Автор:
Фирстова Светлана Викторовна
Место работы:
учитель русского языка и литературы МОУ «ООШ с. Еланка» Балаковского района Саратовской области
Роль ИКТ в развитии творческой активности учащихся
В статье представлен опыт работы по использованию ИКТ в области преподавания русского языка и литературы.
В современном информационном обществе учитель не просто передаёт определённую сумму знаний, а учит детей учиться. «Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации»1. Главным становится личностно-ориентированный подход, при котором возможно использование различных педагогических технологий: проектной, разноуровневой, педагогики сотрудничества и др. Среди этих технологий на первое место выходят информационно-коммуникационные технологии. Они, на мой взгляд, как нельзя лучше способствуют развитию творческой активности учащихся, а она, в свою очередь, даёт толчок развитию познавательных навыков, умению ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно добывать знания, определять свои склонности к определённым областям знаний.
В моей практике использование ИКТ для учащихся ведётся в следующих направлениях:
Создание банка творческих работ (или медиатеки кабинета)
В него можно включать работы по развитию связной речи (сочинения, изложения), выполненные в текстовом редакторе Word. Так их удобнее и нагляднее комментировать, создавая примечания, в которых можно указывать, н-р, тип ошибки: грамматическая, логическая, фактическая, речевая, орфографическая, пунктуационная.
Творческие работы, связанные с сочинением собственных произведений, на ПК можно красочно оформить, изменяя шрифт, фон, цвет текста, добавляя рисунки соответствующей тематики или делая свои иллюстрации в графическом редакторе Paint.
Копилка афоризмов содержит высказывания великих людей (писателей, учёных) на общественно значимые темы. К таким относятся, н-р, проблемы экологии, нравственного и физического здоровья людей, межнациональных отношений, проблемы этики, культуры общения и поведения, развития современного искусства и др. Учащиеся еженедельно (ежемесячно, после прочтения художественных произведений и т. д.) пополняют копилку, которая пригодится им не только при подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждению, но, может быть, и в дальнейшей жизни.
В банке творческих работ сохраняются также сочинения на литературную тему. Это могут быть как лучшие ученические работы, так и неудачные (естественно, без подписи) для анализа типичных ошибок. Кроме того, сочинения оригинального характера, заслуживающие того, чтобы их оставили «на память», н-р, письмо литературному герою, герой произведения – мой друг и т. п.
Проектная (исследовательская) деятельность
Результаты проектной или исследовательской деятельности учащиеся могут представлять в виде презентации PowerPoint, хотя детям следует объяснить, что важно содержание презентации, а компьютерные эффекты должны только служить для привлечения внимания аудитории. Учителю необходимо правильно спланировать этот вид работы, определить приемлемые сроки, назначить ответственных, в случае затруднения оказывать помощь учащимся.
Тесты в программе Excel
Учащиеся с интересом участвуют в создании проверочных работ с помощью электронных таблиц. Методика создания теста в Excel изучалась многими педагогами на курсах Intel, освоить её вполне по силам и ученикам. По литературе учащиеся под моим руководством создают тесты на знание текста произведения, биографии автора; по русскому языку – на самые разные разделы курса.
Создание публикаций в программе Publisсher
Данное приложение я активно использую во внеурочной деятельности. На дополнительных занятиях ребята учатся создавать ёмкие и лаконичные буклеты на разную тематику.
Во время проведения предметной недели учащихся можно привлечь к созданию рекламной листовки или объявления с планом мероприятий.
Они могут выпускать ежедневные бюллетени, в которых будут освещать ход предметной недели: называть интересные моменты мероприятий, смешные ситуации, указывать количество участников и среди них – особо отличившихся, делать анонсы будущих мероприятий и др.
Уже несколько лет подряд на занятиях кружка «Юный филолог» ребята выпускают одноимённую газету. Постепенно от ватмана мы дошли до периодического издания (пока 1 раз в четверть). Учащиеся сами определили себе роли по «вкусу»: редактора, его помощников, дизайнера, журналистов, корректора. В команде не только учащиеся с лингвистическими склонностями, но и «математики». И каждый может проявить себя, высказать и отстоять своё предложение, учиться слушать других и уважать их выбор.
Дидактические материалы
Я часто предлагаю детям выполнять домашнее задание на выбор: либо упражнение учебника, либо подготовка карточки с аналогичными в упражнении заданиями, но с использованием дополнительного материала, либо подбор других заданий по теме. Конечно, часто обращаю детей к художественной литературе. Здесь и дифференцированный подход, и межпредметные связи. Использование дидактических материалов, созданных самими учащимися, повышает интерес к учебному процессу.
Карточки для самостоятельной работы по теме «Понятие о сложном предложении»
- Охарактеризуйте предложения. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.
- Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби! (Н. М. Карамзин «Бедная Лиза).
- Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чёрна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна, звёзд полна;
Звездам числа нет, бездне дна. (М. В. Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»)
- Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томленье. (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
- Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите средства связи.
- Уж солнца раскалё(н, нн)ый шар
С главы своей земля ск..тила
И мирный вечера пожар
Волна морская погл..тила. (Ф. И. Тютчев «Летний вечер»)
- Была чудная ноч(?) которая разве только и может быть тогда когда мы молоды любезный читатель. (Ф. М. Достоевский «Белые ночи»)
- Чтение француз(?)ких романов которых много пр..вёз с собой Володя было другим моим занятием в это лето. (Л. Н. Толстой «Юность»)
3. Составьте схемы предложений (Н. М. Карамзин «Бедная Лиза).
1. Лиза, пришедши домой, рассказала матери, что с нею случилось.
2. Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами.
3. Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле берёзовой рощицы, среди зелёного луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окончин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась.
4. Когда он возвратится ко мне, как я буду счастлива!
5. Одна добрая женщина, которая шла по улице, остановилась над Лизою, лежавшею на земле, и старалась привести её в память.
Использование сети Интернет
Без сомнения, интернет в деле развития творческой активности учащихся занимает едва ли не главную роль. Учителю важно научить учащихся «технике самостоятельного приобретения нового знания»1. Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя осуществляют поиск необходимой информации: р-н, дополнительной по теме, справочной или для своей творческой работы. Следует помнить об авторском праве и научить детей правильно оформлять ссылки при использовании «чужих» материалов.
На уроках русского языка мною активно используется сайт http://www.gramota.ru. Делаем карточки в разделе «Репетитор. online», интерактивные диктанты в разделе «Учебник грамоты» (тексты для диктантов подбираются обычными учащимися), пользуемся услугами справочной службы портала, можем быстро проверить любое слово в разных словарях: толковом, орфографическом, орфоэпическом и др.
На уроках литературы мы частые посетители Википедии - свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org (можно самим создавать статью или вносить дополнения в уже имеющиеся). Здесь можно найти подробную, доступную, наглядную информацию о жизни и творчестве писателей, даны также ссылки на другие интернет-ресурсы по искомой теме. Материалы используются в докладах, рефератах, при создании викторин, биографических тестов и т.п.
Полезные ссылки
http://.litera.edu.ru – русская и зарубежная литература для школы;
http://rvb.ru – русская виртуальная библиотека;
http://rus.1september.ru – газета «Русский язык»;
http://lit.1september.ru – газета «Литература»;
http://metodichka.net/rus - материалы для учителя русского языка и литературы
http://www/gramota.ru –-справочно-информационный портал «Русский язык»;
http://www.rm.kirov.ru – конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»;
http://vernadsky.info - конкурс юношеских исследовательских работ;
Интернет даёт возможность участия в различных конкурсах, олимпиадах и проектах заочно, что для сельской школы немаловажно.
Таким образом, ИКТ помогают развивать творческую активность учащихся, которая, по-моему, неотделима от творческой активности учителя. Поэтому вывод напрашивается сам собой: «Твори сам и учи творить других!» Крей Барретт, председатель совета директоров Intel, сказал: «Мы приветствуем ваше стремление воспитать лидеров будущего и уверены, что вы сумеете эффективно использовать технологические достижения в своей работе…» Подписываюсь под каждым его словом. Успехов!!!
______________________
1Intel «Обучение для будущего»: учеб. пособие – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий , 2008. – с. 33.
_uacct = "UA-3613185-1"; urchinTracker();
|