Официальный сайт terra-z 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Сащенко Л.А. ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ПЯТОМ КЛАССЕ

Автор: 
Сащенко Лада Анатольевна
Место работы: 
учитель информатики МОУ "Лицей № 32 г. Вологды"
Контакты: 

 

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ПЯТОМ КЛАССЕ

Тема «Кодирование информации»
Предлагаю вниманию коллег практическую работу по теме «Кодирование информации», которая  была предложена  в  профильных (информационно-технологическом, физико-математическом и социально-экономическом)  пятых классах МОУ «Лицей № 32» г. Вологды.  В указанных классах информатика изучается  в объеме 2 часа в неделю, преподавание ведется по УМК Л. Босовой, классы делятся на подгруппы (13-15 человек). Тема «Кодирование информации» вызвала у пятиклассников интерес, они с удовольствием выполняли задания из учебника и рабочей тетради, искали дополнительный материал об истории различных способов кодирования информации и использовании различных кодов.  Эту тему мы изучали в октябре, дети в профильных классах находились в то время в состоянии адаптации, привыкая к новому учебному заведению, коллективу, преподавателям и новому режиму учебной деятельности. Возрастные особенности 11-12-летних детей таковы, что  пятиклассники не могут в течение длительного времени сосредотачиваться на решении одной проблемы, отвлекаются, быстро теряют интерес к деятельности, если она непродуктивна. В этом возрасте  коммуникативная деятельность играет важнейшую роль, но из-за того, что профильные классы в лицее формировались из обучающихся различных школ, к октябрю не все одноклассники познакомились, и некоторые дети испытывали дискомфорт оттого, что они не знают всех в своем классе и у них нет приятелей. Хотелось, с одной стороны, предложить пятиклассникам проверочную работу, которая позволила бы закрепить знания и умения,  полученные при изучении темы, с другой стороны – продолжить работу по формированию умений пользоваться инструкциями, наконец, решить несколько психолого-педагогических  задач – продиагностировать устойчивость внимания, степень сосредоточенности и коммуникативные особенности группы, а также продолжить работу по дальнейшему формированию вышеперечисленных умений.

ИДЕЯ предлагаемой проверочной работы состоит в том, чтобы, в отличие от традиционных работ, где задания не связаны друг с другом, предложить детям цепочку заданий, последовательно приводящих к единственному результату.  На каждом этапе в качестве ответа учащийся получает результат, бессмысленный по виду. Преобразование этого «бессмысленного» результата приводит к новой «абракадабре». Только на последнем этапе, если все сделано аккуратно и правильно, получается осмысленный ответ – имя или фамилия одноклассника. Результатом работы является не ответ для учителя, а записка в адрес этого одноклассника. Для оптимальной работы рекомендуется заготовить не менее трех вариантов заданий на каждую группу. Учащиеся выполняют задания по кодированию/декодированию по правилам, изложенным в учебнике [1, § 1.6] и рабочей тетради [2, стр. 22-24]. 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Так как «на выходе» должны получиться имена и фамилии, необходимо подобрать  наименования из 5-7 букв (оптимально – 6), желательно – таких, чтобы в них не было преобладания букв, читаемых в коде Морзе одинаково справа налево и слева направо (палиндромы). Также не рекомендуется использовать имена, в которых есть одинаковые буквы.  При необходимости можно использовать краткие и уменьшительно-ласкательные формы имён, естественно, убедившись, что это приемлемо для ребенка. В предлагаемом образце  работы в вариантах 1-4 результатами являются имена, в вариантах 5-6 – фамилии.
На уроке учащимся раздаются листы с вариантами заданий (работа выполняется прямо на этих листах), небольшие карточки (полоска бумаги, например, 3х8 см) – для работы с «морзянкой» и цветные карточки (примерно 4х8 см) – для передачи однокласснику в конце работы.

ТИПОЛОГИЯ ЗАДАНИЙ
В работе используются следующие способы кодирования/декодирования:

  • алфавитный код (каждой букве соответствует ее порядковый номер в алфавите);
  • код Морзе;
  • поворот кода Морзе на 180° (записать «вверх ногами»);
  • алфавитный с круговым сдвигом (выписанные по кругу в алфавитном порядке буквы смещаются вправо или влево на одно и то же количество символов);
  • вставка «лишних» букв (слогов) после (перед) букв (слогов) исходной строки;

запись строки в обратном порядке – «задом наперед».
В разных вариантах последовательность заданий (способов кодирования) различная.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТАНОВКИ ЗАДАЧИ
Очень важно объяснить учащимся смысл работы так, чтобы они смогли сконцентрироваться на выполнении заданий и пройти цепочку преобразований до конца. Целесообразно акцентировать внимание на том, что подобных работ в их практике, скорее всего, еще не было – они будут выполнять много заданий, до самого конца не зная, правильны ли промежуточные результаты; что только выполнив правильно все задания, можно будет узнать от этом из последнего ответа. Можно упомянуть о том, что очень часто именно так приходится работать ученым-исследователям, особенно в новых направлениях науки. Следует  упомянуть о необходимости аккуратности и сосредоточенности, о том, что варианты у соседей разные и нельзя отвлекаться, чтобы не потерять ход  решения. Также следует обратить внимание на то, что все пояснения к работе содержатся в инструкции и обращаться к учителю не желательно.

Для учащихся, справившихся с работой за меньшее время, предлагается дополнительное восьмое задание («со звездочкой»).  Оригинальное название этого задания - «Простые рисунки»,  фактически это тест на  диагностику творческих способностей [3].  На первый взгляд, это задание имеет косвенное отношение к теме «кодирование информации», однако в ходе  его выполнения  учащимся приходится обрабатывать  набор символов (знаков),  выискивая  в них скрытый смысл и похожесть на предметы или явления реального мира.   В  отличие от заданий 1-7, где дополнительное инструктирование нежелательно, в  последнем задании требуются пояснения, которые даются индивидуально. Опыт показывает, что при выделении на практическую работу  20 минут, к дополнительному заданию приступают 20-80% учащихся в зависимости от класса, причем не одновременно.  Как только учащийся передал карточку с ответом однокласснику, можно предложить выполнить восьмое задание. Рисунки можно выбирать в произвольном порядке. В левую графу таблицы записывается номер рисунка, в правой графе перечисляются варианты значений. Рекомендуется находить не менее двух вариантов (но не более четырех), желательно, чтобы хотя бы один имел отношение к предмету информатики, компьютерам, технологиям. Такое задание хорошо тем, что позволяет дождаться завершения основной части работы всеми учащимися группы.

По завершении работы учащиеся собирают все материалы (лист с заданиями, карточку для «морзянки», цветные карточки — если они есть) под скрепку и сдают учителю.

ОЦЕНИВАНИЕ (рекомендательное)
За работу можно выставить две оценки — за основную часть и дополнительную.
Ошибкой будем считать пропуск символа (буквы, точки или тире), неправильное вычеркивание слога, неправильное определение буквы при сдвиге по алфавиту, неправильное кодирование/декодирование символа.

  • «отлично» - выполненная до конца основная часть — если в работе нет ошибок, решены все задания до 6-го включительно, а также если выполнено 7-е задание;
  • «хорошо» - при наличии незначительных ошибок — не более четырёх суммарно, если в результате выполнения всех заданий в ответе не более  двух  ошибок, в том числе — в подписывании работы;
  • «удовлетворительно» - при наличии 5-8 ошибок, если в результате выполнения всех заданий в ответе не более трёх ошибок,  в том числе — в подписывании работы;
  • «неудовлетворительно» - оценка не выставляется, работа предлагается учащемуся на дом для переписывания, в случае правильного выполнения ребенку предлагается либо оценка «удовлетворительно», либо выполнение другого варианта.

            Дополнительная часть, как носящая творческий и диагностический характер, не может оцениваться ниже оценки «хорошо». Учащиеся, обработавшие не менее четырех изображений и предложившие для каждого 2-4 варианта претендуют на оценки «хорошо» и «отлично». При анализе работ  рекомендуется отметить наиболее необычные, интересные, разумные решения. В случае, если учащийся имел достаточно времени для выполнения этого задания (от трех до десяти минут), но предложил малое количество вариантов (или вообще не нашел ни одного), либо если варианты неадекватные, следует взять такого ребёнка на заметку. Неспособность выполнить подобный тест может свидетельствовать о некоторых психолого-педагогических проблемах, и о такой ситуации неплохо было бы сообщить школьному психологу или классному руководителю.

РЕЗУЛЬТАТЫ
Пятиклассники, выполнявшие эту практическую работу, отметили, что сложность заданий — кажущаяся, в действительности важны аккуратность и внимательность. Учащимся понравилась постановка задачи, когда правильность нельзя оценить до конца работы. Положительно отнеслись  ребята и к завершению работы — передаче карточки однокласснику. Многие пятиклассники попросили распечатки задания №8 для решения с родителями и знакомыми.  Такие отзывы позволяют сделать вывод, что работы с  подобными постановками задач интересны детям и могут активно использоваться на уроках информатики.
В завершение хочется отметить, что подобную работу можно использовать и на внеклассном мероприятии по информатике — каждый вариант удобно разделяется на задания для эстафеты, а «простые рисунки» можно использовать в качестве задания на время, для болельщиков или конкурса капитанов.

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса —  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 192 с: илл.
  2. Л. Л. Босова Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 87 с: илл.
  3. http://www.eti-deti.ru/odinoch/174.html

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн