Место работы:
преподаватель хореографии МОУ гимназии № 10 г. Челябинска
Основные положения методики творческих игр на уроках ритмики
Игра является «инструментом» в развитии творческих способностей детей. По-гречески слово «игра» означало «действия, свойственные детям». Современное толкование слова «игра» - «предаваться творчеству».
Процесс хореографических занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему специальных упражнений и игр, направленных на развитие физических, психомоторных и творческих способностей детей. Если игра для ребёнка - это способ существования, способ познания и освоение окружающего мира, то специальные игры на уроках ритмики - это шаг к постижению танцевального искусства, начало художественной деятельности и творчества учащихся.
Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театрализации, направлено, в первую очередь, на формирование у ребёнка готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображения и фантазия, ведь именно они являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребёнка успешно ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакций, воспитать смелость и находчивость, умение согласовать свои действия с партнёрами, активизировать мыслительный процесс в целом.
Проводя коллективные игры, необходимо создавать весёлую и непринуждённую атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на проблемах и ошибках.
Существует много разновидностей развивающих творчество игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской творческой деятельности.
Исходя из этого, можно выделить несколько типов творческих игр:
1. Ролевые игры
Ролевая игра — это способ освоения мира, освоения окружающей действительности и жизненных укладов. Главное в ней - деятельность человека и отношения людей в обществе, семье и т.д. Содержание детской ролевой игры роднит её с игрой театральной, включая ребёнка в сценическое действие. В игре предмет представляется совсем в другом качестве и свойстве: камешки-голышки превращаются в шоколадные конфеты, один ребёнок их продавец, а другой - покупатель; для Красной шапочки, идущей по лесу, верёвка на земле превращается в змею.
2. Импровизированные игры
Импровизация - средство активизации детей. Она раскрепощает, способствует развитию воображения, мышления и творческой активности. Пластическаяимпровизационная игра - это первая проба образного решения ещё до пластического этюда. В её основу кладётся законченное произведение. Основная задача участников игры - фантазирование действий в атмосфере предлагаемых обстоятельств.
3. Игры на превращение
В театре зритель верит в то, во что верит актёр. Сценическое отношение - это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить своё отношение к предмету, месту действия или партнёрами, меняя соответствующим образом своё поведение, оправдывая условное превращение.
4. Игры на действия с воображаемыми предметами
Эти игры способствуют развитию и веры в вымысел. Дети силой воображения представляют, как это происходит в жизни, и проделывают необходимые действия.
5. Игры-разминки.
Разминка - необходимый компонент начала занятий. Настройка
проводится перед началом репетиции или спектакля и рассчитана на то, чтобы разогреть, «размассировать» творчески аппарат артиста, «настроить» его и ввести в самочувствие, необходимое для начала репетиции или спектакля. «Настройка» - массовый тренинг. Он начинается с упражнений на мышечное внимание, затем соответствующими упражнениями «массируются» все элементы внутреннего и внешнего самочувствия. Лучше всего они вовлекаются в работу с помощью упражнений на память физических действий.
6. Этюды
Этюды – разыгрывание темы сюжета, без предварительной подготовки. В начале игры зачитывается текст этюда, затем дети разыгрывают ситуации.
Этюды целесообразно проводить по мере нарастающей способности главных действующих лиц разрешить ситуацию. Работая в играх-этюдах, дети активно развивают умения в области общения. эмоциональной и физической памяти.
Надо отметить, что эмоциональная память очень важна для юного артиста, ведь для создания внутреннего образа нет никакого иного материала, кроме того, который содержится в его собственном интеллектуальном и эмоциональном опыте. Поэтому, ели ребенок на собственном опыте не познал радость коллективного труда, чувство товарищества, выдержку, стойкость, и если сам на развил в себе таких качеств, как правдивость, чувство долга, высокая работоспособность, то ему неоткуда взять их, когда он находится на сцене. Впрочем, и отрицательный образ нельзя сыграть хорошо, если в сознании юного артиста нет некоего морально-этического идеала, которому он стремится подчинять и свое творчество, и жизненное поведение. Для сценического воплощения человеческих пороков, так же, как и для создания положительных образов, юному артисту необходимо обращаться к своей эмоциональной памяти, чтобы оттуда извлекать отрицательные чувства.
Таким образом, игра – это ведущая деятельность, которая не должна уходить из жизни ребенка, как младшего, так и среднего школьного возраста. Благодаря игре, процесс вхождения в учение происходит плавно и легко, потому что психологически ребенок всё ещё бессознательно принимает игру. Также важно отметить, что усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее. Ребёнок, увлеченный замыслом нового упражнения, не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, требующими перестройки и поиска решения. В игре же дети сами стремятся научиться тому, чего они ещё не умеют. Это утверждение подтверждают слова китайского мыслителя и педагога Конфуция:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я запоминаю.
То, что я делаю сам, я понимаю.
На основании музыкального репертуара «Словаря движений» (Е.В. Горшковой) и многолетнего опыта преподавания была разработана система специально составленных и подобранных творческих хореографических игр и игровых упражнений. Два раздела языка движений:
музыкальная пантомима и танцевальные движения - дополняются творческими упражнениями на образность, что определяет основные направления обучения выразительному движению и азам хореографии.
Принципиальная особенность предлагаемой методики заключается в том, что работа над выразительностью начинается не после того, как дети полностью овладеют двигательным навыком, точнее, сразу же после первого знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца. В процессе развития танцевальной выразительности дети учатся творчески, с помощью языка движений и мимики, общаться друг с другом в танце, передавать в пластике различные эмюдов позволяет перейти уже к развёрнутым и сложным танцевальным композициям, способствующим творчеству.
Сюжет в танце - это последовательность изображаемых событий, происходящих в определённой ситуации. Для него характерно: изображение внешних движений, действий и поступков персонажей, внутренние действия - развитие характеров, переживаний, взаимоотношений, конфликт, лежащий в основе, дающий импульс к развитию драматического действия.
Разнохарактерные персонажи в детском танце - это образы различных животных, растений, фантастических существ, людей разного возраста и т.п. Следовательно, чтобы дети могли исполнять сюжетные танцы, необходимо соблюдение двух условий: во-первых, они должны овладеть приёмами игрового взаимодействия; во-вторых, они должны уметь перевоплощаться в образы разных персонажей.
Образное перевоплощение в танце предполагает исполнение движений и действий какого-либо персонажа с характерными для него особенностями — пластики и мимики.
Первоначальное обучение детей приёмам образного перевоплощения проводится на материале этюдов, каждый из которых прорабатывает один и образ. Знакомство с этюдом начинается с восприятия музыки. Вслушиваясь в музыку, в её выразительные особенности, ученики пытаются определить, про кого «рассказывается» в музыкальном произведении, каков характер персонажа, каковы его движения и пластика. Затем составляется образный рассказ по этюду, далее идёт поиск и самостоятельные пробы выразительных средств заданного образа.
Следующий этап - погружение в образ (по наводящим вопросам педагога о характере и обстоятельствах действия героя, об особенностях его пластики).
Ещё один этап - прямой показ движения или отдельных его фрагментов учителем. На завершающем этапе - выразительное, эмоциональное, оригинальное исполнение этюдов детьми. Они могут выступить по очереди друг перед другом для развития навыка самооценки.
На стадии, когда разрозненные эпизоды, этюды собираются воедино, важно дать понять детям, что успех всей работы зависит от стараний каждого участника (чувство коллективизма), что неточность, невнимание, временный «выход из роли» хотя бы одного из исполнителей может непоправимо испортить общий танец.
Эта методика предусматривает обучение таким жестам как «прошу», «не надо», «иди сюда», «уходи», «плач», «ласка», «клич» (в пространство), «шептание» (на ухо) и «прислушивание», составляющим основные «блоки» обучения элементам пантомимы. Эти движения дополняют положения корпуса, некоторые изобразительные движения рук, а также жесты, выражающие согласие, несогласие, приглашение, благодарность, приветствие, агрессию и др.
Выразительность исполнения упражнения зависит также от умения использовать соответствующую мимику: менять ласковое выражение лица на испуганное, настороженное. При этом важное значение имеют образы создаваемые педагогом, ведь ему, в свою очередь, подражают дети.
При выполнении этого упражнения учащиеся допускают ряд ошибок. Одна из самых распространенных - дети не умеют фиксировать свой взгляд на партнёре, к которому обращаются с жестом, они отвлекаются на соседние пары. Кроме этого увлеченные игрой, дети не могут «выйти» из образа, награждая своего персонажа «мультяшным» голосом, мимикой. Или напротив, быстро теряют настрой, допускают неточности в исполнении движений.
Таким образом, «работа над ошибками» помогает придать движениям детей нужный характер, а также преодолеть собственное смущение и мышечную «зажатость», вызывает у учащихся прилив положительной эмоциональной активности. На наш взгляд, на этом фоне работа над развитием у учащихся соответствующей мимической выразительности проходит более эффективно.
Литература:
1. Большой толковый словарь русского языка: Ок. 60000 слов/ Под ред.Д.Н. Ушакова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004 - 468с.
2. Горшкова, Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце / Е.В. Горшкова. – М.: Дошкольное воспитание, 1991. – 150с.
3. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу/ Е.В. Горшкова. – М.: Дошкольное воспитание, 2004. – 145с.
4. Захаров, Р.В. Сочинение танца / Р.В. Захаров. – М.: Искусство, 1983.- 351с.
5. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000.- 61с.
6. Руднева, С.Е. Ритмика. Музыкальное движение / С.Е. Руднева. – М.: Искусство, 1972. – 175с.
|