Автор:
Романова Инна Владимировна
Место работы:
учитель начальных классов I квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области
Разработка урока по окружающему миру иинформатике «Кто что ест? (Цепи питания). Кто такой? Что такое? (Группа объектов. Общее название.)»
Предмет: окружающий мир, информатика.
Система: традиционная.
Программа: «Школа России».
Класс: 3.
Тема: «Кто что ест? (Цепи питания). Кто такой? Что такое? (Группа объектов. Общее название.)»
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: интегрированный урок.
Оборудование:
- Схемы: « Группы животных», «Цепи питания»; слайды: «Признаки животных», «Белка и все чем она питается», «Животные по типу питания»; карточки: классификация растений (деревья, цветы) – для индивидуальной работы; классификация животных (группы животных) – для работы в парах; с текстом – для групповой работы; ТСО.
Учебники:
- Информатика в играх и задачах. 4-й класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр., – М.: Баланс, 2007.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2. / А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. -4-е изд. – М.: Просвещение, 2006.
Цели:
- Познакомить учащихся с классификацией животных по типу питания. Учить составлять цепи питания.
- Сформировать начальное представление об общих именах, обозначающих группу (класс) объектов.
- Научить называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя группе объектов.
- Учить давать разные общие имена одному объекту.
Ход урока
I. Введение
- Организация внимания всех учащихся, настрой на работу.
- Подготовка учащихся к усвоению новой темы.
− Янт получил письмо, «Что за дерево?»
Что за дерево такое?
Вся макушка в серебре.
Расцвело у нас зимою,
В день морозный, в декабре.
− Что за дерево такое? (Елка.)
− А еще какое? (Сосна, ель.)
− Почему? (Состав и действие.)
− Что такое сосна, ель? (Хвойные деревья.)
− Почему?
− Что мы еще можем назвать словом «дерево»? (Клен, осину.)
− Достаточно ли знать состав и действия предмета или существа для того чтобы назвать предмет?
− Что еще необходимо знать, чтобы назвать предмет? (Его название.)
ВЫВОД. Ответ на вопрос «Что такое?», «Кто такой?» начинается не с названий частей или действий, а с общего названия группы, к которой относится этот предмет или существо.
− Что такое сосна, ель, клён, осина? (Это деревья.)
II. Проверка домашнего задания
- Проверить правильность, полноту и сознательное выполнение домашнего задания.
ЗАДАНИЕ 1
Дайте общее название группе (рис. 1).
− Почему?
− Что надо знать, для того, чтобы дать общее название группе предметов? (Нужно знать существенные признаки.)
Рис. 1
ЗАДАНИЕ 2
У доски пара: «Составьте схему группы животных».
− А теперь, используя существенные признаки группы предметов, дайте общее название.
− Какие группы получились?
Рис. 2
− №2? Почему?
− №3?
− №4?
− №1? (Животные.)
− А какие еще группы животных существуют? Перечислите их.
− По каким существенным признакам дали общее название? (Животные.)
Слайд №1
− Сколько разных общих названий у кедровки в этом задании?
- Подведение к теме урока через формулировку вывода.
ВЫВОД. Один и тот же предмет можно отнести к разным группам. Значит на вопрос «Что такое?» или «Кто такой?» можно ответить по-разному.
III. Физкультминутка
− Покажите основные движения группы животных, которых я назову:
- насекомые;
- птицы;
- рыбы;
- звери: медведь, заяц, лисица.
IV. Актуализация опорных знаний
- Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала, заинтересовать.
− Какой существенный признак отличает животных друг от друга? (Питание).
Слайд №2
− Какова следующая задача урока? (Создать группы животных по способу питания.)
V. Введение в тему урока
- Создание проблемной ситуации.
− Послушайте сказку и ответьте на вопрос: «Кто такой?»
Слайд №3
- Выделенные ниже курсивом слова появляются на слайде по ходу чтения сказки.
Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка – мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу кто ты.
И слышу голосок:
− Угадай, кто я? Я ем жуков и муравьев!
Я подумал и твердо сказал:
− Дятел!
− Вот и не угадал! Еще ем я ос и шмелей!
− Ага! Ты птица осоед!
− Не осоед! Еще я ем гусениц и личинок.
− Гусениц и личинок любят дрозды.
− А я не дрозд! Еще я грызу сброшенные лосями рога.
− Тогда ты, наверное, лесная мышь.
− И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем мышей!
− Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
− То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.
− Покажись! – крикнул я. И стал вглядываться в темную ель, откуда слышался голосок.
− Покажусь, только ты признай себя побежденным.
− Догадались?
− Рано! – ответил я.
− Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.
− Может, ты цапля?
− Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
− Похоже ты куница.
− Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды, грибы.
− Догадались, кто такой?
Слайд №3
− Почему?
− Слушаем дальше.
Я рассердился и крикнул: «Скорей всего ты – свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупа забралась на елку!»
− Сдаешься? – спросил голосок.
Ветка качнулась, раздвинулась, и я увидел белку!
Слайд №3
− Запомни! – сказала она. – Кошки едят не только мышей. Чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.
VI. Работа по теме урока
- Развитие мыслительных операций (классификация).
- Выделенные ниже курсивом слова появляются на слайде по ходу ответов на вопросы.
Слайд №3
− А если бы животное питалось только насекомыми?
− Как бы его назвали? (Насекомоядное.)
− Только животными? (Хищное.)
− Только растениями? (Растительноядное.)
− Чем питается белка? (Всем.)
− Значит, как назовем? (Всеядным.)
− Почему елка? Может ли белка сделать гнездо на березе?
− Почему? (Питается семенами сосен и елок.)
− Такая взаимосвязь называется «цепь питания», в которой каждое звено зависит от другого.
- Показать гирлянду.
- Формулировка вывода.
ВЫВОД. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
- Вывод правила построения цепи питания.
− Заполним цепь питания. Что будет первым звеном? Чем чаще всего питается белка?
− Последним? Почему? (Ее тоже кто-то ловит.)
− Кто может питаться белкой? Кто ее старый враг?
− С какого звена начинается цепь питания? (С растений.)
− Следующим звеном что или кто будет?
− Дальше?
VII. Закрепление
Практическая работа. Составьте цепь питания из слов: КАПУСТА, ЗАЯЦ, СЛИЗЕНЬ, ВОЛК, ЛЯГУШКА, ЛОСЬ.
− Что заметили?
ВЫВОД. Каждое растение, каждое животное образует свою цепь питания.
− Используя текст, составьте цепь питания. (5 групп.)
В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре ее покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.
Слайд №4
В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре ее покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. И высохли могучие дубы.
Слайд №5
1) Дуб – шелкопряд – птицы.
Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.
Слайд №6
Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодыенасаждения.
Слайд №7
2) Молодые насаждения – мыши – ежи, барсуки.
В отличие от бурых медведей, белые медведи настоящие хищники. Где же им найти растительную пищу в Арктике? Да еще на льду, по которому они бродят долгую зиму? Значит, надо охотиться. Белые медведи хорошие пловцы, поэтому они питаются рыбой. Рыбы питаются рачками, а рачки – водорослями.
Слайд №8
В отличие от бурых медведей, белые медведи настоящие хищники. Где же им найти растительную пищу в Арктике? Да еще на льду, по которому они бродят долгую зиму? Значит, надо охотиться. Белые медведи хорошие пловцы, поэтому они питаются рыбой. Рыбы питаются рачками, а рачки – водорослями.
Слайд №9
3) Водоросли – рачки – рыба – белый медведь.
− Почему белому медведю, в отличие от бурого медведя приходиться питаться животными?
− Когда анализировали текст, что заметили особенного? (Уничтожая одних, уничтожают других.)
- Решение экологической проблемы.
ВЫВОД. В природе все взаимосвязано, нет ничего лишнего. Человек не в праве вмешиваться в живую природу.
VIII. Итог урока
- Выявление учителем прочности и уровня осознанности знаний учащихся; умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделять существенные признаки, ведущих понятий, конкретизировать их признаки
Слайд №10
− Дайте общее название группе животных. (Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные.)
− По какому признаку давали название? (По способу питания.)
− На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто это?)
− Что надо знать, для того чтобы ответить на вопросы «Кто это?», «Что это?»
IX. Домашнее задание
- Комментарий по выполнению домашнего задания с постановкой проблемы перед учащимися поискового характера.
- Дома продолжите изучение темы.
- Найдете ответ на вопросы: «Как приспособились хищные для добывания пищи?», «Как приспособились животные к защите от врагов?»
- Выполните задание №17 в рабочей тетради «Информатика».
|