Автор:
Турыгина Надежда Анатольевна
Место работы:
Учитель начальных классов «СОШ №1» г. Чернушка Пермского края
Использование ИКТ для активизации познавательной деятельности младших школьников
Внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно – ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения. Их применение раскрывает широкие огромные возможности при подготовке и проведении уроков. Школьников привлекает яркая, наглядно представленная информация, а для учителя появляется возможность совместить теоретический и демонстрационный материал, дополнить учебник тестами, схемами. Главное же то, что применение ИКТ на уроках усиливает - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Наиболее часто при подготовке к урокам и мероприятиям я использую репродукции электронных энциклопедий, видеоролики, мультфильмы, клипы детских песен, караоке-мелодии, различные тесты, задания развивающего характера (логика), раздаточный материал для индивидуальной работы, и, конечно, презентации по определенной теме.
Я использую презентации в учебном процессе как на отдельных этапах урока, так и в качестве целого урока (кабинет оборудован интерактивной доской). На основе изобразительного ряда легче «включить» образное мышление, запомнить, сопоставить, способствуя целостному восприятию учебного материала. Для активизации работы учащихся я применяю занимательные формы: викторины по словарным словам, игры на устном счёте по математике, занимательные вопросы, турниры знатоков на окружающем мире и часе здоровья, тексты-тренажеры для увеличения темпа чтения, задания для развития познавательных процессов. Проецирование учебного материала на экран, сопровождение анимированными картинками – все это вызывает неподдельный интерес детей, желание работать продуктивно, повышает мотивацию к учению. За последние годы, готовясь к урокам, собрала «коллекцию» презентаций по всем предметам начальной школы (около 12 GB), тем более, что у нас оборудовано техникой 2 кабинета. Многие презентаций «собираю» сама в зависимости от качества найденного материала и поставленных передо мной целей.
Моим ребятам очень нравится смотреть фотоальбомы или слайд-шоу, которые помогают создать незабываемую атмосферу на уроках музыки, изобразительном искусстве, окружающем мире.
Прослушивание аудиодисков служит образцом правильной, выразительной речи (сборники произведений «Родная речь» 1-4 класс, сборники произведений А.С.Пушкина, Кузьмина и др.). Просмотр видео помогает составить более полное представление о мире литературных или исторических героев, об окружающем нас мире. Справочные пособия «Энциклопедия Пермского края», «Большая детская энциклопедия», «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Путешествие в Санкт-Петербург», «Государственная символика», «Царская охота» и др. помогают организовать исследовательскую и самостоятельную деятельность учащихся на уроках окружающего мира и истории, окунуться в прошлое, вызвать неподдельный интерес к изучаемому материалу. Развитию познавательной активности, расширению кругозора способствуют правильно подобранные и рекомендованные родителям компьютерные игры (полезные, познавательные игры «Живая планета», «Мир природы», «Хочу все знать», «Весёлые моторы» и др.).
Уроки окружающего мира считаются самыми интересными и сложными при подготовке к уроку. Этот предмет сложен потому, что охватывает очень большой круг вопросов. А интересен тем, что и учитель и ученик являются наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-либо загадочное, раскрыть тайны окружающего мира. Некоторые демонстрационные материалы сопровождаются дикторским комментарием, отчего сам процесс просмотра становится еще более зрелищным и познавательным. Использование компьютера повышает интерес к предмету. Многие презентации скачиваю (сохраняя авторство) на сайте http://viki.rdf.ru – мне очень нравится качество и разнообразие предлагаемого ресурса.
Компьютерные технологии предоставляют мне неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Использование презентаций-конспектов при изучении орфографических правил, опорных схем при решении задач, алгоритмов помогает при организации самостоятельной работы на уроках. Составляю большое количество карточек для «орфографических пятиминуток», устного счета, словарных диктантов (тексты с ошибками, с выбором букв, с «окошками»), проверочных работ по всем предметам и ключевым темам. Собрала «богатую» коллекцию тестов для тренировки, отработки умений и проверки знаний учащихся. Создали «Тетрадь - подсказку» по русскому языку, в которую вклеили правила по орфографии, группы словарных слов, различные памятки. Все собираю в папке «Мой класс» и по предметам и классам. С удовольствием делюсь всем с коллегами, ведь времени на подготовку материала уходит достаточно. Потом, готовясь к собранию с родителями, мне остается только проанализировать результаты с помощью таблиц и диаграмм, подвести итоги.
Ребята с 1 класса (2009-2010гг) принимают успешное и активное участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах:
- Муниципальная дистанционная викторина «Безопасная дорога» - 12 чел.
- Молодежные предметные чемпионаты «Старт», русский язык, математика (ежегодно до 15 чел.)
- Всероссийский конкурс «Эрудит 2010 - ЛЕТО» - 6 чел.
- Всероссийский конкурс «Путешествие в страну волшебных сказок» - 8 чел.
- Второй интеллектуальный чемпионат «Кубок Урала - 2010» - 6 чел.
- Всероссийский конкурс «ЭМУ – 2010», раунды «Быстрый, умный, смелый» - 14 чел. и др.
- Всероссийский конкурс «ЭМУ – 2010» конкурс «Специалистов» - 20 чел.
О моей работе в этом направлении рассказываю на муниципальных и краевых конференциях: «Использование ИКТ на уроках литературного чтения», «Использование ИКТ в начальной школе», «Организация информационного пространства школы», «Роль ИКТ в активизации познавательной деятельности младших школьников в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения» и др. Принимаю участие в мастер-классах: «Использование ИКТ в предметах гуманитарного цикла», «Развитие информационной образовательной среды урока», в семинаре по духовно-нравственному воспитанию, «Информатизация образования: новые возможности использования ИКТ в образовательном процессе». Побеждаю в конкурсах профессионального мастерства: «Уроки нравственности», конкурс школьных сайтов, программ летних оздоровительных лагерей «СКиФ», участвую во Всероссийском конкурсе «Мультимедиа урок в современной школе». Ежегодно публикую свои материалы в Internet-журналах, методических сборниках, материалах конференций (до 20 публикаций с 2008 года). Более подробно можно узнать на сайте http://malih.59311s001.edusite.ru/p26aa1.html
Все родительские собрания, классные часы, уроки здоровья провожу с моим главным помощником – компьютером. Без него я не мыслю ни подготовки к урокам, ни подготовки документации по классу и своей работе. Я глубоко убеждена в том, что грамотное использование информационных технологий для создания дидактических средств обучения на уроках в школе необходимо, так как позволяет обеспечивать качественное образование учащихся с учетом их психолого-педагогических особенностей, настроить детей на урок. Кроме этого помогает мне создать урок интересный, результативный, творческий, богатый наглядными и слуховыми пособиями, который активизирует работу учащихся на уроке и снижает физическую и эмоциональную утомляемость, что способствует сохранению здоровья детей, повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, развивает их познавательные способности и активность.
_uacct = "UA-3613185-1"; urchinTracker();
|