Автор:
Султанова Светлана Владимирвна
Место работы:
учитель информатики и ИКТ МОУ «Гимназия №1 г.Нерюнгри»
Формирование предметной готовности обучающихся к сдаче ЕГЭ по информатике на уроках и во внеурочной деятельности
Новой формой аттестации современного ученика сегодня является единый и государственный экзамен. Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится в течение последних 3-х лет. Его назначение - оценить общеобразовательную подготовку по информатике выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего профессионального образования. Как известно, в этом году изменился набор вступительных экзаменов в вузы, и теперь информатика является одним из 4-х вступительных экзаменов на все технические специальности. Следовательно, количество учащихся, которым необходимо сдавать ЕГЭ по информатике возросло. Поэтому актуальной сегодня становиться проблема качественной подготовки обучающихся к такому экзамену. Но как, с помощью каких форм, методов и приемов обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по информатике, когда и в каком классе необходимо ее начинать, какому направлению в этой работе отдать предпочтение?
При исследовании этой проблемы, выяснилось также, что нет ни в одном источнике литературы, методики, с помощью которой можно найти ответы на многие интересующие учителя вопросы в плане подготовки обучающихся к ЕГЭ. В начале работы над данной проблемой, я рассмотрела возможные трудности на пути ее решения, как для учителя, так и для обучающихся и выявила, что одним из условий успешной сдачи ЕГЭ является формирование предметной готовности ученика. Целью моей работы является выявление направлений по подготовке к ЕГЭ, выбор наиболее эффективных форм и методов, разработка систем мониторинга по отслеживанию уровня готовности ребенка к новой форме проверки знаний и прогнозирования успешной сдачи ЕГЭ.
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В связи с этим возникает необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету.
Система работы в данном направлении может быть построена следующим образом:
в среднем звене – пропедевтическая работа (использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся);
в старших классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности; знакомство с типологией заданий уровня В и С (тесты развивающего и контролирующего характера);
возможность использования тестов обучающего характера при изучении нового материала на занятиях вариативной части- различные способы решения наиболее сложных задач частей В и С;
Наиболее эффективными формами, методами и приемами по подготовке к ЕГЭ по информатике являются следующие из них:
- работа с тестовыми заданиями;
- дифференцированный подход в обучении и подготовке;
- индивидуальные занятия, консультации, обзорные уроки;
- формирование у учащихся на уроках информатики умений, навыков, развитие компетенций, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ:
- регулярная проверка качества знаний по информатике с помощью тестирования, компьютерных спецпрограмм (тренажеров по ЕГЭ).
Подготовку к ЕГЭ необходимо начинать уже в среднем звене. Успеха можно добиться, выделив в своей работе 2 направления:
- Знание теории по информатике;
- Умение работать с тестами.
Первое из них призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе направлено на их правильное применение. Так, например, в среднем звене можно попросить учащихся завести общую тетрадь, которая в старших классах становится для них настольной книгой (брошюрой-памяткой). Все определения, формулы, схемы, таблицы– все в этой тетради. Уже с 7 класса выборочно мною используются книги-материалы ЕГЭ 2004-2009 для информатических минуток, которые проводятся регулярно в середине, конце или начале урока, задания для минуток подбираю из части А ЕГЭ. Зная материалы ЕГЭ 11 класса, уже в 7 классе акцентирую свое внимание на тех вопросах, которые изучаются в 7 классе и в 11 классе выносятся на ЕГЭ. Механическая, зрительная память помогают даже слабым детям запоминать материал. А тесты позволяют его правильно соотнести с предложенным вариантом ответа. Мною разработана система тестов, задания в которых взяты из КИМов предыдущих лет, из ежегодного игры-конкурса «Инфознайка», олимпиады «Снэйл» и других источников, адаптированы к данному возрасту учащихся и максимально приближены к ситуации сдачи ЕГЭ (внешний вид мини- бланка ЕГЭ, технология и особенности его заполнения, время отведенное на решение теста и т.д.).
Тесты разные по объему. Одни используются как элемент урока, другие – рассчитаны на урок, третьи- предлагаются в качестве домашнего задания. Все работы обязательно анализируются, отслеживается уровень овладения компетенциями, ведется мониторинг ЗУНов и ООУНов, учет пробелов и корректируется индивидуальная работа с учащимися. Например, тема « Кодирование информации», при изучении которой развивается одна из важнейших компетенций- преобразование информации из одной знаковой системы в другую, занимает немаловажное место в курсе информатики и ИКТ. В среднем звене на изучение этой темы отводится около 10 часов, а в старшей школе 15 часов (на базовой уровне), и 20 часов (на профильном). Учитывая спецификацию ЕГЭ, где большинство заданий на проверку знаний, умений по данной теме, размещены в частях А и В и составляют около 18 -20 % от всех заданий подготовка к их выполнению необходима уже в среднем звене. Как уже было сказано, здесь она носит пропедевтический характер.В заранее заготовленной таблице отмечаю выполнение задания полностью - цифрой 2, частично- цифрой 1, не выполнено-0. А уровень сформированности компетенции отмечен как 1- низкий, 2- ниже среднего, 3- средний, 4- достаточный, 5 –высокий. С ребятами, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенции средний или ниже проводится дополнительные занятия, консультации и т.д.
Таблица, отражающая затруднения и уровень сформированности компетенции
Некоторые тесты связаны с ориентацией на такие конкретные цели и задачи, как, например, проверка уровня усвоения сравнительно короткого перечня требуемых знаний, умений и навыков, выступающих в качестве заданного стандарта или критерия усвоения. Например, для аттестации выпускников образовательных учреждений важно иметь такие задания, которые позволяют делать вывод о минимально допустимой компетентности выпускников. При проверке минимально допустимого уровня знаний содержание заданий носит принципиально облегченный характер. Поскольку такие задания должны выполнять все выпускники, допущенные учебным заведением к аттестации, здесь нужно говорить о тестах, как методе объективного и эффективного измерения испытуемых с разным уровнем подготовленности. Поэтому для старшеклассников тесты состоят уже из трех частей А, B, С (например по темам «Аппаратное и программное обеспечение ПК», тест по теме «Информация и кодирование», «Алгоритмизация и программирование» и другие), ответы учащиеся также фиксируют в бланке ЕГЭ.
Не секрет, что одна из важнейших компетенций- умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, развитие которой предполагается на этапе изучения темы «Алгоритмизация и программирование», проверяется в ЕГЭ не только с помощью части А, B, но и в части С. Согласно спецификации, процент максимального первичного балла за выполненные по теме «Алгоритмизация и программирование» задания составляет 32%, а по теме « Технология программирования» еще 15%. Изучается данная тема в курсе информатики и ИКТ в гимназии, начиная с 9 класса. Обучение ведется на базовом (68 часов) и профильном (102 часа) уровне, где все часы отводятся на изучение программирования, затем продолжается в курсе 10-11 класса, где занимает 1/3 часть всего курса. Поэтому на уроках программирования система подготовки учащихся к ЕГЭ не совсем проста и складывается из нескольких этапов:
- накопительного, который включает в себя формирование некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности, рассмотрение основных методов и приемов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач; изучение внепрограммного материала необходимого для решения задач ЕГЭ;
- практического, который включает в себя отработку навыков применения отдельных методов и приемов решения задач; формирование навыков нахождения различных способов решения задач;
- диагностического, который включает в себя в обязательном порядке входящий и итоговый контроль по каждому разделу измерителями, составленными на основе КИМов, используемых при сдаче ЕГЭ по информатике прошлых лет; отслеживание учебных достижений учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников.
Также в поддержку развития таких компетенции, как «Умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них» и «Умение находить рациональные способы решения учебной задачи на основе заданных линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов» я провожу занятия вариативной части. Например, на занятиях элективного курса «Занимательное программирование» в 9 классе частично осуществляется подготовка к заданиям части А,B и С в ЕГЭ, касающихся программирования. Учащиеся знакомятся со структурой заданий, закрепляют и систематизируют, углубляют знания по данной, наиболее сложной теме, знакомятся с различными способами решения задач части С. Занятия курса проводятся по модульно- проектной технологии (3 модуля: Линейный алгоритм, Развилка; Циклы; Структурный тип данных по 5-6 занятий каждый). (См.Приложение)
Выполнение творческого проекта по каждому модулю, где учащихся сами составляют тесты по темам программирования, - вот еще одно направление работы по формированию предметной готовности ребенка. Это также один из приемов подготовки к ЕГЭ. По окончании каждого модуля учащимся в качестве проекта может быть предложено и решение таких тестов, обменявшись друг с другом: на 1 модуле- практикум по решению задач, аналогичных заданиям КИМов- набор тестовых заданий части А, представленных в демонстрационных КИМах, которые учащиеся решают и сдают на проверку учителю. При этом с учащимися проводится ознакомление с бланками ответов, инструктаж по заполнению бланков ЕГЭ, с помощью которых фиксируется выполнение проектной работы по данному модулю; на 2 модуле- Конкурс «Лучший программист», где учащимся предлагается выполнить решение задач типа №1, 2 части С и на 3 модуле- проводится Чемпионат по программированию, задания которого содержат практически все задания части С и учащимся отводится определенное время на данное соревнование. Все результаты текущие и итоговые фиксируются в таблице, где отслеживается уровень владения данной компетенцией и отражается итог обучения на курсе.
Таблица, отслеживания уровня владения данной компетенцией и отражения итога обучения по элективному курсу «Занимательное программирование»
В заключении необходимо отметить, что такая система мониторинга знаний и умений обучающихся позволяет не только увидеть пробелы в знаниях ученика, но и эффективно спланировать работу учителя по их коррекции и ликвидации, спрогнозировать учебные возможности обучающихся. Благодаря разработанной мною системе работы, уже на выходе из 9 класса учащиеся обладают тем минимальным запасом знаний, который необходим им в 11 классе для сдачи ЕГЭ. Далее в 10-11 классах эти знания обобщаются на уроках конкретизируются, добавляются сложные случаи. И основным видом контроля здесь также является тестирование. Для 10-11 классов мной разработаны тематические тесты; подобраны тесты – варианты ЕГЭ (более 30 вариантов), система тестирований on- line. Ведется таблица выполнения заданий по каждому ребенку, где отмечается его уровень овладения ЗУНами и развития компетенций.
Эта система дает результат: успеваемость по предмету-100%, качество обученности-80-100%, результаты ЕГЭ успешные (качество знаний учеников, которых я обучила, подтвержденное на ЕГЭ– 100%).
Список литературы:
- Антонов Ю.С. Некоторые вопросы подготовки ЕГЭ по информатике, Якутск 2006г.
- Антонов Ю.С., Николаева Н.В., Павлов Е.Е., Павлов Н.Н. пособие по подготовке к единому государственному экзамену по информатике, Якутск 2005г.
|