Автор:
Тарасова Елена Алексеевна Шереметьева Татьяна Григорьевна
Место работы:
Учителя высшей категории МОУ гимназия №10, г. Челябинск
Система работы с учащимися высоких интеллектуальных способностей в рамках подготовки к итоговой аттестации
При традиционном обучении в рамках урока нет возможности полностью использовать индивидуальные особенности учащихся и очень часто одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познавательная активность и познавательные потребности могут угаснуть.
Поэтому выявление одаренных детей мы начинаем уже в начальной школе. В нашей гимназии в течение нескольких лет проходит эксперимент по работе учителей-предметников в 4 классе. Выявление одаренных детей мы начинаем уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие становятся одним из важнейших видов деятельности кафедры.
В процессе учебной деятельности выявляются учащиеся, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Появление таких учащихся в классе – большая удача и большая ответственность учителя. В дальнейшем можно условно среди одаренных детей выделить три категории:
- учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем развития при равных условиях обучения чаще всего встречаются в младшем школьном возрасте ( 4класс);
- учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенных областях наук в подростковом возрасте;
- учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, незаурядными умственными резервами ( чаще встречаются в старших классах).
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы на начальном этапе.
Учащиеся 4 класса охотно сотрудничают с учителем. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в различных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. Учитывая данные возрастные особенности младших школьников учителя математики включают в уроки игровые моменты, привлекают сказочных персонажей, разыгрывают сценки, активизируя познавательный интерес учащихся. На этом же этапе учащиеся, принимая участие в предметных олимпиадах, проявляют свои способности к изучению предмета.
Цель работы учителя с учащимися 5-9 классов: создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачек в развитии их способностей. На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. В течении нескольких лет кафедральная работа по развитию познавательного интереса учащихся проходит в виде научно-практической конференции учащихся, которая носит пропедевтический характер. С помощью учащихся старших классов мы помогаем ребятам подготовиться к изучению новых тем в математики. Учитывая специфику нашей гимназии, используем творческие возможности учащихся, показывая связь математики и искусства. Для учащихся среднего звена необходим постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают интеллектуальные усилия.
Работа учителей с учащимися высоких интеллектуальных способностей продолжается весь период обучения в основной школе. Прежде всего важно изучить индивидуальные особенности учащихся. В дальнейшем строим работу в трех направлениях:
Разноуровневый подход – используем разноуровневые задания ( обучающего и контролирующего характера);
I уровень – задания на воспроизведение учащимися знаний;
II уровень – задания на применение знаний и умений по образцу в повторяющейся учебной ситуации;
III уровень – задания на творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.
Используем разноуровневые задания не только на уроках, но и в виде домашнего задания.
Обучение самостоятельной работе – учим работать самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой.
Обучение исследовательской работе, методу проектов – используем задачи с элементами исследования, развивающие задачи ( такие задания можно предлагать как дополнительные всему классу, но для одаренных учащихся их необходимо вводить);
- используем метод проектов – выбор темы проекта должен быть полезен участникам проекта, тема должна быть им интересна, доступна, должна соответствовать возрастным особенностям;
- анализ информации – учим анализировать, выделять главное, исключать второстепенное;
- защита проекта ( в ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения).
В старшей школе проходит этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Формируются новые принципы организации образовательного пространства:
- индивидуализированные формы учебной деятельности: заочная школа при ВЗМШ МЦНО, работа по индивидуальным программам, заочные курсы;
- выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);
- самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Работа с одаренными учащимися дает им возможность проявить свои способности на предметных олимпиадах различных уровней и подготовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Для целенаправленной подготовки учащихся к участию в олимпиаде, итоговой аттестации большую роль необходимо отвести индивидуальной работе. Дополнительные возможности для индивидуальной работы с учащимися, в том числе и с одарёнными учащимися, представляет использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время. Использование готовых ресурсов на СД-дисках, а также разработанных самим учителем или учащимися ( на кафедре создан банк презентаций с 5-11 класс), позволяет учащимся работать в оптимальном режиме, выполнять задания различного уровня сложности, включая развивающие и исследовательские. При этом своевременно осуществляется контроль. Еще большие возможности для повышения математической подготовки учащихся предоставляет Интернет.
Подводя итог вышесказанному можно выделить следующие задачи работы с учащимися высоких интеллектуальных способностей:
- знакомство педагогов с психологическими особенностями и методическими приемами работы с одаренными детьми;
- обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
- накопление библиотечного фонда по данному вопросу;
- знакомство с приемами педагогического наблюдения, диагностики;
- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад;
- отбор методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности и творчества;
- предоставление возможности учащимся совершенствовать способности через самостоятельную работу.
Принципы работы с учащимися высоких интеллектуальных способностей:
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).
Принцип опережающего обучения.
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип добровольности.
Учитывая специфику нашей гимназии, у нас не так много учащихся, способные показать наилучшие результаты на олимпиадах, при выполнении заданий ГИА, ЕГЭ. Но они есть и учителя работают над сохранением и развитием способностей учащихся.
Диаграмма №1 Результаты муниципального этапа
всероссийской олимпиады школьников
по математике
( 2008-2009 уч. г.,2009-2010 уч. г., 2010-2011 уч. г.)
Сахненко Александр – призер областного этапа всероссийской олимпиады в 2008-2009уч.г., 2010-2011 уч.г.
Диаграмма №2
Высший балл, полученный учащимися 11 класса на ЕГЭ
При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития учащегося, и одаренного в частности. Программа развития нашей гимназии предусматривает целенаправленную работу с учащимися высокого интеллектуального уровня, начиная с начальной школы и до сдачи ЕГЭ.
|