Автор:
Якушина Екатерина Викторовна
Место работы:
К.п.н, старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования ИСМО РАО http://медиа-школа.рф/
Дистанционная эко-школа. Лаборатория медиаобразования - партнер проекта
Центр современных образовательных технологий объявляет о старте образовательного проекта "Дистанционная эко-школа".
Проект "Дистанционная эко-школа" создан для удовлетворения образовательных потребностей учащихся в дополнительном образовании экологической направленности средствами дистанционных образовательных технологий.
Лаборатория Медиаобразования ИСМО РАО выступает в качестве партнера проекта.
Трактовка термина «медиаобразование» сформулирована заведующей лабораторией ТСО и медиаобразования ИОСО РАО Л.С. Зазнобиной. Она гласит: медиаобразование – это образование, ориентированное на приобретение учащимися знаний о коммуникациях и средствах массовой информации, использование средств коммуникации для приобретения различных знаний и творческого самовыражения, развитие критического мышления, умение правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность.
С одной стороны можно выделить технические задачи медиаобразования (изучение технического устройства и формирование практических умений использования данной аппаратуры, в том числе и для создания собственных медиатекстов). Но в настоящее время нельзя ограничиваться преподаванием детям устройства технических средств. Необходима работа непосредственно с информацией, получаемой с их помощью. Медиаобразование в школе должно служить созданию у школьников системы интерпретации и организации информации, помочь достичь реальной независимости от масс-медиа, сделать их активными участниками коммуникативных процессов в современном обществе.
Тем не менее, нельзя недооценивать важность изучения принципов и законов, по которым создаются сообщения масс-медиа, как и с какой целью они распространяются, что при этом происходит с информацией.
Суть медиаобразования – изучение сообщений средств массовой информации. Но необходимо помнить, что масс-медиа не отражают, а репрезентируют действительность. Поэтому и возникает явление «параллельной школы» - учащиеся впитывают ту информацию, которую получают по каналам СМИ, не вникая в ее достоверность, надежность и т.д. Следовательно, одной из задач медиаобразования должно стать обучение «извлечению смыслов» из символического представления окружающего мира и процессов, протекающих в нем. Это будет возможным в том случае, если учащиеся будут понимать, по каким законам «живет» информация в масс-медиа.
Исходя из этих соображений, можно дать следующее определение прикладного медиаобразования. Медиаобразование — это совместная деятельность обучающего и обучаемого по формированию у последнего умения вычерпывать смыслы из медиатекстов и создавать собственные смыслы новых медиатекстов на основе полученных знаний. При таком понимании медиаобразования средства массовой информации становятся одновременно и объектом изучения, и средством обучения.
Для того чтобы в действительности воспитать людей нового поколения, научить их творить, быть независимыми, необходимо развивать склонности учащихся к наблюдению и анализу действительности.
Основная цель дистанционной эко-школы в медиаобразовательном аспекте - сформировать творчески активную позицию личности.
Задачи:
- Научить передавать свои впечатления в словесной (рецензии, отзывы, эссе) или невербальной форме (карикатура, фотография, видеосюжет и т.д.);
- Сформировать комплексный подход к проблемам поиска и использования информации, общей информационной культуры
- Научить обеспечивать индивидуальную информационную защиту и правильно организовать информационно-коммуникативный процесс.
Сравнительный анализ целей и задач экологического образования и медиаобразования дает возможность выделить те умения, которые можно формировать и развивать в процессе изучения школьниками основ экологии. В современных условиях важнейшими целями обучения становятся:
- формирование у школьников сознания, интегрирующего и вместе с тем дифференцирующего естественнонаучное, гуманитарное и тривиально-бытовое знание,
- включение в контекст школьного экологического образования внешкольной информации;
- обучение работе с информационными потоками;
- развитие критического мышления школьников.
Учтем, что многими информационными умениями учащиеся уже должны обладать к тому моменту, когда они впервые начинают изучать основы экологии, и выделим из общего списка то, что соответствует данному направлению:
- поиск информации, зафиксированной на традиционных носителях и с помощью средств новых информационных технологий (оглавления и указатели в книгах, библиотечные каталоги, средства поиска информации в компьютерных сетях и т.д.);
- извлечение смыслов из полученной информации, их интерпретация и критический анализ;
- создание новых смыслов и их представление в форме информационных сообщений, адекватной задачам и условиям коммуникации.
В результате у учащихся будут формироваться следующие медиаобразовательные умения:
- умения находить информацию в различных источниках;
- систематизировать ее по заданным признакам;
- включать информацию в систему формируемых в школе знаний, использование этих знаний при восприятии и критическом осмыслении информации;
- умения интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования;
- визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;
- умения четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника;
- принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
- воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них;
- устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
- вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума»;
- самостоятельно трансформировать, представлять информацию (в Сети, в печатном издании, в презентации); видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др.
С точки зрения медиаобразования очень ценно в данном случае умение детей работать с полученной информацией — вычленять главное в информационных сообщениях, находить дополнительную информацию в различных источниках, систематизировать подобранную информацию по заданным признакам, трансформировать информацию, наконец, создавать свои собственные информационные сообщения.
Самые лучшие информационные сообения проекта будут опубликованы в специальной новой рубрике журнала Интернет и образование (Вопросы Интернет образования) - Эко-образование.
|