Место работы:
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ№1»
Использование возможностей компьютера на уроках русского языка и литературы, как средство повышения качества образования
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Вопрос, как использовать возможности компьютера на уроках, стал для нас, учителей словесности, одним из главных за последние годы. Главные цели в преподавании наших предметов — это развитие творческой, духовной личности, проблема подготовки ученика как языковой личности. Они предполагают работу с текстом, художественным словом, книгой. Поэтому возникли вопросы о целесообразности использования ИКТ на уроках, в какой степени компьютер может помочь учителю и на каких этапах урока, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. Применяя компьютерные технологии на уроках, мы научились требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет повысить интенсивность и индивидуальность процесса преподавания, значительно повысить КПД современного урока, увеличить объем коммуникативных упражнений.
Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Они предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.
Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Я работаю по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов,
- работа с программами MS Office (Word, Power Point,)
- работа с ресурсами Интернет,
- создание электронного пособия в конструкторе сайтов.
В своей работе я использую готовые программные продукты (ЦОР к УМК Бабайцевой, Электронные энциклопедические словари, «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала и электронные пособия, разработанные мной для уроков литературы и курсов по выбору.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:
- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
- увеличивает объем использования наглядности на уроке;
- экономит время учителя при подготовке к уроку.
Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к ряду положительных эффектов:
- обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
- психологически облегчает процесс усвоения;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор учащихся;
- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке. Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию.
Применение ИКТ на уроках литературы помогает добиться следующих результатов:
- создание учителем и учащимися базы, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей XIX и XX веков;
- увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ по русскому языку и литературе;
- повышает качество обучения;
- усиливает интерес к изучению предмета;
- позволяет рационально распределять время урока;
- помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока-наблюдения, урока-семинара, урока-практикума, урока-виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.
Применение компьютерных технологий позволяет мне:
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры;
- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- идти в ногу со временем.
На уроках русского языка мы используем электронный учебник по программе «Русский язык. Базовый курс», который позволяет учителю создать для каждого ученика ситуацию «мозгового штурма» (использование тестов-тренажеров разных уровней сложности). Тренажер содержит задания нескольких уровней сложности, что позволяет организовать дифференцированную работу по решению тестов. В ситуации «мозгового штурма» проводится актуализация изученного материала, его повторение и закрепление. Учитель диагностирует уровень ЗУН учащихся по определенной теме или определенным разделам. Электронные учебники по русскому языку Кирилла и Мефодия и дополнение к УМК Бабайцевой тоже дают учителю возможность работать с учениками в дифференцированной форме, а ребёнку почувствовать себя в атмосфере экзамена, причём результаты его деятельности будут оценены компьютером. Ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой. Слабый ученик может повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.
У нас, педагогов, возникает потребность в создании собственных электронных пособий по русскому языку и литературе, так как это позволяет подбирать и систематизировать наглядный и учебный материал в соответствии с программой по предмету («Я иду на урок литературы. 6 класс») или выстраивать работу с материалом, и в частности с текстом, по усмотрению учителя (пособие для курса «Тексты разных жанров»), а это очень экономит время при подготовке к занятиям.
Итак, использование компьютера на уроках русского языка и литературы в работе с текстом помогает конкретизировать и актуализировать предмет речи, у учащихся появляется интерес, внимание и уважение к слову, что способствует восхождению от грамотности к речемыслительной культуре и духовности личности.
Информация Всемирной сети – находка для учителей словесности. Там есть сайты, помогающие освоить современную методику преподавания предмета, быстро и качественно подготовиться к уроку. Это доступ к разнообразным видео- и аудиоматериалам, интересные компьютерные программы…Учителю-словеснику необходимо иметь современные справочные материалы (тесты, редкие учебные пособия, энциклопедии, словари), и это есть в Интернете! Деятельность учителя состоит в тщательном отборе материала, в создании ссылок для учащихся, в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учеников на важных вопросах по теме, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики делают пометы, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. Использование Интернета способствует формированию и развитию способности учащихся к сбору, анализу и представлению полученной информации. Формируется иной тип учебной рациональности, дающей возможность усваивать большой учебный материал в короткое время. На уроках ребята учатся создавать тематические презентации с использованием таблиц, схем, алгоритмов действий, составляют тесты, дидактический материал. Заметно возрос интерес учащихся к выполнению заданий с помощью компьютера.
Таким образом, подобная деятельность повышает интерес к предмету и, как следствие, благодаря этому повышается качество образования.
|