Место работы:
учитель математики и руководитель научного общества учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Калуги, педагог дополнительного образования МОУДОД «Центр дополнительного образования для детей» г. Калуги
Статья посвящена организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Содержит план работы над исследовательскими проектами и методические рекомендации.
Работа над исследовательскими проектами. Использование возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в исследовательской работе
Современная школа делает акцент не только на значение рациональных качеств, но и на развитие творческого потенциала. Сегодня обществу нужны не переполненные, а развитые умы. Ценятся не навыки, а способность обучаться, устанавливать связи, делать открытия. Возможностей в работе учителя над развитием творческих способностей учащихся много. Одна из них – в исследовательской работе.
В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Калуги накоплен интересный опыт организации исследовательской деятельности школьников. Педагоги, начиная с 1994 года, готовят учеников к участию в городских, областных и Российских научно-практических конференциях. В 2005 году создано школьное научное общество учащихся (ШНОУ) «Эврика», объединяющее юных исследователей.
«Говоря о проектной и исследовательской деятельности, хочется подчеркнуть, что очень многое в этой деятельности зависит от самого ученика. Да, учебно-познавательная деятельность рукотворна, она не может возникнуть до опыта, она зарождается и совершенствуется только благодаря деятельности учащегося». Но как организовать эту деятельность, чтобы она стала результативной и превратила проект в совершенный инструмент познания? Исследовательский проект – это деятельность учащегося, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. По замечанию Марата Александровича Зиганова, доктора педагогических наук, этапы проектной деятельности не нужно придумывать. Они – суть реальных работ, которые выполняют ежедневно миллионы людей: политики и домохозяйки, бизнесмены, продюсеры, руководители школьных мини-театров. «Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, однако требует соблюдения логики и принципов проектной деятельности. В связи с этим невозможно разработать универсальные и конкретные рекомендации для осуществления любого проекта, так как содержание каждого проекта уникально. Поэтому, несмотря на то, что исследовательская деятельность имеет единую структуру, любое сопровождение проекта превращается для учителя-консультанта в своеобразный педагогический проект. Именно в процессе его реализации происходит повышение профессиональной компетентности педагогов, необходимой для эффективного консультирования учащихся. Педагог должен быть конгениален ученику в своём творческом настрое, желании разрешить проблему и очаровании неизведанным».
Последовательность работы над исследовательским проектом
Этапы
|
Задачи
|
Комментарии, рекомендации
|
Организа-ционнный
|
Определение
темы и целей проекта
|
Название реферата, проекта должно отражать проблему, заявленную в нём, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно - два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всём и ни о чём»
|
Прогноз-
тический
|
Анализ проблемы.
Выдвижение и обоснование
гипотез. Планирование
выполнения
проекта
|
Нелегко ориентироваться в условиях задачи и выработать план действий. Поэтому на данном этапе ученику необходима помощь учителя в формулировании проблем и выдвижении гипотез.
Следует инициировать необходимость планирования работы
|
Практи-ческий
|
Обсуждение методов проверки принятых гипотез. Определение
возможных источников информации. Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу
|
Желательно обеспечить консультирование учащихся необходимыми специалистами. Важно научить учащихся использовать традиционные источники (книги, энциклопедии, справочники и словари). Но не менее важно сформировать навыки работы с электронными энциклопедиями.
ИК - технологии используются для доступа к информации, которая в ином случае может оказаться недоступной.
Актуальна и другая задача: сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации, научить проверять её достоверность, понимать уровень компетентности использованных источников, прежде чем воспользоваться информацией.
Использование ИКТ для организации и анализа информации эффективно. Хранение данных в электронной таблице или базе данных позволяет не только осуществлять централизованный сбор информации, но и даёт средства для управления данными и подготовки прогнозов на основе этих данных
|
Обобща-
ющий
|
Обобщение процесса и результатов реализации проекта. Оформление проекта
|
Необходимо соблюдать требования к оформлению работы, быть уверенным пользователем при работе с текстовым процессором MS WORD, библиографическое описание источников осуществлять в соответствии с установленными нормами. Описание электронного ресурса обязательно включает указание подробного электронного адреса
|
Презента-
ционный
|
Представление результатов проектирования
|
Автор работы должен уметь вести дискуссию по теме своей работы, обладать достаточной культурой речи и соблюдать принцип наглядности, иллюстративности. И поможет в этом работа с программой подготовки презентации POWER POINT. Используйте 3-4 слайда для выражения результатов ваших исследований по выбранной теме.
1 слайд – визитная карточка, на которой указаны Ф.И. автора, образовательное учреждение, класс, название конференции, секции, работы, Ф.И.О., место работы, должность научного руководителя.
2-3 слайды содержат тезисы, отражают этапы работы.
На 4 слайде сформулируйте выводы, приведите результат. Оживите вашу презентацию!
|
С целью подведения итогов исследовательской работы школьников и обмена опытом в школе ежегодно проходит научно-практическая конференция, начиная с 2005 года с применением ИКТ. Благодаря новой технике появилась возможность проводить конференцию так, чтобы она стала интересной, создавала хорошее настроение, была ёмкой по занимаемому времени и вписалась в учебный процесс. В целях стимулирования учебно-исследовательской работы обучающихся вводятся почетные ученые звания с вручением соответствующих удостоверений: исследователь, бакалавр, магистр. Почетное ученое звание «исследователь» присваивается всем членам ШНОУ. Почетное звание «бакалавр» присваивается лауреатам и победителям городских и областных научных конференций, конкурсов. Почетное звание «магистр» присваивается многократным лауреатам и победителям городских и областных научных форумов, а также победителям российских и международных научных чтений.
Мы гордимся нашими учениками, радуемся вместе с ними и понимаем, что за их успехами скрывается огромный наш труд, много «подводных камней» в этой работе. Но она будет продолжаться, ибо не вызывают сомнений слова Ж. Ж. Руссо: «кто думал, тот всегда будет думать, и ум, раз попробовавший мыслить, не может остаться в покое».
Воровщиков С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2007. – С. 233.
Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М.: Мысль, 1984. – С. 310.
|