№
этапа |
Название этапа,
задачи этапа
|
Деятельность учителя
(содержание деятельности,
приёмы, методы, формы обучения)
|
Деятельность
обучаемых
|
Образовательный
продукт,
результат
взаимодействия.
|
1.
|
2.
|
3.
|
4.
|
5.
|
1.
|
Орг. момент,
1 мин.
|
Музыкальное приветствие, настрой учащихся на урок.
|
Музыкальное приветствие: пение мелодии приветствия с показом ручных знаков движения мелодии по ступенькам.
|
Настрой детей на урок. Запоминание ручных знаков и осмысленное пение мелодии
по ступенькам.
|
2.
|
Проверка
домашнего задания.
Повторение
пройденного материала:
актуализация
опорных знаний,
8 мин.
|
Повторим ступеньки и как они показываются ручными знаками.
|
Повторяют показ ступеней ручными знаками сольминезации.
|
|
Вспомним нотную грамоту.
Сколько нот всего на свете?
|
7 нот.
|
Спойте нам все ноты эти!
|
До, ре,… и т.д.
|
Эти ноты все подряд образуют…?
|
Звукоряд.
|
Какого композитора называют композитором-сказочником?
|
Н. Римского-Корсаков.
|
Что вы ещё знаете об этом композиторе?
|
Путешественник-мореплаватель.
|
Фрагменты из каких муз. произвед. этого композитора мы с вами уже слушали? (которое сочинил Н. Римский-Корсаков?)
|
«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» и «Океан-море синее...» из оперы «Садко».
|
Какое из трёх чудес вам больше всего запомнилось или понравилось? Чем именно? Почему? Какая музыка по характеру нам помогла увидеть это чудо?
|
Обсуждение муз. впечатлений по памяти.
|
Что такое опера? Что такое балет?
|
Музыкальный спектакль, в котором все артисты, персонажи, действующие лица поют, а в балете – танцуют.
|
Закрепление знаний о музыкальной грамоте, изученных терминах, композиторе и его муз. произведениях.
|
Открыли свои тетради чудес и покажите мне: как вы смогли не только услышать, но и увидеть Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» и Океан-море синее из оперы «Садко».
|
Выставка рисунков.
|
Выставка рисунков.
|
3.
|
Мотивация.
Целепологание.
|
Захотели мы услышать музыку и мы её услышали, а захотели мы увидеть музыку и мы её увидели, а захотели мы почувствовать музыку и мы её почувствовали. А как же мы смогли увидеть и почувствовать музыку? С помощью чего?
|
С помощью воображения. Мы представили образ, который нам показала музыка с помощью звуков и характера музыки, с помощью музыкальных интонаций.
|
|
1. Скажите, а зачем нам нужна музыка?
|
1. Музыка это наш друг. Она может нас веселить и вместе с нами грустить, может ласково убаюкать, а может наоборот поднять нам настроение.
|
2. Чему мы можем научиться у музыки?
|
2. Сочувствовать, сопереживать доброму отношению к людям, видеть красивое, представлять, фантазировать …
|
3. А что нам поможет этому научиться?
|
3. Поможет то, как внимательно мы будем её слушать и наше желание услышать и увидеть музыку.
|
Скажите, а слушать и слышать музыку это одно и тоже?
|
Нет. Слышать это значит – понимать музыку.
|
Что нам нужно, для того чтобы научиться понимать музыку?
|
Чтобы нам научиться понимать музыку, надо учиться прежде всего слушать и слышать самого себя и окружающий мир звуков.
|
Как урок музыки нам может в этом помочь?
|
Такой урок, как музыка, помогает нам знакомится с миром звуков и музыки.
|
4.
|
Объявление
темы и задач урока.
Планирование
деятельности,
2 мин.
|
Тема нашего урока это «Осень: поэт, художник, композитор».
|
Слайд 1.
Дети записывают число и тему урока в творческую «Тетрадь Чудес».
|
|
Как вы думаете, что мы должны будем изучать на уроке?
|
Музыку осени. Картины осени. Стихи об осени.
|
Сегодня на уроке мы попытаемся услышать музыку в произведениях искусства художников и поэтов, и попробуем не только услышать, но и увидеть и почувствовать её.
Будем учиться слушать и слышать музыку с помощью музыкального произведения русского композитора С.С. Прокофьева.
А так же на уроке продолжаем развивать свой голосовой аппарат: учимся петь и разучиваем новую песню..
|
|
5.
|
Изучение нового
материала:
беседа, 4 мин.
|
Однажды к композитору художнику и поэту пришла в гости муза и спросила: что нужно им для того чтобы нарисовать картину природы: «Осень»?
|
Проектор: Слайд 2.
|
|
Как вы думаете, что ответил каждый из них?
|
Слайд 3.
|
И каждый ответил по-своему. И так подарите правильный шарик с соответствующими словами поэту, композитору и художнику.
|
Дети дарят правильный шарик с соответствующими словами поэту, композитору и художнику.
|
Иллюстрации в учебнике на с.20-21 найдите на картинах известных художников:
1) Где изображён поэт, где художник а где композитор? Как вы догадались?
2) Какой показана осень на картинах художников?
Какие чувства вызывает у вас осенняя природа?
А как может звучать музыка осени в стихотворениях поэтов? Какая она по характеру?
Стихи, картины, музыкальные пьесы – всё это произведения искусства.
|
Слайд 4, 5.
Дети рассматривают картины известных художников и читают отрывки стихотворений известных поэтов и в учебнике и на доске и через показ проектора.
|
Уч. с.22-23
Прочитайте выразительно стихотворение А. Плещеева. Внимательно рассмотрите репродукции.
Можно ли сказать, что настроение этих произведений искусства похоже? Почему?
|
Слайд 6.
Да, потому, что цвета, краски и слова вызывают похожие печальные чувства, похожее грустное настроение.
|
Сегодня к нам в гости пришла сама Фея осени. Но вы её сможете увидеть, услышать и почувствовать только с помощью музыки.
Так же нам в этом помогут закрытые глаза и расслабленное, раскрытое звукам, наше тело. Сжались в «комочек» – «Напряжение», а теперь стали как «мягкая тряпочка» - «Расслабление» (повтор 3 раза).
|
Дети учатся расслабляться и избавляться от зажимов и подготавливаться к принятию музыки.
|
Работа
с фонохрестоматией,
6мин.
|
Послушайте «Вариацию Феи осени» С. Прокофьева.
Какой показана осень в этом муз. произведении?
Отличается ли характер музыки Феи Осени от характера стихотворения и картин?
|
Слайд 7.
Дети в расслабленном состоянии слушают музыку.
|
|
После слушания: Что вы увидели? Что услышали? Что почувствовали?
|
Ответы могут быть самые непредсказуемые (это допустимо) все ответы детей принимаются.
|
Отличается ли характер музыки Феи Осени от характера стихотворения и картин?
Чем, по-вашему, отличается характер музыки от характера стихотворения и картин?
|
Да, отличается, характер музыки стремительный тревожный, а характер стихотворений печальный, спокойный, грустный, тоскливый.
|
Повторное прослушивание.
Попробуйте в своих тетрадях чудес нарисовать то, какой показана Фея Осени в музыкальном произведении.
|
Дети рисуют Фею Осени во время повторного прослушивания музыки.
|
Возможна выставка рисунков.
|
6.
|
Распевание,
4 мин.
|
А теперь мы вместе с Феей Осени отправимся на прогулку по осеннему лесу, (несмотря, что за окном у нас уже настоящая зима).
Распевание, упражнения на дыхание и на звукоизвлечение.
|
|
|
Приходилось ли вам когда-нибудь гулять в лесу или в парке осенним днём?
Итак, мы вышли на прогулку. Повторяем за мной ритмический рисунок…….
|
Дети хлопают в ладоши повторяют ритмический рисунок новой песни,
|
Развитие ритмического слуха.
|
Пришли в лес, встали на опоре и сделали глубокий вдох через нос свежего осеннего воздуха. Встречаем природу с распростёртыми руками (воздух попадает в живот, плечи опущены) и заключаем её в объятия при выдохе (руками показываем как воздух при выдохе постепенно уходит из живота).
3 коротких вдоха через нос и 1 длинный выдох через рот; 1 длинный вдох через нос и 3 коротких выдоха через рот. Все дыхательные упр. повторяются по 3 раза. Наши ручки немного озябли надо их погреть – дышим на звух «ХХа..» 3 раза горячим дыханием на ручки и греем и растираем шею.
|
Дети выполняют упражнения на дыхание.
|
Тренировка дыхательного аппарата.
|
Приходилось ли вам в лесу кричать? Ощущаем диафрагму: беззвучно прокричали звук «ААА…» и «А..УУУ…» А теперь давайте распоёмся и вспомним: как же звучал этот осенний день. Шелестела листва – шшшш…, пролетела муха – жжжж…., а за ней маленький комарик – ззззз…., и опять муха – жжжжж…. Тут подул лёгкий ветерок – фф…вввв…., который завывал всё сильней и сильней – уууууу…. И принёс нам издалека звук выстрелов охотников – кх…кх…кх….., мы и звери в лесу немного напугались – аааааааа……, но тут кто-то запел песенку – ля-ля-ля-ля... мы с песенкой весело вышли из леса и сели на мотоцикл – рррррр….., рядом по дороге ехали машины разных марок – б(губами)…. Но наш мотоцикл круче и мы обогнали все машины – ррррррр…..
И похохотали – ха-ха-ха-хааа…(работа над диафрагмой).
|
Распевание на 5 ступенях с повышением на полтона.
|
Развитие и тренировка голосового аппарата. Вокально-хоровые навыки распевания, разогревания голосовых связок, тренировка артикуляционного и дыхательного аппарата и мышц диафрагмы.
|
7.
|
Разучивание песни,
5мин.
|
А теперь настало время познакомиться с новой осенней песенкой, которая называется «Осень под зонтиком» сл. и музыка Т. Боковой. Попробуйте сами придумать красивые движения к песенке, слушайте внимательно текст, мелодию и ритм песенки.
|
Слайд 8.
Пение песни с движениями.
|
Развитие творческого потенциала. Пластическая импровизация.
|
- Какое настроение создаёт нам эта песенка? Начинайте свой ответ со слов – «Оказывается осенняя музыка может быть…»….
Это подтверждает наша энергичная, весёлая песенка «Осень под зонтиком», которую мы сейчас споём вместе с движениями.
|
Весёлое! Оказывается, осенняя музыка может быть и весёлой и задорной, а не только грустной, унылой, жалобной, печальной и тоскливой …
|
Умение анализировать и сравнивать музыкальные произведения.
Развитие творческого
потенциала.
|
Повторное слушание песенки вместе с движением.
Повторяем за мной движения и запоминаем ритм, текст и мелодию нашей осенней песенки. Постарайтесь запомнить припев и уже пойте его вместе с нами.
|
Пение песни с движениями.
|
Пластическая импровизация.
Разучивание новой песни происходит при запоминании муз.-ритмич. движений в соответствии тексту песни.
|
8.
|
Резерв, 3 мин.
|
А сейчас мы с этим же весёлым, добрым, хорошим настроением споём всем уже известную песенку о родном крае. Пение песни «Край, в котором ты живёшь..» (под аккомпанемент фортепиано).
|
Дети стоя поют песню «Край, в котором ты живёшь».
|
Выученная песня «Край в котором ты живёшь».
|
9.
|
Домашнее задание
|
Закончить творческую работу в тетради чудес рисунок «Феи Осени».
|
Графическое фантазирование.
|
Творческая работа – рисунок Феи Осени.
|
10.
|
Закрепление.
|
Какие произведения искусства создают поэты, художники и композиторы?
Какая Фея приходила к нам сегодня на урок? Какой у неё был характер?
Кто создал это музыкальное произведение искусства?
Какую песенку сегодня на уроке мы с вами разучивали?
С каким настроением надо исполнять эту осеннюю песенку?
А какое у вас сейчас настроение? Что интересного вы сегодня узнали на уроке?
|
Дети отвечают на вопросы учителя.
|
Закрепление знаний.
|
11.
|
Оценивание и итог,
2 мин.
|
Оцените свою работу на уроке.
Вы согласны, что вы сегодня на уроке все были просто молодцы!!!?
Поздравили друг друга прикосновением с отличным уроком!
|
Дети погладили себя по головке.
Легонько похлопали по плечу своего соседа по парте и поздравили друг друга с отличным уроком!
|
Создание ситуации успеха. Рефлексия. Создание условия восприятия и запоминания при положительном энергетическом контакте.
|
Каким должно быть прикосновение?
|
Положительным и доброжелательным.
|
Пение музыкального прощания с показом ручными знаками движения мелодии по ступеням.
|
Дети поют: «Прозвенел уже звонок – наш закончился урок!» с показом ручными знаками семи ступеней мелодии
|
Осмысленное пение мелодии по ступеням.
|