Автор:
Бондаренко Елена Анатольевна
Место работы:
к.пед.н., зав. лабораторией медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО
Медиаобразование как основа для формирования культуры личности в информационном обществе и средство защиты детей от влияния негативного контента
В настоящее время мы наблюдаем картину формирования новых условий жизни и деятельности человека в постиндустриальном обществе. Наши отношения начинает регулировать открытое информационное пространство, где важными факторами становятся информационные «перегрузки» личности, существование разнонаправленных коммуникативных потоков, которые симультанно (одновременно) могут формировать противоположные качества личности. С любой точки зрения культура личности – основа благополучного общества. В настоящее время культура личности – это не только умение ориентироваться в мире, воспринимать чужие ценности, понимать других, наследовать великие открытия человечества в самых разных областях, но и возможность реализовывать себя в новой информационной среде. Этот этап развития общества и определяет необходимость поиска новых видов культуры, которые становились бы эффективной основой развития личности. Формирование информационной культуры личности становится насущной необходимостью времен постиндустриального общества.
Что же такое информационная культура? С нашей точки зрения, это и традиционная культура, и умение применить ее ценности в новой информационной среде, и технологический компонент – умение самому создавать продукты новой информационной среды [не подпадающие под категорию информационной диверсии или информационного терроризма]. Таким образом, современный ребенок, помимо обычной области воспитания – формирования мира ценностей, этнокультурной идентификации и т.п., нуждается и в новом типе отношений с развитой информационной средой. Здесь кардинально меняется роль школы и роль учителя. Но, в отличие от распространяемой все шире точки зрения, что учитель становится только тьютором, а ученик должен сам познавать окружающий его мир, мы считаем, что здесь должен возникать равноценный трехсторонний диалог учителя, ученика и средств массовой коммуникации.
Именно это и является основой медиаобразования – развития личности средствами и на материале массовых коммуникаций. Таким образом, медиаобразование становится основой формирования нового типа культуры личности. Оно способствует и сохранению традиционных форм образования и воспитания, и их адаптации к новой информационной среде, и поиска новых возможностей реализации себя в стремительно меняющемся мире. Медиаобразование занимается тремя проблемами: познание мира в различных формах (через искусство, науку, любые информационные источники, в т.ч. и через Интернет), понимание и интерпретация информации (развитие критического мышления), освоение новых форм представления информации (создание новых сообщений).
Медиамир чрезвычайно сильно влияет на нас. Уже зафиксированы случаи возникновения зависимости детей от различных видов «информационных наркотиков», в том числе и ТВ-зависимость, Интернет-зависимость. Мы много говорим о растущей на глазах проблеме информационной безопасности. Однако главная проблема не в том, чтобы фильтровать контент или искать способы безопасного программного обеспечения. Начинать надо с самого ребенка. Помогая ему осознать, что такое мир информации, чему в нем можно доверять и чего следует избегать, формируя критическое мышление, создавая возможность для формирования информационной культуры личности, мы и получаем подлинного гражданина будущего мира.
Медиаобразование – это не педагогическая технология. Это способ мышления, это своеобразная идеология педагогической деятельности. Это равноправие ребенка и взрослого по отношению к информации, позиция активного творца медиамира вместо пассивного приятия всех чужих идей. Одинаково важны все три направления формирования информационной культуры. На практике медиаобразование становится основой для изменения своего отношения к миру, постоянного анализа всего, что нас окружает.
Добавим, что практический спектр медиаобразования необычайно широк. Это все учебные курсы, которые включают в себя восприятие образной информации (кинопедагогика, включая киноклубы, историю кино и телевидения, основы экранной культуры, компьютерную анимацию, дизайн мультимедиа продукции), использование материалов СМИ на уроках (интегрированное медиаобразование), обучение созданию медиатекстов (ученические проекты, сайты, блоги, разработка собственных средств обучения). Вот список программ медиаобразования, подготовленных в лаборатории медиаобразования ИСМО РАО:
- для 5-6 классов - Программа для школьной радиостудии;
- для 7-8 классов - Программа по детской журналистике (для школьной газеты, альманаха или др. печатного издания);
- для 8-9 классов - Программа кружка видеолюбителей;
- для 9-10 классов - Программы "Детская телевизионная журналистика"; «Дискуссионный киноклуб», «Компьютерная анимация: герой и сюжет»; «От кино до компьютера: экранная культура»;
- для 10-11 классов – Программы «История кино и телевидения», «Современная реклама», «Основы экранной культуры», «Основы медиакультуры» и др.
- курсы интеграции медиаобразования в школьные учебные предметы (физика, химия, биология, география, математика, история, литература, мировая художественная культура).
Только пропуская информацию медиамира через собственное восприятие, делая его частью собственного опыта, активно действуя на основе этого опыта, мы можем говорить об информационной культуре личности и о пути достижения информационной безопасности в современном мире.
Для медиаобразования нет возрастных рамок или формальных границ. Оно начинается в детском саду и может продолжаться до конца жизни. Упуская возможности формирования информационной культуры в том возрасте, когда человек наиболее активно формирует механизмы взаимодействия с миром информации, мы создаем почву для различных манипуляций сознанием и создаем почву для информационного терроризма.
Приведем конкретный пример. В прошлом году в совокупности с традиционными моделями патриотического воспитания юного гражданина России была предложена и сетевая модель, т.е. модель, активно использующая материалы и возможности современных сетевых сред, предназначенная для работы в едином информационном социокультурном пространстве и универсальная по области реализации.
Отметим, что ее специфика — в огромной скорости изменений в открытом информационном пространстве. Доступные сегодня базы данных завтра могут утратить свою актуальность, стать ненужными; стабильность в мире информации весьма относительна. Часто именно эта неустойчивость, динамичность системы информации в мире новых информационных технологий и привлекает молодежь и подростков. Тем важнее предложить модель воспитания, которая позволит подросткам и молодежи адаптироваться в открытом информационном пространстве, разработать стратегии информационного обмена, не противоречащие национально-культурным традициям, помочь осознать и освоить мир патриотических ценностей через собственный выбор — как источников информации, так и практической (творческой) деятельности.
Важным свойством открытой информационной среды является ее интерактивность (наличие обратной связи, фактора «свободного выбора информационной траектории»), что зачастую создает у подростков и молодежи иллюзию «объективности» информации, получаемой из различных информационных источников. Именно поэтому формирование информационной культуры, критического мышлении, умения анализировать и интерпретировать получаемую информацию — первоочередная задача в реализации данной модели. Весьма существенным является то, что данная модель, при всей своей значимости, лишь частично затрагивает собственно процесс патриотического воспитания и формирования ценностных ориентаций, который начинается задолго до «визита» в открытое информационное пространство и продолжается после него. Однако пребывание в мире «электронного общения» чрезвычайно значимо для сегодняшнего молодого поколения. И здесь одинаково важно как предоставить молодежи ту информацию, восприятие которой должно помогать процессу патриотического воспитания (на официальных сайтах, в СМИ), так и дать повод для самостоятельного мышления, проверки неточной информации, отрицания любых форм агрессии, проявления нетерпимости по отношению к людям других национальностей и т. п.
Медиаобразование в семье – одно из самых актуальных на сегодняшний день направлений. Семейное чтение, совместные просмотры, обсуждение материалов СМИ могут стать основанием для формирования информационной культуры личности. Избегая общения, не проявляя активности в оценке сообщений СМИ, из которых мы узнаем о явлениях и событиях, не вступая в информационный диалог с миром, мы заранее проигрываем той наступательной агрессии, которая присуща многим проявлениям современного медиамира. Нас во многом окружают виртуальные реальности – мы можем судить о существовании многих людей либо об их действиях только по сообщениям СМИ. Говорил ли мэр Москвы о том, что будут сносить Деловой центр? Правда ли, что в Китае за рождение второго ребенка присуждают три года тюремного заключения? Почему в казино едва не застрелили Аллу Пугачеву? Московские учителя лишатся всех надбавок к зарплате! Все комиссии ЕГЭ куплены на корню; русский язык на пятерку сдают только «культурные мигранты». Отличить правду от откровенной лжи, выделить в каждом из этих сообщений «скрытый смысл», дать оценку возможной интерпретации информации мы можем уже по этим фразам-анонсам. И тогда от всего приведенного выше останется максимум одно сообщение, истинность которого можно проверить, только заглянув в текст.
Семья и школа – все еще главные союзники в борьбе против информационного терроризма и Интернет-зависимости. И медиаобразование – именно тот способ мышления, который дает личности перспективу развития, а не вечной и непрестанной борьбы с неочевидными и неосязаемыми противниками в виртуальных мирах Интернет.
|