Официальный сайт physbook 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Машкарина О.В. Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Мир детства в лирике Агнии Львовны Барто»

Автор: 
Машкарина Ольга Вадимовна
Место работы: 
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 10 г. Челябинска

 

Методическая разработка урока литературного чтения  в 4 классе по теме «Мир детства в лирике Агнии Львовны Барто»

 

Возраст учащихся: 9 – 10 лет

 

Тема:  Мир детства в лирике Агнии Львовны Барто

 

Цели урока:

  • На основе прочитанных текстов Агнии Львовны Барто определить, почему стихотворения, написанные поэтессой много лет назад, до сих пор любимы и читаемы детьми всех возрастов.
  • Выявить особенности поэтического слога детской писательницы Агнии Львовны Барто.
  • Совершенствование учащимися навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базового в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности.
  • Развитие у учащихся художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова.
  • Воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств.
  • Совершенствования навыка работы методом проектов.

 

Слово учителя
Ребята! Сегодня наш урок посвящён творчеству поэтессы, о которой по праву можно сказать «детский народный поэт»! Тема урока: «Мир детства в лирике Агнии Львовны Барто», потому что творческое наследие поэтессы – это целый мир удивительного времени в жизни человека – детства.
Кому из вас не знакомы строки:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу…
Кто не засыпал в детстве, слушая стишок про бычка:
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок…
А «Наша Таня…»?  А стихотворение про зайку, брошенного под дождём хозяйкой? Конечно, эти строки Агнии Львовны Барто знакомы всем без исключения, и мы уже не можем представить себе, как же могли расти без этих замечательных стихотворений дети в далёком прошлом.

 

Опрос по пройденному материалу
- А кто же стоял у истоков детской литературы? Назовите, пожалуйста, авторов, которые писали для детей во времена Древней Руси, в VII – XIX веках.
- Чему учили юных читателей в своих произведениях Владимир Мономах, справщик Савватий, Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Андрей Болотов, Николай Новиков, Александр Шишков?
- В каких жанрах создавались эти произведения?
- Как вы думаете, а могут ли писатели научить нас уму – разуму, если будут создавать свои произведения в юмористических жанрах?
-  Что такое юмор в литературном произведении? На чём он строится?
-  Верно. Основной приём создания смешного – несоответствие.
- Назовите, пожалуйста, авторов, которые писали для детей шуточные стихотворения.
- Правильно. Это любимые вами Самуил Маршак, Сергей Михалков, Генрих Сапгир, Юнна Мориц и другие авторы.
- Как мы назовём стихотворения, в которых последовательно происходят какие – либо события и в которых передаются чувства, настроение?
- Да. Это сюжетные стихотворения.
Я думаю, что полученных вами знаний хватит для нашей исследовательской работы.  Какой, спросите вы? А вот какой!
Сегодня мы с вами проведём исследование и выясним:

  • почему стихотворения Агнии Львовны Барто, написанные ею много лет назад, до сих пор любимы и читаем детьми всех возрастов;
  • в чём особенность поэтического слога этой талантливейшей писательницы.

Для этого вы познакомитесь с биографией Агнии Львовны Барто, посмотрите презентацию, выполненную вашей одноклассницей Катей, прослушаете выразительное чтение стихотворений, в исполнении учеников класса и ответите на поставленные учителем вопросы.
Итак, юные исследователи! Сосредоточьтесь и внимательно слушайте!

 

Сообщение учащегося о жизненном и творческом пути АЛ.Барто Презентация с использованием ИКТ
Агния Львовна Барто (1906-1981)

Агния Львовна Барто родилась 4 февраля 1906 года в Москве в семье ветеринарного врача. В детстве у нее было много увлечений. Она занималась музыкой, закончила хореографическое училище. Однажды после выпускных экзаменов на одном из вечеров она впервые прочитала свое собственное стихотворение, которое услышал нарком просвещения А.В. Луначарский. Стихотворение ему понравилось и он, словно предугадав судьбу будущей поэтессы, сказал, что девушка будет писать веселые стихи для детей. Эта встреча навсегда осталась самым ярким впечатлением для Агнии Львовны.

Для развития литературных способностей у Барто много сделал ее отец Лев Николаевич Волов. Он сам очень любил поэзию, знал наизусть почти все басни Крылова, но главное, постоянно дарил дочери книги.

В 1925 году Барто уже начала печатать свои стихотворения. Вышли в свет "Девочка-ревушка" и "Девочка чумазая", затем "Китайчонок Ван Ли" и "Мишка-воришка". Агния Львовна своим творчество обращалась к самым маленьким читателям (от четырех до восьми лет). Их и читателями-то назвать нельзя. Скорее, они были благодарными слушателями, которым эти стихи очень нравились и прекрасно запоминались.
В следующие годы Барто выпустила сборники "Братишки" (1928 г.) и "Мальчик наоборот" (1934 г.) Поэзия Барто всегда отличалась вниманием к миру ребенка, к его воображению и мышлению. Большую роль в ее творчестве сыграли другие детские пистаели - К.И. Чуковский и С.Я. Маршак, которые помогали ей советами и следили за ее творчеством.

В 1937 году Барто побывала в Испании, и с тех пор в ее творчестве стала присутствовать новая для нее тема - патриотическая. В эти же годы она начала писать сценарии для детских фильмов, которые с успехом прошли по экранам кинотеатров (телевидения тогда еще не было). Мы и сейчас с удовольствием смотрим замечательный фильм "Подкидыш" о маленькой девочке, которая одна вышла на улицу и "потерялась". Барто так построила сценарий, что сумела через призму встреч девочки с разными людьми показать их жизнь, характеры и мировоззрение. Некоторые эпизоды фильма проникнуты необыкновенным лиризмом, некоторые - сатирой и юмором. Успеху фильма во многом способствовали такие комедийные актрисы, как Фаина Раневская и Рина Зеленая, которые снимались и в других фильмах, снятых по сценариям А.Л. Барто ("Слон и веревочка", "Алеша Птицын вырабатывает характер", "Десять тысяч мальчиков").

С началом войны Барто несколько раз пыталась попасть на фронт, но ее муж, инженер-энергерик, был направлен в Свердловск. Обратно в Москву Барто попала в 1942 году и тогда была отправлена в качестве корреспондента "Комсомольской правды" на Западный фронт. В это время она печатала в газетах свои патриотические стихи, статьи и очерки

В шестидесятые годы Барто, кроме детских стихов, создала несколько юмористических и сатирических произведений, которые были опубликованы в книгах "Кого считать счастливым?" (1962 г.) и "Что с ним такое?" В шестидесятые годы Барто, кроме детских стихов, создала несколько юмористических и сатирических произведений, которые были опубликованы в книгах "Кого считать счастливым?" (1962 г.) и "Что с ним такое?" Именно здесь родилась ее поэма "Звенигород". Эти годы были самыми продуктивными в жизни поэтессы. Она начала вести радиопередачу "Найти человека". С ее помощью многие люди, потерявшим своих близких во время Великой Отечественной войны, сумели найти их или узнать об их судьбе. Работая на радио, Барто услышала множество рассказов простых людей о том, какой след в их жизни оставила война, и на основе рассказов написала книгу "Найти человека", которая была опубликована в 1968 году.
1972 год принес ей Ленинскую премию. В это же время Барто стала членом международной ассоциации детских писателей и лауреатом медали

Андерсена, она много ездила по стране, проводя конкурс детского рисунка.
Умерла Агния Львовна в 1981 году.

Слово учителя
     Большую половину своей жизни А.Барто отдала работе в детской литературе. А это значит: каждый год, каждый день и час – отдача всех душевных сил, сердечного тепла, нежности, ума – на защиту маленьких жителей нашей планеты от больших и малых бед, от дурных влияний. Это значит  - открывать мир света, труда и красоты. Это значит – постоянно общаться с детьми всех возрастов: от малыша в коляске до взрослого юноши.
Стихи А.Барто переведены на 72 языка и печатаются в разных странах!
Давайте послушаем стихотворения А.Барто. Каждое её стихотворение – какой – то факт детской жизни. Слушайте внимательно и помните о целях нашего исследования. Мы определяем,

  • почему стихотворения Агнии Львовны Барто, написанные ею много лет назад, до сих пор любимы и читаем детьми всех возрастов;
  • в чём особенность поэтического слога этой талантливейшей писательницы.

 

Чтение стихотворений учащимися


Слово учителя


- А. Барто владеет неоценимым даром юмора, умеет заставить смеяться своих читателей. Почему стихотворения А. Барто вызывали у вас смех?
-  Над чем так весело и назло смеётся вместе со своими читателями А. Барто?
А. Барто не хочет обидеть и навсегда осудить маленького человека, - она знает, что дети растут и меняются, у них есть время исправиться, отделаться от своих дурных привычек. Она верит, что ребята могут вырасти настоящими людьми, самостоятельными и честными, хорошими товарищами.  Насмешки в стихах Барто не ранят, не убивают, но заставляют как бы со стороны оглянуться на себя и увидеть в себе самом что – то такое, над чем можно посмеяться вместе  со всеми, внутренне устыдившись и раскаявшись. Да, насмешка часто страшнее всякого наказания или нотации.
- Кто из вас узнал себя в героях стихотворений?
- Итак, каков наш первый вывод? Почему нам интересны стихи поэтессы? (Стихи Барто злободневны, поэтому они любимы ребятами).
-Что делает стихотворения доступными и понятными? От чьего лица ведётся повествование?
- Каков наш следующий вывод? (Характерная речь ребёнка, главного героя стихов, разговорная интонация – вот основные свойства поэзии Барто. Живая, свободная, «разговорная» интонация рождает контакт между поэтом и детской аудиторией. Литературоведы считают, что А.Барто одна из первых в детской литературе пошла по стопам В. Маяковского).
- Какой вы представляете себе А. Барто?
У меня для вас есть сюрприз. Сейчас вы увидите и услышите саму А.Барто.

 

Просмотр видеозаписи выступления А.Л. Барто


Беседа
- Каковы ваши впечатления от увиденного?
- Что нового вы открыли для себя, просмотрев видеозапись?
- Сделайте вывод о роли поэзии А. Барто в вашей жизни.
- Помните, в начале учебного года мы с вами составляли Золотую полку книг. Поставите ли вы теперь на неё томик стихотворений А. Барто?
Агния Львовна прожила интересную, насыщенную событиями жизнь. Всю себя она посвятила служению людям. Многое нам ещё предстоит узнать об этой удивительной женщине. Поэтому наше исследование творчества А.Л. Барто ещё не завершено. Но завершён наш первый этап исследования.

Выводы

На сегодняшнем уроке мы ответили на вопросы:

  • Почему стихотворения Агнии Львовны Барто, написанные ею много лет назад, до сих пор любимы и читаем детьми всех возрастов?
  • В чём особенность поэтического слога этой талантливейшей писательницы?

Спасибо всем за работу на уроке! Наш урок окончен.

 

Домашнее задание
Наш сегодняшний урок не совсем обычный, и поэтому задание будет тоже не совсем обычное, творческое. Постарайтесь дома написать небольшое шуточное стихотворение о школьной жизни.    Героем стихотворения должен стать ваш ровесник или вы сами. Ваше стихотворение должно быть исполнено доброго юмора по отношению к недостаткам героя. Удачи! 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн