Официальный сайт rnns 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Цветкова М.С. Актуальные направления комплексной программы информатизации школ

Автор: 
Цветкова Марина Серафимовна
Место работы: 
К.п.н., доцент, Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», www. Lbz.ru г. Москва

 

Актуальные направления комплексной программы информатизации школ


Программа развития школы опирается на комплексную информатизацию школ, включающую три направления:

  • ресурсное обеспечение информатизации образовательного процесса;
  • кадровое обеспечение информатизации образовательного процесса;
  • методическое обеспечение информатизации образовательного процесса.

 

1. Ресурсное обеспечение информатизации школ

Этот раздел программы информатизации образования развивается наиболее полно и давно, поскольку отражает основную тенденцию процесса информатизации – быстрое технологическое развитие и обновление компьютерной базы и программного обеспечения.
В результате полученного опыта реализации государственной программы информатизации образования и формирования в рамках нее ресурсов, закупленных в школы, в 2001-2005 годах сформирована основанная компьютерная база в школах страны: мультимеда кабинеты и/или компьютерные лаборатории/классы (по 3-15 компьютеров  в классе). При этом программа ресурсного обеспечения телекоммуникаций для школ получила практическую реализацию лишь в 2006 году.
Однако, развитие кадрового потенциала учителей и управленцев, а также расширение технологических возможностей современного компьютерного и дополнительного цифрового оборудования изменили концепцию закупки. От компьютеризации школ произошел переход к формированию единого информационного образовательного пространства школы. Выявились серьезные дефициты его оснащения – отсутствие модернизации рабочего места учителя-предметника и управленцев, отсутствие сетевой связности школ, отсутствие системных решений по обеспечению свободного доступа всех школ  к образовательным ресурсам нового поколения. Эти дефициты устранимы, однако, их устранение требует обязательного обучения педагогов новой профессиональной компетенции – целевого и системного использования ИКТ в своей профессиональной деятельности и формирование единой коллекции ЦОР в стране.
Школа на сегодня показывает потребность оснащения автоматизированными рабочими местами (АРМ) учителя, библиотекаря, методиста, управленца, администратора.
АРМ включает в себя не только собственно компьютерное рабочее место, но и дополнительное цифровое оборудование, а также специальное программное обеспечение и среду сетевого взаимодействия в сообществе, позволяющие педагогу наиболее полно реализовать профессиональные потребности в образовательном процессе.

В связи с этим можно выделить такие основные направления  раздела «Ресурсное обеспечение информатизации школ» программы информатизации общего образования:

А. Оснащение учебного процесса школы новыми ИКТ-ресурсами

  • Оснащение предметных кабинетов, кабинета учителя-психолога, библиотеки и учительской школ специализированными АРМ учителя-предметника, учителя-психолога, библиотекаря, руководителя школьного методического объединения. Для каждого АРМ предусмотреть комплектацию дополнительным цифровым оборудованием в соответствии с различными предметными областями деятельности учителя-предметника и специализированным ПО для их использования.
  • Оснащение демо-зала в региональном ИКТ-центре/Институте повышения квалификации, укомплектованным всеми видами АРМ как площадку для апробации, демонстрации и дальнейшего содействия школам во внедрении АРМ в рамках реализации в школах новых образовательных технологий на основе ИКТ.
  • Внедрение АСУ школой как информационной системы, объединяющую ресурсы управления школой, муниципальным отделом образования и органом управления образованием. Оснастить всех директоров школ АРМ директора, всех ответственных специалистов муниципального отдела образования - АРМ управленца. Внедрить в управлениях образованием специализированный кабинет для сетевого взаимодействия с муниципалитетами и директорами школ через Интернет (веб - сессии). Предусмотреть в комплектации АРМ управленца и директора соответствующее веб- оборудование, а в кабинете сетевого управления – веб-узел для совещаний.
  • Оснащение всех муниципальных методических кабинетов отделов управления образованием аналогичными веб-узлами для совещаний.
  • Для реализации системного подхода  предполагается подключить всех директоров детских садов к системе веб-управления через их присоединения к ближайшей школе как  через подключение к веб-узлу школы, так и на основе предоставления рабочего места на базе школы для участия в веб-сессиях и сетевых услугах директоров детских дошкольных учреждений.  Возможное оснащение директоров детских садов АРМ директора и оснащения детского сада веб-узлом и медиа-лекторием.
  • Учесть в расходах на трафик для школ и детских садов (подготовительная группа - прогимназия) все перечисленные отраслевые сайты в регионе - как бесплатного доступа для школьников.
  • Составить перечень специального прикладного ПО, которое сможет обслуживать цифровое оборудование, АРМ работника образования. Осуществить закупку такого ПО или лицензий на него.
  • Сформировать в региональное хранилище ЦОР и образовательных баз данных (учет образовательных учреждений и кадрового состава). Предусмотреть закупку сервера, соответствующего объемам предполагаемого хранения информации, лицензий на платформенное решение под базы данных. (Служба хранения образовательных ресурсов в регионе). Формирование спецификации и механизмов закупки медиатеки и ЦОР (как на дисках так и через подписку в Интернет). Осуществить закупку соответствующей методической литературы для работы с ЦОР и ИКТ в школе.
  • Формирование сектора образовательных и педагогических СМИ на образовательном портале. Закупка подписки на СМИ, в том числе в сети Инетрнет.
  • Подключение всех школ и муниципально-региональных ИКТ-центров к Интернет в соответствии с разработанными требования в рамках телекоммуникационных ресурсов в регионе.
  • Формирование регионального учебного канала цифрового телевидения.

Б. Оснащение воспитательного процесса школы новыми ИКТ-ресурсами

  • Сформировать и оснастить соответствующим оборудованием во всех школах секцию дополнительного образования для детей – Интернет центр досуговой и клубной воспитательной работы (с возможным размещением в библиотечном зале школы). Оснастить все муниципальные методические кабинеты отделов управления образованием сервером, способным обслуживать по сети Интернет сетевую связность всех школьных клубов по различным направлениям воспитательной и досуговой работы с детьми и семьей (в том числе сетевые родительские советы совместно с муниципальным отделом образования). Обеспечить поддержку регионального образовательного портала досуговой и клубной воспитательной работы с детьми и семьей по видам деятельности: патриотические клубы, клубы краеведения, агитбригады пропаганды экологической защиты природы, здорового образа жизни и физической культуры школьников, народного творчества и национальных традиций и языка, туристических и поисковых клубов, клубов детского творчества и их экспозиционирование в сети Интернет на специальных выставочных разделах по всем перечисленным видам деятельности регионального образовательного портала. Оснастить в РКЦ веб-лабораторию для сопровождения такого портала.
  • Оснастить в каждом муниципальном центре творчества молодежи (муниципальный центр доп. образования для детей) веб-лабораторию и осуществить Интернет-подключение для отражения сетевых экспозиций - творческих работ детей на образовательном портале (как обязательную уставную деятельность центров доп. образования)
  • Оснастить все школы компьютерной  лабораторий экспресс-диагностики здоровья школьников (в рамках оснащения кабинета биологии или кабинета ОБЖ/физической культуры или предусмотреть кабинет здоровья).
  • Оснастить все школы компьютерным местом «Интерактивный справочный экран» как справочного центра школы (в холле школы как справочное компьютерное место общественного доступа для учащихся, так и для родителей), подключать этот компьютер к порталу муниципального отдела образования, к горячей почте директора школы (сделать обязательным для всех школ раздел на школьном сайте или в локальной сети школы «Задайте вопрос директору школы»), к региональной сайт-службе профориентации школьников с выходом на сайты всех учреждений профессионального образования в регионе.

Аналогично оснастить подобным местом все о муниципальные отделы образования и ММЦ (задайте вопрос руководителю муниципального отдела образования, главному методисту муниципалитета).

2. Кадровое обеспечение информатизации образования

В рамках этого раздела программы необходимо предусмотреть разработку серии модулей для программ повышения квалификации педагогических кадров в области ИКТ. Для этого нужно учесть все перечисленные выше функции в сфере ИКТ, которые будут предоставлены на основе оснащения соответствующим компьютерным оборудованием и средствами ИКТ системы общего образования.

А. Мониторинг повышения квалификации педагогических работников на основе ИКТ-ресурсов

  • Обеспечить разработку региональной системы единой регистрации и учета слушателей системы повышения квалификации на базе различных учебных центров в регионе в том числе через Интернет как он-лайн форму, включая разнообразные он-лайн опросы учителей.
  • Обеспечить в ИПКРО разработку и поддержку сайта программ обучения с функцией предварительного заказа на курс со стороны слушателей на основе интерактивного подбора инвариантных и вариативных модулей и первичного и итогового тестирования в рамках курсовой подготовки как программный комплекс «Система обеспечения регистрации и ИКТ-тестирования слушателей, заказов на курсовую подготовку педагогических кадров». Предусмотреть в смете затрат расходы на разработку, апробацию и внедрение такой системы.
  • Обеспечивать (заложить эту деятельность в смету затрат ИКТ-центра/ИПКР или другой отобранной организации) ежегодно тестирование ИКТ-компетентности для тех педагогических кадров (учителей, управленцев, администраторов ОУ, методистов, преподавателей ИПКРО и профессионального образования), которые в данном году проходят аттестацию на разряд.

Б. Формирование содержания модулей программ повышения квалификации педагогических работников на основе ИКТ-ресурсов

1.Разработать разнообразные модули программ повышения квалификации педагогических кадров в сфере ИКТ, в том числе предусмотреть часть из них представить как дистанционные курсы обучения:

Целевая группа

Модуль обучения

Дополнительный модуль обучения

Учителя-предметники

ЦОР к предметам БУП в рамках гос. обр. стандарта
Цифровой канал учебного телевидения
Модули по работе с одаренными детьми
Модули по работе с детьми с ограниченными возможностями.

Дополнительное  цифровое оборудование и Прикладные среды обслуживания цифрового оборудования (по предметам):
математика, физика, химия, биология, физкультура и ОБЖ, МХК + ИЗО и музыка, литература и русский язык, иностранный язык, история + обществознание (право, экономика), технология + черчение, информатика

Учителя начальной школы и методисты дошкольного образования (прогимназия)

ЦОР к предметам начальной школы
Цифровой канал учебного телевидения.

Лаборатория автоматики и робототехники

Учитель – психолог

Сайты по профилю работы (социальные службы региона)
Цифровой канал учебного телевидения

Тестовые среды для работы с детьми по направлениям деятельности учителя-психолога

Зам. директоров школ  по орг. и воспитательной работе
Педагог-организатор
Педагог доп. образования.

ЦОР и сайты для педагога-организатора
Сетевые досуговые проекты и воспитательные сетевые инициативы
Цифровой канал учебного телевидения.

Центр профориентации
Информационный центр
Веб-узел.

Руководитель школьного методического объединения
Методисты муниципального методического кабинета, методисты муниципальных  методических центров.

Все ЦОР, в том числе региональные
Модули по новым образовательным технологиям с использованием ИКТ в работе учителя
Цифровой канал учебного телевидения.

Учет методических папок педагогов.

Библиотекарь школы
Методист медиатеки. муниципального методического центра.

Все ЦОР (муниципальная медиатека)
Сайты культурно-познавательного и гражданско-правового содержания, сайты библиотек и музеев
Цифровой канал учебного телевидения.

Учет библиотечных ресурсов.

Управленец муниципального отдела образования
Руководитель муниципального методического центра
Директор школы.

Сайты системы образования региона, администрации региона и муниципалитета, региональное хранилище, сайты образовательных учреждений, горячая линия «Задайте вопрос директору школы» и др.
АСУ школой
Система кадры
Школьная статистика
БД ОУ.

АСУ школой
База данных ОУ
Школьная статистика
АРМ директора
Средства организации сбора и анализа мониторинговой информации.

Педагоги информатики
Преподаватели информатики пед. колледжей, пед. институтов и пед. факультетов университетов
Преподаватели ИКТ ИПКРО.

Модули по разделам информатики и ИКТ

 

Новые прикладные программные среды
Интернет-среды и сетевое оборудование

Учителя информатики/ технологии
Преподаватели УНПО по ИКТ.

Техническое обслуживание компьютера
Техническое обслуживание компьютерной сети.

Средства периферийного оборудования.

3. Методическое обеспечение информатизации образования

Результаты информатизации должны усиливать, расширять планируемые результаты образования и развивать инновационные зоны в образовании. Информатизация должна быть катализатором развития сферы образования. От схемы «вливание» ресурсов ИКТ в школы к механизму «продвижение» школ к новым образовательным технологиям на основе ИКТ-ресурсов. Новые образовательные технологии включают:

  • новый образовательный стандарт, новый базисный учебный план, новые УМК (учебно-методические комплекты);
  • новые механизмы финансирования образовательного процесса, обновление механизмов подбора и привлечения в школу кадров (штатное расписание);
  • формирование концепций социальной направленности в программах развития школ – школа здоровья, школа полного дня, профильная школа, экстернат, семейная школа, УВК и др.;
  • новые формы обучения на основе технического оснащения школ (компьютеризация и интернетизация школ) и новых компетенций педагогов и управленцев в свете указанных изменений;
  • новые регламенты работы школы, развивающие классно-урочную систему и предлагающие альтернативные подходы в организации учебного процесса, особенно на основе активного формирования информационно-насыщенной среды образовательного учреждения и политики формирования единого информационного образовательного пространства.

Цифровые зоны развития школы, которые требуют методического обеспечения, следующие:

  • цифровая поддержка школьной библиотеки и отраслевых цифровых образовательных ресурсов;
  • медиа-поддержка воспитательной работы в школе;
  • информатизация досуговой и внеурочной деятельности в школе;
  • дистанционные формы работы школ, педагогов и учащихся;
  • автоматизация управленческой деятельности.

А. Методическое обеспечение реализации программы комплексной информатизации школ

  • Формирование Ассоциаций школ новых образовательных технологий – как муниципально- региональных методических площадок экспертизы и апробации учебных материалов, передачи передового опыта и площадок педагогической практики студентов педагогического образования.
  • Формирование муниципально- региональных  Ассоциаций педагогов предметников. Создание и поддержка их сетевого представительства на базе муниципальных методических центров отделов образования. Формирование механизмов и процедур экспертных работ учителей в рамках внедрения новых образовательных технологий и новых учебных материалов на основе деятельности ассоциаций педагогов-предметников.
  • Создание системы взаимодействия на основе использования ИКТ: дошкольное образование – школа – зоны информатизации дошкольного образования. Формирование удаленных УВК на основе Интернет-связности школ – детских садов и центров детского творчества.
  • Формирование социально-культурного сегмента информатизации школы: региональное хранилище «Родной край» – как реализация школьного курса «Краеведение» регионального компонента БУП. Разработка и реализация ежегодно конкурсных процедур грантовой поддержки творческих проектных групп учителей и учащихся, и школам под цифровые экспозиции краеведческих школьных музеев. ММЦ – центры консолидации педагогических инициатив по краеведению, привлечение побудителей к работе в ММЦ для распространения победивших проектов во все школы региона.
  • Формирование комплексного муниципально-регионального методического объединения учителей физической культуры, ОБЖ и учителей-психологов для реализации программы в каждой школе: «Физическая культура и здоровье школьника».
  •  Программа гражданского воспитания: формирование механизмов организации работы муниципальных центров по доступу к правовой информации, сетевой поддержки клубов ветеранов, пропаганды здорового образа жизни, взаимодействия в сети Интернет школьных семейных клубов.
  • Разработка механизмов и содержания тестирования на ИКТ компетентность и ИКТ грамотность. Пользовательская ИКТ грамотность населения (доступность цифровых технологий для всех как социальная программа для семьи). Педагогическая ИКТ компетентность в работе учителя как зона профессионального развития педагога. Программа поддержки населения по ИКТ грамотности, центры подготовки граждан в области ИКТ.
  •  Реализация дистанционной поддержки профильного обучения: школа-вуз, школа – заочная школа, школа – центры дополнительного образования школьников. Программа муниципального экстерната профильного обучения.
  • Формирование регионального Интернет-центра как методического  хранилища и консультационно-методического центра по работе с одаренными детьми (олимпиадному движению) и как центр координации проведения регионального этапа Всероссийских олимпиад школьников по всем предметам с базой данных школьников и наставников с он-лайн регистрацией. Муниципальные методические кабинеты отделов образования как центры Интернет-туров и проведения Всероссийских олимпиад по всем предметам.
  • Формирование и обновление содержания регионального хранилища ЦОР и зеркала всех федеральных ресурсов. Формирование муниципальных центров- узлов доступа, обслуживания и доставки ЦОР в школы.
  • Формирование  регионального центра профориентации с обеспечением горячей линии и доступа ко всем приемным комиссиям в регионе (ПТУ, СУЗ, ВУЗ)
  • Методика работы региональных и муниципальных узлов веб-сессий для управленцев и учителей с Минобразованием региона. Формирование сетевого сообщества директоров школ региона.
  • Программа сертификации педагогов и технических специалистов в системе образования в области ИКТ. ВУЗы региона  как центры сертификации в области ИКТ. Формирование на базе муниципальных центров отделов тренинга и  подготовки к сертификации педагогов и технических работников, а также отделов по техническому обслуживанию школ.
  • Программа развития методик Интернет-поддержки детей с ограниченными возможностями. Формирование на базе муниципальных центров отделов психологической поддержки и социальной реабилитации детей-инвалидов с использованием Интерент-технологий.
  • Муниципальная программа работы с родительской общественностью школ муниципалитета. Создание Сетевого совета родителей и совета директоров.
  • Муниципальная программа организации социальной реабилитации детей с дивиантным поведением. Сетевое взаимодействие с комнатами милиции и социальными педагогами школ. Сетевая ассоциация родителей и социальных педагогов по профилактике правонарушений и воспитанию гражданского повиновения и толерантности у подростков.
  • Регионально-муниципальная программа организации сетевой поддержки досуговой и клубной воспитательной работы школ с детьми и семьей по видам деятельности: патриотические клубы, клубы краеведения, агит-бригады пропаганды экологической защиты природы, здорового образа жизни и физической культуры школьников, народного творчества и национальных традиций и языка, туристических и поисковых клубов, клубов детского творчества и их экспозиционирование в сети Интернет на специальных выставочных разделах по всем перечисленным видам деятельности регионального образовательного портала.

 

Б. Мониторинг реализации программы комплексной информатизации школ

  • Программа мониторинга информатизации школ в муниципалитетах. Развитие функций регионального ИКТ- центра в части мониторинга программ информатизации образования, программ развития школ на основе ИКТ- ресурсов, внедрения в школы новых образовательных технологий и оценки качества образования.
  • Перспективное планирование программ развития школ и муниципальных программ информатизации образования на основе анализа результатов мониторинга.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн