным-давно,
Но стоит он величавый,
Хоть и 360 лет уже прошло.
Всё здесь есть: леса, поля, просёлки,
И дорожка средь аллей бежит
И родная наша школа
В зелени берёз стоит.
И усадьба Хомякова,
И консервный наш завод,
Есть у этих величавых
Богучаровских красот!
Я думаю, что это лучшее подтверждение, что вся проделанная работа пробудила в детях любопытство, стремление оценить красоту края, труд людей, живущих с ними рядом.
Важную роль в патриотическом воспитании моих учеников в изучении родного края играет поисковая работа по изучению волнующих событий Великой Отечественной войны, разворачивающихся на территории нашего района и посёлка. Мы проводили встречи с бывшими фронтовиками, записывали их рассказы, читали художественную литературу об этих событиях, совершали экскурсии к памятнику Павшим в 1941-1945 гг. в д.Севрюково.
Работая в этом направлении, я дала детям конкретные задания, побуждающие к активному общению с родителями и с бабушками и дедушками:
- Спроси, сколько лет было бабушке и дедушке в годы Великой Отечественной войны.
- Попроси рассказать, как они жили во время войны (воевали, работали, были ещё маленькими, в каком классе учились).
- Узнай, есть ли в вашей семье награды, полученные во время войны, кем и за что они были получены.
- Попроси взрослых помочь тебе записать их воспоминания о годах Великой Отечественной войны.
Ценным в этой поисковой работе учащихся стало то, что они узнали о наградах взрослых членов семьи, узнали, что есть такие же участники и ветераны среди соседей, смогли почувствовать мужество и героизм разных людей в их боевых и повседневных трудовых делах. Рассказы родственников и знакомых детям людей включали их в сопереживания, закладывали чувственную основу идейного воспитания.
В результате этой работы мы с детьми оформили папку «Никто не забыт, ничто не забыто». Хорошим подспорьем стала и моя собственная память, мои рассказы, которые я записала со слов моих родственников – участников Великой Отечественной войны, их старые фотографии военных лет, письмо-треугольник с фронта Винокурова Владимира Алексеевича, которое до сих пор хранится в школьном музее Боевой Славы. Также детей очень взволновал рассказ жительницы нашего посёлка Тупицыной Лидии Фоминичны, бывшей малолетней узницы фашистского концлагеря. Дети написали свои отзывы о том, какое впечатление произвела на них поисковая работа, подобрали к каждому рассказу нашей летописи поэтические стихотворения о Великой Отечественной войне. Они познакомились и с поэзией Ю.Кузнецова, С.Васильева, А.Головкова, К.Симонова и других. А в поэтической душе Карины Царегородцевой родилось такое произведение:
Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Поэтому экологическое воспитание является составной частью программы. Избежать однообразия в работе помогли нетрадиционные формы. Это и работа мастерской по изготовлению кормушек для птиц (фото!), выставки поделок из природного материала, экскурсии и походы по родному краю, участие в праздниках, проводимых историко-художественным музеем А.С.Хомякова и Домом Культуры нашего посёлка (фото!). Ребята сами придумывали вопросы к викторинам «Птицы Тульской области», «Зоркий глаз» и т.д.
Эта работа не только учит детей чуткости, доброте, отзывчивости, но и служит сплочению нашего классного коллектива, развивает активность детей, творческие способности. Наблюдая за детьми в течение реализации плана, я увидела, что дети стали терпимее относиться друг к другу, научились сопереживать, радоваться успехам товарищей.
Ребята решили продолжить работу по созданию родословных в семьях, а также участвовать в оформлении материалов об учениках нашей школы, участниках локальных войн.
|