Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Кондратенко Е.Б. МОНИТОРИНГ как один из инструментов системы управления в школе

Автор: 
Кондратенко Елена Борисовна
Место работы: 
Зам. директора по УВР Муниципальное общеобразовательное учреждение Детчинская средняя общеобразовательная школа
Контакты: 

 

МОНИТОРИНГ как один из инструментов системы управления в школе (из опыта работы)

 

Образовательный мониторинг является как важнейшей составляющей внутришкольного контроля, так и основой для планирования этого контроля. Мониторинг – необходимый компонент (инструмент) любого эффективного управления, который направлен на комплексное динамическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения:

 

  • Образовательной среды,
  • Образовательных технологий;
  • Результатов образовательного процесса;
  • Эффективности управления ОУ.

 

Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле. Важно разграничивать сущность контроля и мониторинга: сущность контроля – оценка результата, сущность мониторинга – оценка процесса.

Органическая связь мониторинга с другими функциями управления очевидна и проявляется в том, что каждая функция управления выступает как отправная точка мониторинга, что позволяет проводить систематический анализ различных аспектов жизнедеятельности школы в целях создания оптимальных условий для функционирования и развития педагогической системы.

 

Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации разного направления: эффективности образовательного процесса, действенности внутришкольного управления, состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы, уровня развития обучающихся и состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков, качество преподавания предмета, анализ конечных результатов функционирования школы.
Мониторинг это не просто контроль или диагностика чего-либо. Мониторинг идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности.
Схематически специфику мониторинга в школе можно выразить в виде схемы:

 

 

Как видим, это замкнутая система. Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.
Информация, полученная в результате педагогического мониторинга крайне важна и полезна для образовательного учреждения, служит основанием для прогнозирования дальнейшего развития, для постановки новых ближних и дальних целей.

В связи с этим, создание системы педагогического мониторинга с целью изучения результативности образовательно-воспитательного процесса становится важнейшей задачей управленческой деятельности каждой школы, в том числе и нашей. В процессе становления системы мониторинга нами изучался опыт других школ.

Создавая мониторинг своей школы, мы постепенно формировали свое представление об образовательном мониторинге, его роли, месте в педагогической, управленческой деятельности, рассматривая его как механизм слежения и контроля за качеством образования с привлечением современных ИК-технологий (т.е.  обработка,  хранение  информации осуществляется с помощью компьютера и определенных программных средств: наиболее широко на данном этапе используются электронные таблицы Exсel, табличный процессор Word, специализированное ПО Хронограф 2.5., 3.0.).

 

Основным объектом мониторинга в ОУ является педагогическая система, которую условно можно разбить на блоки. Кроме того, в качестве объекта может выступать социум и родители.



Более подробно хочется остановиться на внутришкольном мониторинге.
Организация и проведение мониторинга регламентируется в нашей школе Положением о мониторинге качества образования в школе.


Администрации школы работает над созданием банка данных, полученных в ходе мониторинга, по многим направлениям, в частности:


1.     Уровень успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся
2.     Организация процесса обучения
(посещаемость учебных занятий, использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися и  др.)
3.     Уровень воспитанности учащихся.
4.     Уровень работы по сохранению здоровья детей.
5.     Уровень профессионального мастерства педагогов.

 

Эти данные используются педагогическим коллективом при разработке и мониторинге Программы развития школы, составлении учебного плана, постановке задач учебно-воспитательной работы.
Накопленный опыт работы школы в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.

 

Для целостного представления о качестве учебно-воспитательного процесса нами разработана Программа контрольно-диагностической деятельности, что дает возможность администрации целенаправленно осуществлять управленческую деятельность в различных видах контроля с применением методов наблюдения, изучения опыта работы педагогов, школьной документации, тестирования, анкетирования, беседы и т.д.

Кредо нашей школы - «Дать возможность каждому ребенку   развиваться в соответствии  с собственной скоростью…». Поэтому очень важным становится мониторинг, направленный на развитие личности учащихся, в частности, успешности их достижений: анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся, который  осуществляется на основе информации, обрабатываемой в целом по школе, по ступеням обучения по каждому классу в отдельности (База успеваемости, Мониторинг по предметам),  а также посещаемость учащимися учебных занятий, то есть МОНИТОРИНГ ВСЕОБУЧА. Ведется в Excel, по мере надобности результаты оформляются в виде графиков и диаграмм. Сбор информации, ее обработка и хранение осуществляется в электронном виде. Информация предоставляется классными руководителями, учителями-предметниками и другими членами образовательного процесса с помощью специальных разработанных администрацией шаблонов-матриц.

 

Мониторинг успеваемости учащихся позволяет видеть динамику (возрастание и убывание) основных показателей успешности каждого класса и принимать управленческие решения в зависимости от этой динамики: брать классы на классно-обобщающий контроль, включать необходимый контроль в план ВШК.
Мониторинг посещений учащимися учебных занятий позволяет получать актуальную информацию об учащихся, допускающих пропуски занятий без уважительной причины. Данный контроль осуществляется нами ежемесячно с опорой на информацию, предоставляемую классными руководителями в виде специального шаблона-матрицы. Актуализация банка данных по данному направлению осуществляется 1 раз в четверть. В зону внимания попадают учащиеся, пропустившие 3 и более дня без уважительной причины. Выясняются причины пропусков, принимаются управленческие решения, направленные на предотвращение этих причин (информирование и беседы с родителями, учеником и пр., в зависимости от каждого конкретного случая).  Если в следующей четверти пропуски повторяются, информация об учащемся заносится в банк данных и ученик попадает в категорию «Склонного к пропускам занятий». В результате такого мониторинга за последние несколько лет в школе отсутствует отсев учащихся, школа работает без неуспевающих учащихся.

Основная информация, связанная с успеваемостью обучающихся, аккумулируется в    карте успеваемости учащихся, с которой в дальнейшем  проводится работа на совещаниях при директоре, заседаниях методических объединений, родительских собраниях.

 

С целью выявления пробелов в знаниях учащихся, корректировки учебно-воспитательного процесса, учителя вместе с руководителями школы отслеживают закономерности обученности школьников, осуществляют совместную аналитическую деятельность, используя при этом различные способы оценки знаний учащихся. Эти исследования определяют основные вопросы для обсуждения на педагогических советах, родительских собраниях, классных часах.

 

Ежегодно, в начале каждого учебного года, мы осуществляем входной контроль качества знаний учащихся с целью определения уровня знаний обучающихся на начало учебной деятельности. Проводится он в середине сентября. На этом этапе выявляются положительные и отрицательные симптомы учебно-воспитательного процесса. Анализ результатов входного контроля дают возможность преподавателю внести необходимые коррективы в образовательный процесс.

 

Для того чтобы оценить учебные достижения учащихся в определенной предметной области и правильность выбранных методик и технологий обучения проводится  промежуточный контроль качества знаний учащихся. Итоговый контроль позволяет учителю проанализировать результаты образовательного процесса и успешность освоения учащимися программного материала на завершающемся этапе обучения.  

Результаты срезов рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре, зам. директора, ШМО.

 

При анализе учебных достижений учащихся нами уделяется большое внимание развитию ОУУН учащихся как основе для развития умения учащихся учиться.  Например, создавая в начале учебного года класс с расширенным изучением математики, мы предполагали, что это будет способствовать не только повышению качества знаний учащихся по предмету, но и развитию ОУУН. В результате был запланирован классно-обобщающий контроль этого класса и осуществлялся мониторинг развития ОУУН учащихся. 
Выявление отношения учащихся к школе позволяет нам изучить мотивацию учения, сферу познавательных интересов, уровень адаптации учащихся к школе. По результатам исследований намечается система педагогических мероприятий. Коллектив нашей школы стремится к созданию адаптивной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника.

 

Для того чтобы управленческие решения в отношении того или иного класса были наиболее эффективными, мы используем результаты психологического мониторинга классов, который представляется в виде проблемного поля  класса с регулярной (1 раз в год) актуализацией. Каждый педагог,  работающий в этом классе, знакомится с ним, получает необходимые рекомендации.

 

Принимая управленческие решения, мы, также, опираемся как на диагностику класса в целом, так ииндивидуальную диагностику учащихся: индивидуальная карта ученика.

 

Одно из приоритетных направлений работы школы – работа по созданию условий для самовыражения учащихся, проявления творчества, т.е. с одаренными и высокомотивированными учащимися. Школой накоплен достаточный опыт для того, чтобы этим опытом делиться. Поэтому на базе нашей школы работает РЦ по направлению работы с одаренными учащимися. Создан банк данных учащихся, проявляющих способности в разных сферах деятельности. Создаются условия, способствующие развитию различных способностей учащихся. В школе работает научное общество учащихся «Поиск», учащиеся принимают активное участие в различных олимпиадах и конкурсах, в том числе дистанционных. Данная информация также представлена в виде мониторинга.

 

Одним из направлений работы школы является укрепление здоровья учащихся. С целью получения целостного представления о личности школьника нами осуществляется мониторинг состояния здоровья учащихся.
Работа с педагогическими кадрами, кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса – важнейшая составляющая система управления школой.

 

Мониторинг количественного и качественного состава учителей осуществляется в специализированном ПО Хронограф 2.5. и актуализируется секретарем-делопроизводителем. По мере необходимости, нужная информация извлекается из баз данных ПО. На основе полученной информации проводится анализ педагогической деятельности и корректировка учебно-воспитательного процесса.

 

Также в нашей школе регулярно осуществляется мониторинг ИКТ-компетентности педагогов.

 

Анализ результатов обучения учащихся, так же как анализ действий учителя позволяют обеспечить свободу творчества педагога, постоянный рост профессионального мастерства, оценить с помощью диагностической информации способность учителя и учащихся к саморазвитию, а также создать необходимые для этого условия.
В частности, особую значимость для этого имеет материально-техническая база. Мониторинг материально-технического и методического обеспечения включает в себя уровень обеспеченности учащихся учебниками, оснащение учебных техническими средствами обучением учебным оборудованием, оснащение библиотеки программной, справочной и энциклопедической литературой.

 

Учащимся и педагогам школы обеспечен доступ к информационным ресурсам школы, работает медиатека, насчитывающая порядка 300 дисков, доступ в сеть Интернет.

 

Кабинеты оснащены АРМ-учителя, планируется расширение локальной школьной сети, как следствие, модернизация системы мониторинга.

 

Вся диагностическая информация достоверна и доступна всем участникам учебного процесса. В кабинете зам. директора имеются папки – накопители, где собран весь материал мониторинга.

 

Администрация школы проводит мониторинг, координирует и регулирует образовательно-воспитательный процесс и усилия учителей, обеспечивая их соответствующей информацией и создавая условия для эффективного обучения и воспитания учащихся и профессионального роста самого учителя.

 

Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Точнее сказать, мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой.

 


»  Тэги к этому документу:

Фото пользователя Анна Петровна Дойчева

На: Кондратенко Е.Б. МОНИТОРИНГ как один из инструментов системы


Интересная статья. Завтра поделюсь с коллегами.

С уважением, А.Дойчева



Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн