Автор:
Шипунова Ольга Александровна
Место работы:
Педагог-психолог МОУ «СОШ №1» г. Чернушка Пермского края
Формирование личностных качеств у одаренных детей через участие в научно-исследовательской работе по психологии и использование ЭОР
«Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». Так звучит одна из самых известных в мире цитат об учителе британского премьер-министра У. Черчилля. Безусловно, это касается каждого ученика. Но особый, глубинный смысл она приобретает, когда мы говорим о талантливых или одаренных детях. Поэтому могу с уверенностью сказать, что именно в этих детях достойное будущее России.
Одаренные дети отличаются креативностью, быстрым усвоением учебного материала и хорошей памятью, интеллектуальным любопытством и стремлением к знаниям. Своей одной из главных задач считаю показать ребенку, что он обладает такими качествами и создать условия для их развития, повышения внутренней мотивации для совершенствования этих качеств.
Одним из главных видов деятельности, позволяющим решать данные задачи, в моей работе является научно-исследовательская работа школьников. Научно-исследовательская работа требует от учащегося длительной и планомерной работы над поставленными задачами, включая работу со специальной литературой и Интернет ресурсами в сочетании с глубоким творческим поиском. Именно эта работа развивает качества, которые понадобятся зрелому человеку. Уверена, так максимально реализуется концепция развивающего обучения.
Организация и развитие научно-исследовательской работы школьников требует применения современных информационных компьютерных технологий. Ежегодно учащимися создаются презентации, в которых дети кратко отражают суть своей исследовательской работы, данные презентации полезны и для проведения классных часов.
Научно-исследовательской работой по психологии в школе занимаюсь 6 лет. Для работы над исследованием от учащихся требуется заинтересованность, систематичность в работе, выступления о полученных результатах, участие в разнообразных научно-практических конференциях и творческих конкурсах. В конце учебного года по итогам работы учащиеся поощряются.
Большое значение имеет создание практического продукта деятельности - проекта, доклада, презентации.
Подготовленные мной учащиеся принимают участие, в традиционной школьной конференции занимая призовые места:
- «Влияние курса профориентации на профессиональное самоопределение старшеклассников» Кисёлев Евгений 9 класс - 3 место 2007 год
- «Представление о цвете у людей разных возрастных групп» Игошева Диана и Кульмашева Алена 7 класс - 2 место 2008 год
- «Психологический взгляд на проблему подросткового суицида» Савинцев Максим 11 класс - 3 место 2008 год
- «Выявление основных факторов, способствующих приобщению к наркотикам» Чистяков Костя - 3 место 2009 год
- «Роль эмоций в жизни человека» Снигирев Леонид 5 класс - 1 место 2010 год
- «Темперамент человека» Теленков Артем 5 класс - 2 место 2010 год.
Лучшие работы направляются для участия в городской (муниципальной) психологической конференции:
- «Развитие памяти младшего школьника» Гарейшина Дина 10 класс - 3 место 2005 год
- «Агрессия и агрессивность в подростковом возрасте» Орлова Ольга 11 класс - 1 место 2006 год
- «Взаимосвязь темперамента и профессии» - 3 место 2008 год
- «Особенности готической культуры» - 2 место 2009 год
- «Проблема 21 века: несовершеннолетнее материнство» - Алексеева Оксана учащаяся 9 класс - 2 место 2010 год
В краевой научно-практической конференции участвовала Алексеева Оксана, 9 класс, с темой «Проблема 21 века: несовершеннолетнее материнство» - 3 место 2010 год.
Исследовательские работы чаще всего включают в себя теоретическую часть и практическую (предполагает доказать или опровергнуть поставленную гипотезу, проведение диагностики, сравнительный анализ). Начиная совместную с учеником работу, я следую следующим требованиям:
- тема должна быть интересной и ребенку, и руководителю работы;
- наличие необходимой литературы;
- тема должна быть актуальной и иметь практическую значимость;
- тема должна соответствовать возрастным особенностям детей.
Как руководитель, я должна постоянно развиваться, чтоб помогать учащимся с выбором тематики и постановкой темы и направлять учащегося в его работе. Чтобы добиться высоких результатов учащихся мной планомерно развиваются следующие их личностные качества: терпение, самообладание, ораторские способности, уверенность в себе, умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельность, вести дискуссию.
В заключение мне хотелось бы отметить, что только четко организованная, постоянная, планомерная и систематическая работа с талантливыми учащимися позволяет действительно раскрыть их творческий потенциал, а также создать условия для формирования личностных качеств.
|