Место работы:
автор 18 (включая переиздания) книг и брошюр.засл. раб. культуры РСФСР, лауреат (золотая медаль и золотые часы) Международного Форума Высокие технологии ХХ1 века и, наконец, автор почти полусотни изобретений
Автор 18 (включая переиздания) книг и брошюр.засл. раб. культуры РСФСР, лауреат (золотая медаль и золотые часы) Международного Форума Высокие технологии ХХ1 века и, наконец, автор почти полусотни изобретений подготовил рукопись новой инновационной книги.
Она содержит познавательно-поучительный материал и обширную, если не сказать, уникальную фактуру.
Книга состоит из следующих частей (глав или разделов):
- КАК ХОРОШО БЫТЬ ДИЛЕТАНТОМ,
- КТО БЫЛ НИЧЕМ, ТОТ СТАНЕТ ВСЕМ,
- ЧТО, КАК И ДЛЯ ЧЕГО ИЗОБРЕТАЛ АВТОР, И ЧТО ИЗ ЭТОГО ПОЛУЧИЛОСЬ,
- ИЗОБРЕТАЕМ ВМЕСТЕ,
- САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ТВОИХ СВЕРСТНИКОВ.
Публикуем фрагменты из первой части и завершающей.
_____________________________________________________________________
ИННОВАЦИОННАЯ КНИГА С ПРИВКУСОМ МЕМУАРИЗМОВ САМОГО АВТОРА
Я ДИЛЕТАНТ! ЭТИМ ГОРЖУСЬ И ДРУГИМ СОВЕТУЮ.
Делай, как я. Не делай, как я, делай лучше, чем я.
Кажущееся противоречие этих постулатов оправдано тем, что они совместимы и равнозначны
Содержание книги, которая в твоих руках построено подобно книге Галилея «Диалог о двух важнейших системах мира». Это также беседа трех человек: ученицы физико-математического класса московского лицея № 1525 Насти Лихановой (в дальнейшем Н), аспиранта-психолога Государственного Университета Управления Станислава Эльшанского (в дальнейшем П) и изобретателя Иосифа Ильича (в дальнейшем ИИ).
Разве что, в отличие от – одного из персонажей в «Диалоге» Сельвиати, представляющего самого Галилея, в данном случае беседу ведет изобретатель под своим именем.
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Автор этой книги, известный журналист, изобретатель, заслуженный работник культуры России лауреат Международного Форума Высокие технологии ХХ1 века Иосиф Эльшанский более 40 лет пропагандирует изобретательское творчество на радио, по телевидению, в СМИ, в своих книгах, в Интернете и непосредственно в школах. Судьба сложилась так, что ему пришлось окончить три учебных заведения. По образованию он историк, агроном и… авиационный механик, , т.е. специалист во всем и ни в чем. Так же непрофиьна его полусотня изобретений зарегистрированных в СССР, в России и во многих странах мира. Не имея глубоких знаний в какой-либо конкретной области техники, он изобретает все, что, как говорится, попадет «под руку». Естественно его изобретения не отличаются «Высоким пилотажем», а, буквально, почерпнуты со страниц «школьной» физики. Однако некоторые «чудачества» отличаются непредсказуемостью и новизной на мировом уровне. Одно из них – «Плотномер Эльшанского» (изобретение СССР № 217032) запатентовано в двух десятках стран. А три завода в СССР выпустили этот прибор тиражом более 10 миллионов экземпляров.
Примечательно, что, несмотря на принципиальную новизну этого изобретения го мог бы придумать и даже изготовить действующий образец, любой старшеклассник. Или, во всяком случае, развить, улучшить, дополнить. Но, главное, наглядно убедится в том, что он для этого нужны только фантазия, воображение, наблюдательность и, что весьма полезно, внимательное (и не раз!),прочтение школьного учебника физики.
В этом - развитии инновационного мышления, умения конкретизировать его в реальных, полезных конструкциях – главная цель и задача этой книги.
Видимо, грядет новая инновационная эпоха в общем образовании. Будем надеяться, что многое в обучении школьников будет модернизировано.
Чем же, конкретно может быть полезна Ваша новая книга?
Прежде всего, раскрытием, считающейся непостижимой, тайны возникновения технической идеи, зарождения принципа и устройства конкретного изобретения. Эти примеры могут служить побудительной причиной проявления интереса к приобретению навыков инновационного мышления и придумыванию собственных оригинальных технических решений.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Психолог: Мой юный друг - читатель! Поскольку ты взял в руки эту книгу, не испугавшись необычного, шокирующего заголовка и небесспорного призыва, советую тебе, прежде, чем ты, начнешь ее читать, познакомься с любопытным эпизодом, характерным для многих самообучающихся дилетантов и, в том числе, для автора книги -- человеке странном и необычным: журналисте и изобретателе, агрономе и историке, литераторе и телеведущим и лекторе, и авиационном механике… пр. пр., кстати, моим родным дедушкой.
О специальности механика, следует сказать особо Ее можно считать наследственной. Мой прапрапрадед работал мастером-механиком на Полтавской махорочной фабрике еще в середине 19 веке, прапрапрадед работал мастером-механиком там же в конце 19века. А прапрадед по заказу нэпманов построил махорочную фабрику имени Гоголя в Миргороде в 20 годах 20 века.
Махорочную эпопею завершил мой прадед на прилукской (Украина) махорочной фабрике в 30-х годах 20 века. Мой дед также механик, но авиационный, а отец механик по автоматизации пищевых производств и изобретатель в этой области.
ИИ. – Однако, в 21 веке ты, мой любимый внук, семейную традицию нарушил, подался в психологи, и стал аспирантом известного ГУУ (Государственный университет Управления)..
П. - Что поделаешь, в семье не без урода.
Итак, середина июля. Без малого 11 часов ночи. В ясную погоду, в это время в Москве еще достаточно светло для чтения.
На балконе 12 этажа жилого дома по улице Коштоянца в Москве, сидит несколько сгорбленный 88 – летний старик. У его ног веером разложены 4 сероватых тома сочинений Аристотеля, стопка книг - "Фреймановские лекции по физике", в коричневатой обложке, и тут же ярко голубой учебник физики А.В. Перышкина для 7 класса.
Книги лежат на полу не потому, что без уважения. Просто, все остальное место на балконе, да и в комнатах занято горшками с растениями.
Вдруг с балкона раздается громкий возглас:
- Стасик, проснись. Иди сюда!
- Спросонья не сразу понимаю, в чем дело.
- Скажи, ты купался в Мертвом море?
- Купался, И что?
- Послушай, что о нем пишет Аристотель, правда, тогда еще Мертвое море так не называлось.
- Нельзя ли было отложить такую срочную информацию, хотя бы, до утра!
- Нельзя. Вдруг забуду, а мне еще кое-что у этого мудреца надо выяснить.
- Ладно, разбудил, так уж читай:
"Если [правдивы] басни, что рассказывают о таком озере в Палестине, в котором не уходят под воду, а держатся на плаву брошенные туда связанными человек или вьючное животное, то, ведь, по рассказам озеро это настолько горько и солено, что там не водится никакой рыбы. а чтобы вымыть в его воде одежду, достаточно намочить ее и стряхнуть."
- Конечно, информация забавная, тем более, что написана она за сотни лет до нашей эры. Но все же мог бы дотерпеть до утра.
- Извини, но небезынтересно, что уже в то далекое время существовал обмен информацией между странами и учеными.
Между прочим, Аристотель перечисляет соленые водоемы и ручьи в разных местах планеты. И тут же рассказывает о способах добывания соли путем испарения соленой воды на солнце или сжигания солесодержащих растений с последующим вымачиванием золы и выпариванием этого "супа".
Судя по подробностям и знанию дела, можно подумать, что, именно, изучение свойств соленой воды, в морях и океанах, главенствовало в его научных изысканиях.
Но Аристотель – это бесконечность. В его книгах содержится информация, как мы бы сейчас так сказали, о том, что было в природе раньше, о том, что есть в его время и, во многом, о том , что будет.
В кои еще веки будут открыты осмотические явления, а Аристотель уже использует полупроницаемые перегородки, и даже объясняет их принцип действия.
Вот, например, как ясно и убедительно, по-современному, описывает Аристотель один из своих опытов:
«Если слепить из воска сосуд и, заткнув его горлышко так, чтобы вода не проникла внутрь, опустить его в море, то влага, просочившаяся в сосуд сквозь восковые стенки, окажется пресной, ибо из землеподобного вещества, чья примесь создает соленость, пресная вода отделяется, словно через цедилку
Не менее интересно, что Аристотель за сотню лет до Архимеда установил, что вода обладает выталкивающей силой
Вот, как это звучит в его понимании:
"Из за своей тяжести (мы сказали бы, плотности. ИИ) соленая вода
остается внизу, а пресная и питьевая - поднимается вверх благодаря своей легкости(Меньшей плотности. ИИ). Каково, в третьем веке до нашей эры!?
Естественно, не все из трактовок Аристотеля сейчас нам понятны. Почему-то. различные твердые вещества, а также вещества, способные твердеть, Аристотель называет "землей". Несовременны его понятия об огне и холоде и многие другие. А его учение: "Природа боится пустоты" составило целую эпоху ошибочных мировоззренческих воззрений.
Но, в целом, сочинения Аристотеля - это кладезь, энциклопедия всевозможных знаний.
- Научная многосторонность Аристотеля беспредельна, и, что не менее важно для нынешнего читателя, мысли и рассуждения он излагает предельно понятно и интересно. С каким знанием и любовью Аристотель, например, обсуждает ороль мышления в жизни собаки!.
- Сколько же страниц ты успел прочитать, прежде, чем набрел на информацию о Мертвом море?
ИИ. - Не так уж много. В третьем томе всего около пятисот.
С - Ничего себе!
ИИ - Скажу откровенно, Аристотель здорово тормозит мою работу над книгой. Не могу оторваться от его мыслей. Даже когда те или иные его рассуждения в данный момент мне без надобности.
С, - Извини, но это уже беспредел. Ты должен сосредоточиться и взять себя в руки.
Какие главы у тебя запланированы?
ИИ. - Одна из них – попытка уточнить и дополнить Закон Паскаля и важнейшее его следствие об установлении равного уровня однородной жидкости в сообщающихся сосудах.
С. - Не боишься «Сесть в лужу?» Ведь за четыре сотни лет на авторитет Паскаля никто не осмелился покушаться?
Надеюсь, ты не вообразил себя «Наполеоном». Но поскольку уж решил, то дерзай. Желаю успеха.
- И так, сколько я знаю деда, он всегда при деле, с книгой в руках, за проведением опыта, причем нередко нескольких опытов одновременно или сидящим у компьютера
Между прочим, дед опубликовал около десятка книг, и никогда я не замечал, чтобы он пользовался черновыми записями. Как он сам объясняет:
«Это лишь двойная бесполезная работа. Ведь пишу я единовременно не всю книгу, а отдельные главы и сюжеты. Эти заготовки уже «обкатаны» в моих публикациях в печати, на радио, по телевидению, в Интернете и в беседах со школьниками. Поэтому, «они так крепко «сидят» в голове, что «колом их оттудова не вышибешь».
А как тебе удалось овладеть рядом профессий, создать и защитить патентами десятки оригинальных изобретений, не имея специального образования в любой их этих областей деятельности?
Ты задаешь несуразные вопросы. Можно ли, рассуждая даже теоретически,
получить образование в ряде различных специальностей? Не зря же незабвенный Козьма Прутков говорил, что «Нельзя объять необъятное». Во всей истории человечества энциклопедистов можно пересчитать по пальцам. Я, например, могу назвать только Аристотеля, Леонардо да Винчи и Михаила Ломоносова.
Мне удалось добыть только крохотную толику знаний и умений, Причем, я бы сказал, не столько по желанию или психологической потребности, а в силу складывающихся жизненных обстоятельств. И, во многом, именно, необходимость принуждала меня прилагать сверх усилия для занятий самообразованием.
В какой-то мере, я очевидец достигнутых результатов. И, полагаю, что твоя жизненная эпопея может быть интересна нашим читателям.
_____________________________________________________________________
ДА, Я ДИЛЕТАНТ, ДАЖЕ БУДУ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ДИЛЕТАНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ,
НО И ЭТИМ НЕ ВСЕ СКАЗАНО.
.. Комментарий психолога
- Куда, уж больше! Утверждение не просто странное, а странное в квадрате.
ИИ. - Ты зря утрируешь. Давай рассудим шире. Что есть дилетант? Всего - навсего, человек, занимающийся наукой, техникой, искусством или другой, как правило, полезной деятельностью любительски, без соответствующего образования, то-есть, не имеющий диплома.
Но дилетант, отнюдь, не неуч. Прежде, чем заняться серьезным делом, а на пустяки он себя тратить не будет, дилетант знакомится с самыми разными источниками информации, относящимися к предмету намеченного творческого поиска. Но обычно в ходе конкретного исполнения задуманного проявляется недостаток добытых знаний. Вот тут-то, как говорится, "хочешь не хочешь", а их надо пополнять.
В результате дилетант постепенно специализируется. Но заодно теряет свою творческую вольницу, становясь, как минимум, как бы рядовым инженером.
.–Во всем мире существует неписаное правило: сначала научись, а потом делай
- Дилетанту это противопоказано. Просто, потому, что он задуманному не обучен.
А идеи роятся в голове, возникают одна за другой, и нет от них покоя. Выход из положения один: надо сразу делать то, что задумал. Во всяком случае, начинать делать, и заодно учиься. . Причем не как школяр на "оценку" или, чиновник, чтобы не уволили. Это истинный самозабвенный труд, неутомимый поиск и усвоение знаний. Но уже конкретных, нужных сейчас, сиюминутно. И в этом непрерывном, едином процессе дела и знаний дилетант теряет свою вольницу, превращаясь, как бы, в рядового специалиста. Конечно моральные и даже физические "шишки" неминуемы. Но дилетант также неисправим, как ветер или дождь.
Задумал, и сразу делает, но заодно учиться
Также следует иметь в виду, что у дилетантизма, как у любой медали, две стороны. Помимо возможной полезности результатов непрошенного творчества, дилетант, как личность, бывает, неудобным для окружающих. А нередко становится непримиримым соперником и даже врагом специалистов.
- ?
- Представь себе ученого или инженера, который многие годы изучает, совершенствует и изобретает нечто в своей области науки или техники. Он уже достиг в этом деле определенных успехов, занял достойное место в жизни, на службе и в обществе. И вдруг какой-то чудак, свалившийся, буквально, «с улицы» предлагает неожиданное и оригинальнее решение данной проблемы. Оно может понизить значение его достижений или даже, вообще, сделать их ненужными. За что же этого непрошенного варвара привечать и любить?
В случае успеха дилетант становится ученым, изобретателем, мастером своего дела, Если же этот сложный и нелегкий марафон дилетант не выдерживает, то превращается в неудачника. Случается, теряет семью, близких, друзей, а подчас и самого себя.
Но, судя по истории науки и техники "удачников» было и есть все же больше
Как ты думаешь, кто изобрел отрывной блокнот?
– К своему стыду, признаюсь - не знаю.
– представь себе: известный журналист и писатель Марк Твен! Подобных и даже выдающихся «дилетантских» изобретений можно назвать немало.Нередко они , неожиданные, оригинальные и широко применимые.
Примеров тому немало: Тепловой двигатель впервые изобрел и построил кузнец Ньюкомен, Необычный двигатель внешнего сгорания разработал священник Роберт Стирлинг: безопасную бритву сконструировал - странствующий торговец Кинг Биллет, летательный аппарат легче воздуха (вакуумированный медный шар) впервые, в 1670 году! запустил в небо монах Франческа Лама. торговую марку, контролирующую загрузку морского судна – предложил пивовар Самуэль Плимсоль; отрывной блокнот - писатель Марк Твен, железобетон - садовник Монье, первый пароход построил - ювелир Фултон, газовый двигатель - официант Ренуар, двухтактный мотоциклетный двигатель - адвокат Кларк, термическую краску - монах Пика, люминофор (светящуюся краску) - сапожник Каскаролла, ксерографию (множительный аппарат) запатентовали педагог Жилевич и патентовед Мелори, паровой котел изобрел врач Папен, диффузионную сварку в вакууме впервые применил - студент Казаков...
Этот славный перечень можно было бы продолжить и вряд ли он когда-нибудь закончится. В нем всегда найдется свободное место. Так что, дорогой мой читатель дерзай и обрыщешь
- Интересно, как бы ты, психолог, отнесся к человеку, который своими руками (не будучи специалистом) впервые в мире соорудил центробежную машину и на ней… крутит кухонных рыжих тараканов, только что вылупившихся из яйца цыплят и другую живность. Причем, массу тараканов увеличивает в сотни раз, а массу цыплят в десятки раз! Однако, ни с кем не конкурируя и, никому не переходя дорогу.
– Опыт неожиданный и довольно странный. Конечно, счел бы изобретателя неодвкватным, или, по меньшей мере, чудаком.
ИИ.- Но В-первых, опыт вовсе не странный и не случайный, во-вторых изобретателем был провидец и инициатор освоения Космоса Эдуард Константинович Циолковский.
Вот, ЕГО-то , многие жители родной Калуги называли чудаком, и над ним потешались. Было это в начале ХХ века.
П.- Как ты узнал любопытную информацию о тараканах?
ИИ. – Очень просто: «Роясь в хронологической пыли» я набрел на статью К. Э. Циолковского в журнале «Вестник воздухоплавания за 1911 год, где он сам об этом рассказал. В будущем общепризнанный великий ученый уже тогда изучал влияние перегрузок на живые организмы. А Циолковский ведь был всего лишь рядовым школьным учителем.
Вот почему я осмелился причислить его к неформальному сонму Дилетантов.
Одним из великих дилетантов был также американский ученый – основатель кибернетики Норберт Винер.
Интересно, как бы ты, психолог, отнесся к человеку, который своими руками (не будучи специалистом) впервые в мире соорудил центробежную машину и на ней… крутит кухонных рыжих тараканов, только что вылупившихся из яйца цыплят и другую живность. Причем, массу тараканов увеличивает в сотни раз, а массу цыплят в десятки раз!
В 4 года малыш запоем читал книги из родительской библиотеки, а в 7 лет написал свой первый научный трактат по дарвинизму. Норберт никогда по-настоящему не учился в школе, но уже в 18 лет стал доктором наук в знаменитых Корнельском и Гарвардском университетах.
Блез паскаль в 13 лет написал сочинение о звуках, в 16 лет доказал «теорему Паскаля» и написал трактат о конических сечениях, а в 18 лет изобрел счетную машину — прообраз современных механических
А русский Кулибин! Самоучка - ученый и изобретатель, создавший немало оригинальных механизмов на века опередивших его время
Напомни о других примерах из детства великих.
Исаак Ньютон в юности соорудил модель ветряной мельницы, в которой поселил мышь. Чтобы поесть, ей приходилось взбираться по лестнице наверх к мешочку с зерном. При этом мышь вращала крылья мельницы
Лев Ландау в 13 лет окончил десятилетку, а в 14 лет стал студентом физико-математического и химического факультетов Но некоторым в детстве не везло.
Томаса Эдисона учитель обозвал «безмозглым тупицей», и его отчислили из школы за неспособностью к обучению.
Карл Линней учился настолько плохо, что учителя считали более полезным, обучать его не наукам, а ремеслу.
П. - Ты в своем дилетанстве, . насколько мне известно, немало преуспел. Но, надеюсь, не считаешь себя столь же великим.
ИИ. – Однако, ты шутник! Но, все равно, спасибо за добрые слова. Кстати, отпала необходимость представляться
_____________________________________________________________________
Вот уже полсотни лет автор этих строк самовольно, непрошено грубо, зримо вторгается в сознание миллионов детей и юношей своими изобретательскими идеями и конкретными действиями. Причем , вопреки общепринятым традициям наставлениям и методикам,.
И только потому, что в этом нет явных признаков нарушения общественного порядка и морали, его деятельность столь долго проходит незамеченной и безнаказанной
А суть ее в том, что автор организует и ведет беспрерывные открытые конкурсы на лучшее изобретение и конструкцию на радио (программа Ровесники – 16 лет). По телевидению (программа «Знай и умей – около 4 лет и Программа Там-там новости - 4 года, а также в виде рубрик в СМИ (в «Российской газете», в «Вечерней Москве», в «Труде», В «Правде», в «Комсомольской правде», в «Пионерской правде, в ряде журналов, а также в Интернете, в других изданиях и непосредственно в школах.
Самый длительный и результативный конкурс состоялся на страницах газеты. «Московская правда» за 7 лет 61 выпуск. ),
Не будем ссылаться на число зрителей, слушателей и читателей и участников этих конкурсных публикаций. Вероятно, их миллионы.
Коснемся только тех тысяч ребят которые стали активными участником конкурса и прислали свои, самостоятельные пусть не помпезные и не сенсационные, но скромные, неожиданные, оригинальные, и нередко инженерно зрелые, остроумные изобретательские решения.
Сошлюсь только на два – три примера.
Как- то на конкурс в «Московскую правду» из Перми пришло письмо от шестиклассника Сережи Громова. На листке бумаги, небрежно вырванном из тетради в клеточку, мальчик изобразил, не начертил, а, именно, наивно по-детски нарисовал несколько устройств. К сожалению ни в одном из рисунков я не обнаружил ни малейшего намека на что-нибудь путное. Однако один из рисунков меня, буквально, ошарашил неожиданностью и оригинальностью технической идеи и гениальной простотой конструкции. Я ее запомнил на всю оставшуюся жизнь.
Взгляните на рисунок. Не надо быть академиком или иметь семь пядей во лбу, чтобы догадаться, что это безупречное кибернетическое устройство с обратной связью – растение само автоматически управляет подачей у влаги в почву в зависимости от своей потребности в каждый данный момент! И это еще не все. Сережина «поливалка», по существу, ничто иное, как тепловой (вечный) гравитационный двигатель, питаемый энергией от внешней среды. Периодические колебания рычага нетрудно преобразовать и источник энергии для завода, скажем пружины часов.
А что Вы скажете по поводу вечного двигателя Жени Захарова из Чувашии?
Не важно, что ребенок придумал неработоспособное устройство, нарушив Закон сохранения, Первое и Второе начала термодинамики. Но зато он грамотно сконструировал редуктор-мультипликатор, повышающий скорость вращения ротора электрогенератора.
Небезынтересен эпизод с Женей Кузьминым из Казани.
Независимо от меня он придумал оригинальный практически полезный тепловой двигатель. Правда, аналогичное изобретение я разработал и защитил патентом на лет на 12 лет раньше Жени. Но он, несомненно, об этом не знал и повторил изобретение независимо. Поздравляя с творческим успехом, я ему об этом сообщил. Женя не поленился порыться (это еще надо уметь!) в фондах Казанской патентной библиотеки (она, кстати, – одна из лучших в стране), и нашел описание моего изобретения).
В ответном письме Женя с огорчением заметил: «Как жаль, что я поздно родился!»
Как видите, жив еще «Курилка». Не перевелись на Руси юные технические гении!
Это ли не счастье их находить, пробуждать творческое мышление, и получать такие письма?
Конечно, открытые, беспредметные массовые изобретательские конкурсы не единственное средство привлечения молодежи к изобретательскому творчеству.
Но пренебрегать ими не следует.
Главное. достоинство такого общедоступного творческого состязания в том. что есть возможность «достучаться» до каждого, в ком теплится хоть малейшая способность к техническому творчеству, его заметить, приветить и помочь в развитии.
Причем, не обязательно проводить это масштабно. Полезнее и результативнее будут творческие состязания между классами, между школами, или между районами.
|