Автор:
Галиева Екатерина Викторовна
Место работы:
учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №1» г.Чернушка Пермского края
Потенциал ЭОР и ЦОР как опора в построении и реализации индивидуальной траектории развития личности учащегося
Сегодня так часто звучат в речи ставшие уже привычными аббревиатуры ЭОР и ЦОР. Для кого-то использование их в практике преподавания и воспитания - личная потребность, для кого-то - выполнение требования администрации, веяний модернизации образования и т.д. Тем не менее, как показывает опыт, полноценное внедрение цифровых образовательных ресурсов с их встраиванием в учебный процесс позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, объективно оценивать качество обученности по предмету и результаты образовательной деятельности вообще. И как результат - делать свои открытия.
Что сегодня требуется от педагога, воспитателя? Создать условия для раскрытия индивидуальных способностей ребёнка. Траектория развития образования показывает, что в арсенале учителя есть огромное количество способов реализации этой задачи. В том числе с использованием электронных и цифровых образовательных ресурсов, которые являются важнейшей составляющей всех направлений деятельности современного учителя, способствуют оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Рассмотрим, как это выглядит на практике.
Организуя такие мероприятия, как школьный этап конкурса презентаций на английском языке, мы формируем у учащихся умение собирать, систематизировать, обрабатывать и представлять информацию. В ходе подготовки к участию в дистанционных интеллектуальных марафонах, конкурсах сочинений и творческих работ учим ребят находить в море изобилия соответствующие их профилю конкурсы. При выходе на конкурсы презентаций, видео- и фотоматериалов помогаем освоить умение создавать собственный электронный продукт. При подготовке к научно-исследовательской конференции и Сретенским чтениям подсказываем, как правильно презентовать результат научного труда. Во время проведения внеклассных мероприятий с использование ЦОР стараемся создать в памяти яркий зрительный и слуховой образ для усиления воспитательного эффекта мероприятия. Реализуя программы дополнительного образования, направленные на формирование духовно-нравственных качеств личности, привлекаем ребят к совместной друг с другом и педагогом деятельности по созданию общего продукта труда (сайта, презентации, видеоролика и т.д.), учим работать в коллективе. И так далее.
И результат есть: за последние 3 года значительно поднялся уровень мероприятий, в которых принимают участие наши обучающиеся, возросло и количество призовых мест детей в различных творческих и интеллектуальных конкурсах, организованных с привлечением ИКТ. В число таковых можно включить*:
- Международный литературный конкурс сочинений «Лицо России»: приняли участие 2 человека;
- Второй дистанционный краевой конкурс литературно-художественного творчества детей «Доброе слово» в 2010г.: 1м. – Ельшина Ксения, рук. Галиева Е.В.; 3м. – Алексеева Оксана, рук. Ижгузина В.Е.; сертификаты участников получили 24 человека;
- Второй интеллектуальный чемпионат среди ОУ Приволжского федерального округа «Кубок Поволжья-2010»: приняли участие почти все классные коллективы, организовав команды по 14 человек, рук. Турыгина Н.А.;
- Летняя краевая сетевая площадка «Школьная Эллада», рук. Голдобин С.Е.: 2009г. – диплом победителя номинации интеллектуальной олимпиады команды МОУ «СОШ №1» «СКиФы» и 16 сертификатов участников членам команды, 2010г. – 2 место в общем зачёте и 16 сертификатов участников;
- Краевой конкурс «Интернет-парад «Моя победа» в 2010г. – участие приняли Игошева Диана и Алексеева Оксана, рук. Адиятуллина О.Н.;
- Районный конкурс презентаций на английском языке в 2009 и 2010гг. – только призовые места у Сабуровой Вероники, Рясиной Ксении, Зваеревой Светланы, Кичигиной Людмилы, рук. Альбова Т.И.
Призовые места и участие детей в различных конкурсах – это не самоцель, а лишь ступенька, этап индивидуальной траектории развития личности учащегося, показатель того, что на этом пути мы не стоим, а активно ищем новые формы для реализации потенциала обучающихся. Кроме того, это и точка роста для самого учителя. Так, дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции - условия успешной социализации выпускников.
* Это лишь малая толика из общей копилки достижений педагогов и учащихся. За опытом – милости просим в гости.
|