Автор:
Саитбаева Э.Р., Воронина Ю.В, Беккер М.А.
Место работы:
Cаитбаева Эльвира Равильевна, д. п. н., профессор, профессор кафедры управления образованием института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». Воронина Юлия Владимировна, к. п. н., старший преподаватель кафедры дидактики и частных методик института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». Беккер Марина Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Красногвардейской средней общеобразовательной школы №2 Оренбургской области.
Организация профильного обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий учащихся
Введение профильного обучения является социально значимой масштабной инновацией, направленной на повышение качества и доступности общего образования на старшей ступени обучения. Массовое введение данного новшества в сельских школах затруднено в связи с отсутствием эффективных организационных моделей. В статье рассматривается проблема организации профильного обучения в сельской школе на основе индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Система профильного обучения - это педагогическая инновация, предполагающая радикальное изменение образовательного процесса (его структуры, организации, содержания, технологий и управления) на старшей ступени общеобразовательной школы. Профильное обучение учащихся предполагает специализированную подготовку в старших классах общеобразовательной школы, ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Таким образом, переход на профильное обучение обладает признаками социально значимого проекта, так как является нововведением, имеющим конкретные социально важные цели, в том числе - повышение качества и доступности общего образования.
Введение системы профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях Оренбургской области осуществляется с 2004-2005 учебного года , а в настоящее время происходит завершение внедрения данной инновации. В ситуации завершения перехода на профильное обучение, по мнению А.М.Моисеева и С.С.Кравцова, в качестве главной выдвинется задача планирования массового введения профильного обучения, охватывающего большинство образовательных учреждений на всех подведомственных субъекту планирования территориях. Однако в настоящий момент в можно говорить о неполной готовности системы образования Оренбургской области к массовому введению профильного обучения, поэтому существует объективная необходимость осмысления этой ситуации и интенсификации усилий по созданию комплекса недостающих условий.
Одной из существенных проблем, препятствующих массовому внедрению профильного обучения на территории Оренбургской области, является сложность построения эффективных моделей организации данной инновации, учитывающих региональную специфику (более половины школ области находятся в сельской местности). Для решения данной проблемы необходимо выявление и распространение позитивного опыта организации профильного обучения в условиях сельской местности.
Одной из сельских школ, где введение профильного обучения осуществляется успешно, является Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2. Педагогический коллектив данного образовательного учреждения с 2003 года организует профильное обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников - обучение в малых группах и по индивидуальным учебным планам (совокупности различных наборов базовых общеобразовательных, профильных предметов и элективных курсов). Профильное обучение строится как система обучения всех, а не только одаренных или интеллектуально развитых школьников. Поэтому школа создает такую систему обучения на третьей ступени, в которой у всех учеников есть право выбора индивидуальной траектории обучения и сохраняется возможность для изменения сделанного выбора.
Для фиксации результатов наблюдений за ходом эксперимента по ведущим направлениям организации профильного обучения в школе ведется Дневник эксперимента, работа с которым позволяет:
- выяснять особенности формирования у учащихся тех или иных общеучебных умений и компетентностей, необходимых для их дальнейшей социализации после школы;
- выявлять положительные результаты экспериментальной работы;
- анализировать неудачи и корректировать действия педагогического коллектива для дальнейшей работы по развитию индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
- правильно организовать подготовку школьников к поступлению в вузы, ссузы.
Приступая к введению системы профильного обучения, администрация школы проводит анализ результатов работы психологической службы школы, которая систематически проводит диагностику образовательных интересов (в 7-м классе), учебных возможностей (в 8-м классе) и профессиональных намерений учащихся (в 9-м классе). В 9-х классах организуется предпрофильная подготовка учащихся по всем предметным областям учебного плана. Итоги диагностики и образовательных результатов девятиклассников на этапе предпрофильной подготовки подводятся написанием в марте «пробных» заявлений учащихся с указанием выбора дальнейшего профиля (с углубленным или расширенным изучением тех или иных предметов).
Практика показывает, что, несмотря на активную подготовительную работу, процедура выбора профиля для многих учащихся очень непроста. Поэтому написанием таких заявлением не ограничивается работа с учащимися 9-х классов. Здесь важную роль играет всё: консультации для родителей, индивидуальная работа с каждым ребенком, системная информационная работа, работа классных руководителей по профессиональной ориентации учащихся. На этом этапе учащимся и их родителям предлагается выстроить индивидуальную модель реализации образовательного заказа на профильное обучение, которая предполагает выстраивание профиля с выбора будущей профессии (или специальности) и определением соответствующих образовательных программ (см. рис.1).
Рис. 1. Индивидуальная модель реализации образовательного заказа на профильное обучение
В конце июня учащиеся пишут окончательные заявления о форме и содержании учебного процесса на третьей ступени обучения. Эти заявления и становятся своеобразным «отправным пунктом» для формирования индивидуальных образовательных траекторий каждого учащихся, включающей несколько уровней:
1) предметы учебного плана – базового и профильного уровней, которые выбрал учащийся;
2) элективные курсы – программы школьного компонента учебного плана, определяющие обновление содержания на старшей ступени обучения, которые также выбирает учащийся.
Для более полного удовлетворения образовательных запросов родителей и учащихся при организации профильного обучения используются возможности системы дополнительного образования детей. Для этого на базе школы совместно с районным Домом детского творчества был организован интеллектуальный клуб «Сова», в рамках которого и организуются занятия элективных курсов для учащихся профильных классов.
В рамках этого клуба в школе с 2002 года работает научное общество учащихся (НОУ); именно в нем ученики проводят свои первые исследования. Координатором всей проектно-исследовательской деятельности учащихся в школе является Совет НОУ, который утверждает в начале учебного года темы исследовательских работ учащихся, создает экспертный совет (проводит экспертизу представленных работ и дает рекомендации для участия в школьных ученических чтениях в рамках открытого заседания НОУ). При работе клуба реализуется идея привлечения к проектно-исследовательской работе младших школьников. Ведь именно такая деятельность уже на этапе начальной школы выявляет интересы и творческие возможности учащихся, ярко раскрывающие индивидуальность ребенка. Поддержка и развитие этой индивидуальности на этапе основной школы в контексте системы дополнительного образования до 8 класса и предпрофильной подготовки в 9 классе должны стать мощным фактором успешной адаптации учащихся в условиях обучения по индивидуальным образовательным траекториям на старшей ступени.
Организация профильного обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий предполагает, что каждый ученик самостоятельно определяет интересующий его набор учебных предметов из числа предлагаемых школой, в том числе их нетрадиционное сочетание. В этой ситуации перед педагогическим коллективом стоят серьезные и трудоемкие задачи по эффективной организации учебно-воспитательного процесса на старшей ступени общеобразовательной школы. При такой организации учебного процесса каждый ученик является членом нескольких учебных коллективов, имеющих различные составы. Классно-урочная система полностью заменяется предметно-групповой. Это находит отражение в журналах и в расписании уроков в 10-х классах.
Основная организационная проблема при введении системы профильного обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий - формирование учебных групп и составление расписания занятий. При этом необходима разработка режима работы учащихся профильных групп в целом, предусматривающая все особенности образовательного процесса: расписание уроков первой половины дня, организацию динамического часа, свободного доступа к информации всемирной сети (Интернет-время), элективных курсов, формы занятий, деление на группы. С учетом всего перечисленного каждый ученик составляет свой индивидуальный режим, примерный вариант которого представлен ниже(см. рис.2).
Режим дня учащегося _____ класса ________________________________________(ФИО)
(_________________________________________________профиль)
Понедельник
Время
|
Содержание
|
Примечания
|
7.00.
|
Подъем
|
|
7.00.-7.10.
|
Личная гигиена
|
|
7.10.-7.30.
|
Завтрак
|
|
7.35.-7.40.
|
Выход из дома
|
|
8.15.-8.30.
|
Подготовка к урокам
|
|
8.30.-9.15.
|
Биология (профильн)
|
Каб.№213
|
9.15.-9.35.
|
Общешкольная рабочая линейка
|
спортзал
|
9.35.-10.20.
|
Немецкий язык (базов)
|
Каб.№110
|
10.30.-11.15.
|
Русский язык (базов)
|
Каб.№220
|
11.35.-12.20.
|
Химия (профильн)
|
Каб.№210
|
12.30.-13.15.
|
Физика (базов)
|
Каб.№207
|
13.25.-14.10.
|
Физическая культура
|
Спортзал/
спортплощадка
|
14.15.-15.00.
|
Обед
|
Школьная столовая/ дома
|
15.00.-16.45.
|
Самоподготовка / Интернет-час/ Работа в библиотеке/ ???
|
Указать – где?
|
16.45.-18.15.
|
Элективный курс «Повторим математику»
|
Каб.№204
|
19.00.19.30.
|
Ужин
|
|
19.30.-20.00.
|
Отдых
|
|
20.00.-22.00.
|
Выполнение домашнего задания
|
|
22.00.-22.30.
|
Домашние дела
|
|
22.30.
|
Отбой
|
|
На этапе практической организации образовательного процесса в системе профильного обучения происходит активная работа по совершенствованию содержания образования на третьей ступени. Наряду с разработкой учебного плана, программно-методического обеспечения, с работой по интеграции профильного и дополнительного образования, ведется работа по внедрению современных образовательных технологий в учебный процесс, по созданию системы нетрадиционных занятий по предметам профильного уровня, по разработке «Атласа технологических карт» по предметам профильного уровня и элективным курсам.
Введение профильного обучения невозможно без эффективной системы мониторинга достижений учащихся профильных групп
Диагностика учебных достижений
- Вводный контроль
- Промежуточный контроль
- Рубежный контроль
- Итоговый контроль
- Активный срез знаний (2-е полугодие)
|
Диагностика творческих достижений
- Олимпиады
- Конкурсы
- Чемпионаты
- Исследовательская работа
|
Диагностика удовлетворенности учащихся
организацией профильного обучения
|
На каждом этапе контроля освоения программ профильного уровня определяются проблемы и пути их решения. Кроме того, промежуточный контроль выявляет группу учащихся каждого профиля, показавших высокие результаты и требующих повышенного внимания со стороны педагогов для дальнейшего развития познавательной активности данных учащихся в контексте работы с одаренными детьми.
Введение профильного обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий учащихся может использоваться как один из наиболее приемлемых вариантов реализации данной инновации в сельских (в том числе и малокомплектных) школах.
Список используемой литературы
- Броневщук, С. Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе / С. Г. Броневщук. - М. : АРКТИ, 2000. - 136с.
- Броневщук, С.Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания : в помощь руководителям школ / С. Г. Броневщук. - М. : Витязь, 2004. - 207с.
- Воронина, Е. В. Профильное обучение : модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е. В. Воронина. – М. : «5 за знания». - 2006. - 256 с.
- Воронина, Ю. В. Диагностика и формирование профессиональной готовности педагогов к реализации идей профильного обучения: учебно-методическое пособие / Ю. В. Воронина. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2007. - 192с.
- Галкина, Т. И. и др. Организация профильного обучения в школе : книга современного завуча / Т. И. Галкина, Н. В.Сухенко. - Ростов н/Д. : Феникс. - 2007. - 288с.
- Голуб, Г. Б. и др. Организация профильного обучения в форме индивидуальной образовательной траектории на старшей ступени общего образования : методические рекомендации / Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, И. С. Фишман / Под ред. Е.Я. Когана. – Самара : ООО «Офорт», 2007. – 93 с.
- Моисеев, А. М. и др. Определение готовности к введению профильного обучения : регион, муниципалитет, школа : монография / А. М. Моисеев, С. С. Кравцов. – М. : Готика, 2005. - 252 с.
- Шевченко, Н. И. Дневник эксперимента по введению профильного обучения в образовательном учреждении / Н. И. Шевченко // Практика административной работы. - 2007, - №5. - С.61-63.
- Юдина, И. Г. Портфолио ученика средней школы / И. Г. Юдина. – Волгоград : Учитель. - 2007. - 223 с.
Приказ Департамента общего и профессионального образования Оренбургской области от 12.11.2004г. №01/05-528 «Об организации эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся»
О массовом введении профильного обучения можно говорить, когда не менее 70 % образовательных учреждений территории перешли на профильное обучение
|
На: Саитбаева Э.Р., Воронина Ю.В, Беккер М.А. Организация профи
С наилучшими пожеланиями, Нефедова Вера Ивановна