Автор:
Бушуева Людмила Геннадьевна
Место работы:
МОУ СОШ №9 г.Ноябрьска, ЯНАО Должность: учитель физики
Как показывает практика, оснащение производства современной техникой может и не приводить к реально ощутимым положительным результатам. Возможность хранения в памяти компьютеров информационных ресурсов еще не означает, что они будут найдены и использованы. Таким образом, в настоящее время проблема формирования информационной культуры личности является действительно актуальной. Причем как для учащихся, так и для педагогов. В статье проведена попытка показать, что использование информационных инструментов на уроках физики приводит к формированию «информационной» личности, которая способна работать с информацией при помощи ИК технологий, личности, обладающей информационной компетентностью.
Формирование информационной компетентности на уроках физики
Компетентность информационная - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. И как следствие активное использование этих способностей для успешной подготовки учащихся в одной или нескольких образовательных областях.
Сегодня существует противоречие между постоянно возрастающим объемом предметной информации и отсутствием оптимальных способов ее использования для создания целостной естественно - научной картины мира. Поэтому к одной из главных задач в преподавании школьной физики, я вижу задачу формирования «информационной» личности. Личности, владеющей информационной компетентностью, а, следовательно, обладающая такими качествами как информационная грамотность, информационный стиль мышления, информационное поведение, информационное мировоззрение.
Предлагаю следующие критерии информационной компетентности, выраженные через качества «информационной» личности на основе комплекса знаний и умений в области информационных технологий.
1. Информационно – грамотный (ИГ) школьник должен:
- уметь пользоваться автоматизированными информационными системами;
- владеть основами алгоритмизации: принципами построения алгоритмов, базовыми структурами алгоритмов;
- уметь, используя различные источники, найти информацию, отобрать нужную, проанализировать и рационально использовать ее в своей деятельности для достижения конкретно поставленной цели;
- уметь рационально использовать, сохранять информационные ресурсы; знать уровень доступности данных ресурсов .
2. Ученик, который обладает информационным стилем мышления (ИСМ), должен:
- уметь осуществлять постановку задач;
- уметь строить информационные модели изучаемых процессов и явлений;
- уметь анализировать информационные модели с помощью информационных инструментов;
- уметь упорядочивать, систематизировать, структурировать данные и знания, знать способы представления данных;
- уметь интерпретировать полученные результаты;
- уметь принимать решения о применении того или иного программного обеспечения;
- уметь предвидеть последствия принимаемых решений и делать соответствующие выводы;
- уметь использовать для анализа изучаемых процессов и явлений базы данных, системы искусственного интеллекта и другие современные информационные технологии .
3. Информационное поведение (ИП) учащегося связано:
- с умением организовать поиск необходимой информации;
- с умением работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям;
- с умением общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики.
4. Информационное мировоззрение (ИМ) учащегося это:
- знание законов функционирования информации в обществе;
- понимание сущности происходящих информационных преобразований;
- понимание своего места и своих задач в формирующемся информационном обществе.
Формирование вышеперечисленных качеств «информационной» личности возможно только через продуктивную учебную деятельность, ориентированную на использование в процессе обучения системы исследовательского инструментария.
Физика всегда была одной из сложных школьных дисциплин. Организация уроков физики через основную деятельность учащихся (предметное содержание) с опорой на вспомогательную деятельность (знания и навыки в области информационно – коммуникационных технологий) с использованием информационных инструментов, позволяет учителю не передавать знания «учитель-ученик», а вовлекать школьников в учебный исследовательский процесс.
Большая советская энциклопедия так трактует исследование – это процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Процесс изучения школьного курса физики – исследовательский процесс, включает в себя постановку задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного предметного содержания, формулировку исходных гипотез, теоретический анализ гипотез, планирование и организацию эксперимента, проведение эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, проверку исходных гипотез на основе полученных фактов, окончательную формулировку новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. Исследовательская учебная деятельность невозможна без средств, выступающих в роли инструментария в проведении исследования.
Инструмент - приспособление, употребляющееся для облегчения труда, орудие для работы, диапазон таких устройств широк: от простых механизмов до сложнейших технических приспособлений. К инструментам относят также виртуальные инструменты, или виртуальные приборы — компьютерные программы, исполняющие функции сложных приборов с помощью компьютера и подключённого к нему относительно несложного оборудования.
К исследовательским инструментам, использование которых ведет к формированию информационной компетентности можно отнести:
- компьютерные программы;
- компьютерные сети, в том числе Интернет;
- электронная почта и электронная конференцсвязь;
- интерактивные среды, использующие анимацию, звук и музыку.
Практика показывает, что владение именно этими инструментами позволяет оценивать деловые (информационные) качества современного образованного человека. Быстро подготовить необходимый документ и оформить его надлежащим образом; составить качественный отчет, основанный на математических расчетах и выкладках, снабдив при этом его наглядными графиками и иллюстрациями; обработать текущую деловую информацию и занести ее в базу данных; связаться через компьютерную сеть и быстро получить оперативные данные из информационно-справочной системы, обладающей мощной структурой в виде гипертекста и гиперграфики; разослать и принять сообщения по электронной почте; умело использовать в современных интерактивных операционных системах компьютера различные прикладные программы; эффективно пользоваться цифровым видео для оперативного обмена информацией и общения с коллегами и партнерами; активно использовать возможности анимации, звука и музыки в своих разработках, проектах и отчетах – этими умениями и навыками должен обладать человек сегодняшней действительности.
Практические примеры формирования информационной компетенции на различных этапах урока – исследования.
Этапы урока |
Информация
|
Форма
|
Исследовательские инструменты
|
Практическое использование (фрагмент)
|
Мотивация
|
Принятие, восприятие
|
Звук, речь, художественный, научный, учебный текст, рисунок, схема, чертёж, график, слайд, видеофрагмент, знаки, числа, опорный конспект, тест.
|
Средства коммуникации, компьютер, проектор, интерактивная доска, экспериментальное оборудование кабинета физики, модели и макеты, программные продукты: электронные плакаты, виртуальные лабораторные работы, модели
|
На этапе вхождения в урок:
-найти ошибку в видеофрагменте мультфильма, художественного, научного, учебного фильмов (киноляпы), в предложенном тексте (загадка, сказка, статья журнала, газеты); заполни пустующую колонку таблицы, схемы; добавь недостающий элемент на схеме, чертеже;
- ответьте на вопросы: почему мерзнет нос; мы шумим, а музыка звучит, очки запотевают, а окна в доме нет; звук огибает препятствие, а свет не всегда и т. д.
|
Целеполагание (проблема)
|
Поиск, сбор
|
Формулировка проблемы: почему, как, для чего, что делать:
- комиссия по приемке научных фактов.
|
Исследование (гипотеза)
|
Формализация
|
Высказывание предложений, предположений:
- предложите способы поймать тень, объяснить гидравлический парадокс, линейную или обратную зависимость между физическими величинами, способы повышения КПД, варианты использования альтернативных источников энергии и т.д.
|
Обмен информацией
|
Объяснение, копирование, распространение, передача, измерение
|
Поиск истины, диалоговый режим - объяснение ученого материала в режиме диалога – учитель – ученик - интерактивная среда;
- использование методов учебного познания с использованием инструментария ИКТ для восприятия физического содержания через:
- объяснение учителя, демонстрационный эксперимент, фронтальные лабораторные работы, подборку качественных вопросов, решение задач;
- предложите, соберите схему опыта, подтверждающего теорию;
- доказательства существования и использования изучаемых явлений, закономерностей в природе, быту, производстве, технике.
|
Обобщение
|
Обработка, запоминание
|
Формулирование выводов:
-озвучьте предложенный видеофрагмент, выразите всё зависимости физических величин формулы, разверните информацию графика до словесного описания, составьте портрет изучаемого явления,
- составь вопросы будущего физического диктанта;
- ты - автор учебника физики, составь своё содержание изучаемого материала;
- дополни конспект учителя, используя источники дополнительной информации.
|
Рефлексия
|
Преобразование
|
- Свернуть информацию (можно в тетради), полученную на уроке в синквейн, логическую цепочку, 10 ключевых слов (предложений), в баннер, план ответа, вопросник, тест, опорный конспект;
- выделить цветом на слайде ИД значимую информацию (основное изученное понятие, явление, закон, постулат, формулу, зависимость и т.д.)
|
Применение
|
Использование, хранение
|
Используя предложенные и найденные источники информации (учебник, таблица, видеоряд, справочники, словари, программные средства, видеофрагменты, Интернет),
- создать модель молекулы, составить её описание, аргументировать, чем этот образец предпочтительнее;
- изготовить дома модель молекулы, сфотографировать её и подготовить презентацию своей работы, например, для участия в фотовыставке «Такие разные молекулы»;
- используя материал об оптических приборах (источники информации), подготовьте мини – проект выставки «Линзы служат человеку»;
- сконструировать лыжи для папы – охотника, болотоход для нефтяников и газовиков, (изменение давления);
- составить резюме для поступления на работу, если вы – будущий теплотехник, эколог, радиоинженер, офтальмолог, инженер – строитель, и т.д. с использованием «физики» данных профессий (ДВС, тепловые машины, деформация, принципы радио, средства связи и т. д.)
|
Например: 7 класс - тема «Воздухоплавание».
На этапе мотивации и формулирования темы – предлагаю фрагмент мультфильма о Винни – пухе. Задаю вопрос: возможен ли полет?
Рассуждаем, выдвигаем гипотезы. На этапе исследования предполагаем: либо увеличить количество шаров, либо уменьшить размеры медвежонка. Проверяем практическими расчетами.
На этапе обобщения предлагаю творческое задание: озвучить видеофрагмент.
На этапе рефлексии ученики создают синквейны. Например: Паклина Катя, 7а класс.
Шар
Воздушный, красивый
Взлетает, плывет, опускается
Летит от нас в голубую даль
Мечта.
Или еще, Мошненко Таня, 7 б класс:
Воздухоплавание
Огромный, парящий
Летит, балансирует, передвигается
Мне сверху видно все
Полет.
А один ученик 7 класса Маткаримов Сардор вместо синквейна сочинил стих:
Воздухоплаванье большое
Поднимет в воздух самолет
И дирижабль, и вертолет,
И будет весел наш полет.
Ведь человек давно мечтал
По небу раз хоть полетать.
И вот, сбылась его мечта,
Он стал летать опять-опять.
Летаем в отпуск, по работе,
Поплавать и поотдыхать,
Воздухоплаванье родное
Поможет всем нам помечтать.
Так же ученики обязательно выполняют домашнее задание по расчету и запуску полета на воздушном шаре своей мягкой игрушки.
В своей работе я использую готовые мультимидийные продукты, которых сегодня на отечественном рынке огромный выбор, («Электронные уроки и тесты физика», «Живая физика» , 1С: Репетитор. Физика 1.5 CD Учебный комплекс по школьному курсу, Открытый урок. Фестиваль педагогических идей, Репетитор по физике Кирилла и Мефодия «Подготовка к ЕГЭ. Физика», «Открытая Физика 2.6 часть I и часть II» (сетевая), «Курс Физики XXI века. Полный курс») в следующих вариантах:
- при объяснении нового материала: подбор текстового и графического материала по теме урока; создание учебно - дидактической презентации; создание наглядного раздаточного материала;
- при закреплении, применение мультимедийных материалов: объяснение опытов, моделирование физических процессов, явлений;
- при организации контроля усвоения пройденного материала: разработка контрольных и самостоятельных работ; тестовых заданий; опорных конспектов.
- в дополнительном образовании – это организация проектной деятельности учащихся; повторение материала, решение задач при подготовке к экзаменам; подготовка материалов для проведения школьных конкурсов и олимпиад.
- во внеклассной работе - подготовка творческих проектов в рамках научного общества школьников «Эврика».
Не нужно изобретать велосипед, надо суметь найти в море информации то, что необходимо тебе: интересные данные, яркие презентации и интерактивные модели. Все уже создано и открыто, только бери нужное, критически преобразовывай и творчески используй.
Формирование информационной компетентности на уроках физики с использованием ИКТ помогает поддерживать в классе атмосферу оживленного общения и вызывает дискуссии, выводит процесс обучения за рамки урока – в подготовку творческих проектов в рамках внеклассной работы, дополнительного образования, личного общения с педагогом в сети Интернет.
Федеральный государственный образовательный стандарт – глоссарий http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=791
Кочеулова А.С. Самостоятельная работа студента как фактор формирования информационной личности. http://www.acis.vis.ru/9/1_7/kotheulova.htm - проекты и конференции.
http://www.ssu.samara.ru/~infcult/ilr.html - Информационная грамотность - стандарты США, Перевод по закупленному в США видеофильму Серых Л.А., Самарское отделение Института "Открытое общество"
Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии: Учеб. пособие для 7 - 11 кл. по курсу "Информатика и вычислительная техника". - М.:АБФ, 1997.
http://slovari.yandex.ru/ книги/БСЭ/научное исследование
Методическое пособие для компьютерной образовательно-развивающей системы «THE» Авторы: Владимир Рыжов,Алексей Корниенко Москва 1997 http://sci.informika.ru/text/inftech/edu/the/11.html
|