Автор:
Татьяна Владимировна Каргина
Место работы:
координатор Программы Intel «Обучение для будущего», директор по развитию проекта Ecowiki.ru
Детский разговор о недетских проблемах: международный сетевой проект «Наше Альтернативное Будущее-2030»
Сегодня в нашей рубрике мы хотели бы рассказать о новом сетевом проекте, посвященном теме энергетике и альтернативным источникам энергии - международном сетевом проекте «Наше Альтернативное Будущее-2030».
Его инициаторами выступили Фонд им.Генриха Белля, Международная группа "Экозащита!", которые давно и профессионально занимаются в числе прочих и анти-атомными проектами. Мы как проект Ecowiki.ru подключились со своей стороны, чтобы внести в проект интернет-инструменты и придать ему сетевой характер.
Страница проекта в сети Интернет: http://link.ecowiki.ru/nab2030
Для создания страницы проекта был выбран портал Летописи.ру, на котором уже активно работает и развивается большое сообщество учителей и школьников из разных регионов и стран.
Мы думали, каким образом можно вовлечь учителей и детей о проблемах энергетики, в частности, проблемах атомной энергетики так, чтобы этот разговор был одновременно позитивным и достаточно серьезным. И пришли к тому, что важно говорить об образе будущего, о развитии альтернативных и возобновляемых источников энергии, как дети видят себе это будущее.
Мы начали разговор с того, что ученые и сообщества во всех мире ищут альтернативные энергетические сценарии, которые бы не наносили вред планете и будущим поколениям, и создают видение на несколько десятков лет вперед. И пригласили образовательные учреждения - школы, вузы, детские и молодежные общественные организации - присоединиться к этому важному процессу. Отсюда появилось название проекта - «Наше Альтернативное Будущее-2030». Мы предложили школьным и университетским командам под руководством учителя или преподавателя принять участие в ряде активностей на выбор: провести школьный урок или университетское занятие «Энергетическое будущее-2030»; принять участие в акции «Письмо Президенту: Энергия-2030» и в конкурсе роликов «Наше альтернативное будущее-2030». А также предложить собственный проект практической акции-2011 «Энергия-2030».
Для проведения урока учителям были предложены методические материалы в разных форматах, в том числе, видео-материалы. Учителям было предложено с опорой на эти материалы разработать собственный сценарий проведения урока или занятия и в качестве конкурсных работ представить сценарии и фотографии с проведенных занятий. В рамках акции «Письмо Президенту» команда-участник проекта составляет электронное письмо-обращение к Президенту России, в котором излагают свой сценарий будущего-2030 с учетом развития альтернативных и безопасных источников энергии для России. В письме должна присутствовать как проблемная часть, так и часть, в которой предлагаются решения и видение учениками энергетического будущего России в 2030 году.
Какие инструменты веб 2.0 были использованы для организации работы по проекту:
- Участники регистрируются через гугл-форму. Список участников публикуется на странице акции с или без электронных адресов (в зависимости от того, давал ли участник согласие на публикацию этих данных):
https://spreadsheets.google.com/pub?key=0Atr5
eRAuXlIqdE9uX0Y1YkdOeFpXOVdLZm5tVGx2ZXc&output=html
На данный момент в проект зарегистрированы 127 школ-участников.
2) Также школы нанесены на гугл-карту, что позволяет видеть географию проекта:
http://tinyurl.com/4mwvpnv
Помимо российских школ из разных регионов есть школы-участницы из Казахстана, Азербайджана
3) Часть школ сделали свои страницы-визитки на вики-страницах, список визиток приведен на этой странице:
http://IP.ru/nab2030-participants
4) Создана рассылка участников проекта на гугл-групс, через нее происходит взаимодействие с участницами проекта. Адрес гугл-группы в Интернет: http://groups.google.com/group/nab2030?hl=ru
5) Участники активно присылают ссылки на готовые работы по разным номинациям либо в комментариях к блогу проекта http://nab2030.blogspot.com/, либо на адрес проекта
Работы принимаются до 1 марта, в данный момент они продолжают активно выкладываться.
Пожалуй, самым «вебдванольным» стал сценарий урока в виде блога-урока для будущих педагогов, подготовленного командой "Легион" Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, г. Самара: http://www.nab-pgsga.blogspot.com//
Цель блога: привлечь внимание будущих педагогов к экологическим проблемам и показать основные направления и технологии просветительской деятельности учителя (в частности, использования сервисов Web 2.0) для формирования экологической культуры школьников.
В целом, создание собственных сценариев уроков и их проведение стало самым популярным конкурсом судя по количеству присланных работ, возможно, потому что это наиболее соотносится с профессиональной сферой: http://tinyurl.com/2030uroki
Знакомясь с работами конкурса «Письмо Президенту», организаторы проекта видят, что школьные команды всерьез увлеклись темой и углубились в ее изучение.
Ниже приведены несколько отрывков из некоторых работ, которые уже были поданы на конкурс:
Отрывки из Письма Президенту команда «Энергия», МОУ «СОШ №2 г. Нариманов»
Астраханская область:
« Россия — вполне самодостаточная страна и по природным ресурсам не испытывает никакой зависимости от других государств. Однако при использовании топливно-энергетических ресурсов 50% безвозвратно теряется, существует угроза экологической катастрофы в местах их добычи. Поэтому ученые, инженеры, а может быть, даже студенты и школьники должны заниматься разработкой альтернативных источников энергии, задуматься над тем, каким образом человечеству научиться жить без нефти и газа. Хочется отметить опыт некоторых городов: в Стокгольме 83% домов получают тепло, а 50% автобусов – топливо, из источников, альтернативных углеводородам, во Фрайбурге за последние 10-15 лет доля атомной энергии в потреблении снизилась с 60% до 30%. Американские и новозеландские ученые изобрели устройство, при помощи которого из солнца, воды, углекислого газа и редкоземельного металла церия получили новый вид топлива. В России активно развивается производство древесных пеллет из щепы, на которых работает уже более 100 предприятий. Нужна разветвлённая сеть ТЭС и котельных на биотопливе, поддерживаемых государством. Необходимо законодательное и финансовое стимулирование биоэнергетики. Мы верим в наше альтернативное будущее! Будущее выбираем сами!».
Читать письмо целиком: http://30nar-s2journal.blogspot.com/2011/02/blog-post_21.html
Команда "Молния" МОУ "СОШ р.п. Озинки" Озинского района Саратовской области: “Для нас, как для жителей Саратовской области, эта проблема важна еще и потому, что в городе Балаково есть АЭС, которая является одной из крупнейших в России. В ее истории не обошлось без трагических страниц: это и крупная авария 1985 года, и аварийное отключение энергоблока в 2004 году. В атомных электростанциях используют природные радиоактивные элементы. Эти вещества в любом виде выделяют губительные для всего живого лучи – радиацию. Даже после использования радиоактивные отходы приносят вред, вызывая онкологические заболевания у людей. А сколько таких станций по всему миру! В России первая крупная авария произошла в 1957 году в Челябинской области на комбинате «Маяк». В нашей памяти и в памяти других людей еще свежи воспоминания о страданиях и горе людей после Чернобыльской аварии. Мы не хотим, чтобы это повторилось…».
Читать письмо целиком: http://www.openclass.ru/forums/203785
Команда «МиГ» школы №2 п .Сенной Вольского района Саратовской области: “Мы много работали, изучая причины экологического загрязнения природы. Мы поняли, что многие причины связаны с прошлым нашей страны, когда на территории нашей области и нашего района создавались химические и ядерные могильники. Но и современные условия приносят не меньше вреда окружающей среде. Выхлопные газы, котельные, до сих пор работающие на мазуте, частые пожары, зачастую не стихийные, а спланированные, и еще многие другие факторы. Мы считаем, что нужны новые энергетические источники. По нашему мнению, будущее нашей энергетики - вода и водород. Наше государство самое богатое водными ресурсами. Почему же это богатство нельзя направить на благо человека, а не во вред ему?! Ведь рано или поздно не станет ни нефти, ни газа. А запасы водных ресурсов поистине неисчерпаемы! Мы мечтаем, чтобы мы жили в согласии с природой: чтобы в небе щебетали птицы, а не завывали свирепые вихри, чтобы реки и моря не восставали и не разрушали все вокруг, а верой и правдой служили людям, чтобы солнце ласково светило, а не испепеляло все живое. И чтобы наша Земля всегда оставалась голубой планетой, а не превратилась в безжизненную, холодную звезду!».
Читать письмо полностью: http://volsk-sennoi2.edusite.ru/p72aa1.html
Ряд команд предложило проекты практических акций, связанных с темой альтернативной энергетики, которые они готовы провести весной 2011 года. Лучшие акции будут поддержаны мини-грантами в 5000 рублей на их проведение.
В интересной графической форме представлен проект практической акции командой "Легион" Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, г. Самара.
http://letopisi.ru/index.php/
%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9D%D0%90%D0%91_%D0%B0%D0
%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4
%D1%8B_%D0%9B%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD.jpg
К поддержке проекта привлечены партнеры, которые обеспечивают призы для участников:
"Проект Земля в России и в других странах СНГ" и ООО "ARIVERA".
2 конкурсных ролика:
- Видеоролик команды "Экологический спецназ", МОУ "СОШ №2 г.Нариманов" Астраханской области
http://www.youtube.com/watch?v=q5TWybDK2as&feature=player_embedded#at=30 -
- Ролик - команды "Апельсин" МОУ СОШ №8 г.Ирбит Свердловской области (руководитель команды - Крылова Е.А., автор фильма - Осинцева Ирина, Сивкова Маргарита)
http://www.youtube.com/watch?v=0VbnFoHGrx8&feature=player_embedded#at=43
|