Официальный сайт 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Силина Т.Ф. Игра « Дебаты» в учебном процессе

Автор: 
Силина Татьяна Фёдоровна
Место работы: 
учитель обществознания, МОУ «СОШ №11 с УИИЯ» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская обл.

 

Игра « Дебаты» в учебном процессе


Игра «Дебаты» является важным средством гуманитарной подготовки. Освоение содержания актуальных общественных проблем, развитие исследовательских и организационных навыков и развитие критического мышления является принципиально значимым результатом игры «Дебаты» в процессе обучения. При этом чрезвычайно важен «сопутствующий результат» – формирование коммуникативной и дискуссионной культуры. Участие в дебатах является, с одной стороны, составной частью гуманитарной подготовки учащихся, специализирующихся в экономике, юриспруденции, психологии, социологии, а с другой стороны – определенным этапом формирования и развития личностных качеств учащихся, необходимых в формирующемся демократическом обществе.

 

При проектировании модифицированных дебатов для меня было принципиальным решение следующих задач:

  • повышение содержательного уровня обсуждения и рассмотрения проблем для дебатеров школьного уровня;
  • создание процедуры, направленной на индивидуализацию подготовки дебатеров.

Анализ ситуации, полагание ценностных оснований, постановка проблем – эти три типа мыслительной работы, которые являются ведущими в деятельности и при принятии решений. Дебаты позволяют решать следующие задачи:

  • обучающие, так как способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми ЗУН;
  • развивающие, так как способствуют развитию интеллектуальных, творческих способностей, развивают логику, критическое мышление;
  • воспитательные так как способствуют формированию культуры спора, терпимости, плюрализму;
  • коммуникативные, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении.

 

Безусловно, что гражданская позиция в игре по социально значимой тематике или другая ответственная позиция при постановке различных проблем могут быть использованы в формировании личностных качеств гражданина своей страны

 

Структура дебатов строилась, исходя из выбора основных акцентов игры. Ключевую роль здесь играет не построение аргумента и не поиск поддержек, а демонстрация инструментов, способов, методов оценки проблемной ситуации и соотнесение их с определенными целями и ценностями. Фактически, в игре присутствуют два крупных блока:

 

1. Личность игрока, личная позиция, выбор в пользу той или иной ценности, конгруэнтность этого выбора, конгруэнтность обсуждения ценности и позиции.
2. Методы работы игрока, относящиеся, прежде всего, к анализу ситуации и используемым понятиям, которые формируют ситуацию и поддерживают его цели и ценности. Это позволяет сделать «прозрачным» процесс постановки проблемы (итог и кульминация игры) и выводит на содержательное обсуждение.
В то же время этот формат обязывает игроков проявлять гибкость, тестирует способность работать «здесь и сейчас» и с этой целью в работе участвует публика. Смысл ее участия в том, чтобы создать для игроков ситуацию работы со многими и разными позициями, за которыми стоят и разные цели-ценности, и разные способы (или разные представления о способах) достижения целей, и разные полагания ситуации. Работа с публикой дает возможность игрокам и одновременно требует от них расширять собственные средства мыслительной работы.

 

Схематично мыслительная работа в формате состоит их ответов на вопросы:
1. На что я смотрю, и что вижу при этом? (Аспекты ситуации и описание ситуации.)
2. С помощью чего я обнаруживаю нечто там, куда я смотрю? (Используемые понятия.)
3. Какие цели и ценности (или убеждения) стоят за моей позицией?
4. Какие проблемы я обнаруживаю в исследуемой теме?

 

Игра строится на оппозиции двух сторон по проблемной теме.

Цель игры – поставить проблему как можно более основательно и глубоко. Все действия игроков, их мыслительная работа и демонстративность их позиции на публике подчинены одному результату: выходу на проблему. Поскольку игра построена так, что сами участники игры являются элементами исследуемой ситуации, ограниченность мыслительных средств и представлений игроков, их несовершенство как личностей становится частью формулируемой проблемы. Игрок должен сымитировать реальные действия реального человека (себя) в реальной общественной ситуации.

 

В целом же логика разворачивания дебатов следующая:
1. Выступление стороны утверждения и стороны отрицания. Обсуждение смысла игры по данной теме для игрока. Заявление тезиса. Общая характеристика ситуации, стоящая за темой и тезисом.
2. Выступление сторон утверждения и отрицания: введение основных понятий, используемых в качестве средства прорисовки (создания) ситуации.
3. Отношение сторон к способу построения понятий и к использованию понятий.
4. Выступление сторон утверждения и отрицания: выделение целей и ценностей, лежащих в основании позиции. Реконструкция целей и ценностей, лежащих в основании позиции оппонентов.
5. Выступление сторон утверждения и отрицания: рефлексия (анализ) результатов игры, фиксация сдвижек в понимании и постановка проблем.

Опыт апробации показывает, что ученические дебаты предъявляют чрезвычайно высокие требования к мыслительным способностям участников. Причем одним из самых сложных для учащихся является блок, связанный с проработкой личной ситуации игрока и целей, задающих актуальность темы. Одной из таких актуальных тем, на которой мы продемонстрировали свои достижения в 11 классе стала тема: «Отечественный политический класс все меньше выступает в роли субъекта принятия важнейших стратегических решений». Дебаты по этой теме получились очень яркими и интересными. В этой теме учащиеся успешно справились с блоком проработки личной позиции, но я должна отметить, что определенные трудности вызывали ситуации, в которых было необходимо в режиме здесь и сейчас перестроить свои мыслительные средства работы, например, от исследования ценностей к рефлексии собственных средств работы. В этой связи,  хочется подчеркнуть, что ученические дебаты является мощным дополнительным средством, обеспечивающим содержательную коммуникацию учащихся. Судейская коллегия включает ребят, которым предстоят дебаты в будущем.

«Вот, ребята, посмотрите, как можно дебатировать! Попробуйте и вы».
Такой подход является достаточно эффективным.
Присутствие в команде более опытного дебатера повышает общий уровень игры, во-первых, за счет того, что он лучше владеет содержанием темы, и тогда другие участники играют на этом содержании. Во-вторых, это помогает другим членам группы, как в содержании, так и в оформлении текста. Таким образом, качество игры повышается, содержание прорабатывается лучше, и начинающие дебатеры приобретают больше опыта.

Кроме того, в процессе игры у них есть возможность сравнить себя с игроками, перенять их способы работы, найти свои недостатки. Изнутри игры, на мой взгляд, это сделать проще, чем просто наблюдая за игрой опытных дебатеров. Учащиеся пользуются в процессе дебатов  «книжечкой – самиздат», в ней представлена логика хода игры. В процессе подготовки к дебатам по теме «Политический лидер» она имела следующее содержание:

 

I. Вводный этап.
Доктор философских наук О.В. Гаман-Голутвина: «Отечественный политический класс все меньше выступает в роли субъекта принятия важнейших стратегических решений. Самая сложная проблема – сформировать модернизационную ценностную мотивацию политического класса».

Ребята, вам предстоит в процессе дебатов проследить, характерно ли для политических лидеров современной России единство взглядов на пути развития страны. Перед вами турнирная таблица – судейский протокол, в котором указаны конкурсы и максимальное количество баллов за каждый конкурс.

Этапы дебатов

Баллы

Утверждающая
команда №1

Отрицающая
команда №2

1 .Выступленияя спикеров

5

 

 

2. Перекрестные вопросы

4

 

 

3. Рефлексия

3

 

 

II. Игровой этап.
Советы участникам дебатов.

  • Осознай, в чем состоит задача игровой ситуации.
  • Определи свою роль, степень участия в игре, исходя из своего опыта, способностей, характера и интересов.
  • Тщательно готовься к игре, включая свои выступления.
  • Чувствуй своих партнеров по игре, не перебивай, внимательно прислушивайся к их выступлениям, адекватно реагируй на них.
  • Участвуй в подведении итогов игры, поставь себе оценку.

III. Оценочный этап. Рефлексия.

  • Ясна ли была цель игры и твоя роль в ней?
  • Оправдала ли игра твои ожидания?
  • Появилось ли желание узнать больше?
  • Твои предложения: как сделать дебаты более интересными?

 

Дебаты – это интеллектуальная игра, особая форма, которая ведется по правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы по поводу предложенной темы, чтобы убедить судейскую коллегию в правоте и опыте риторики.
Дебаты ведут свое начало из Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В настоящее время распространены в школах и университетах всего мира.

Дебаты позволяют решать следующие задачи:

  • обучающие, так как способствуют закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми ЗУН;
  • развивающие, так как способствуют развитию интеллектуальных, творческих способностей, развивают логику, критическое мышление;
  • воспитательные, так как способствуют формированию культуры спора, терпимости, плюрализму;
  • коммуникативные, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении.

Риторика – это способность находить возможные способы убеждения. (Аристотель.)
Противоречие – есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения. (Гегель.)
Если истина тривиальна, лежит на поверхности, то противоположное ей утверждение абсурдно. Истина глубока, если противоположное ей суждение тоже оказывается глубокой истиной. (Нильс Бор.)

 

ТРИ ПРИНЦИПА ДЕБАТОВ

Принцип первый: дебаты учат многому.
Дебаты организованы таким образом, чтобы помочь вам получить знания и умения, необходимые для вашего преуспевания в современном демократическом обществе. Изначально они были задуманы как вид деятельности, обогащающий ваше образование и одновременно доставляющий вам удовольствие. Согласно этому принципу, первое предназначение дебатов – обучение. Другими словами, обучение имеет большее значение, чем победа. Если вы участвуете в дебатах только для того, чтобы выиграть, то вы поставили себе неправильную цель.

Почему обучение важнее, чем победа? Во-первых, желание учиться и совершенствоваться не позволит вам использовать недозволенные приемы. А если вы не будете пытаться использовать недозволенные приемы, вы проявите свой характер и приобретете уважение окружающих.
Во-вторых, когда участники дебатов ставят перед собой цель выиграть, они часто выходят за рамки правил соревнования. Много времени уходит на то, чтобы навести порядок. Если единственная цель – победа, это может отвлечь время и силы от самой игры и помешать ей.

Принцип второй: обязательство честности.
Если вы приняли первый принцип, второй принцип – честность – вам будет легко принять. Если обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, то будет меньше мотивов для подтасовки аргументов.
Честность – стержень дебатов. Дебаты возникли из-за врожденного человеческого любопытства. Мы всегда хотим знать правду. Нужны ли нам политические реформы? Будем ли мы путешествовать в другие галактики? Есть ли жизнь на других планетах?  Эти вопросы касаются прошлого, настоящего и будущего, но все они имеют отношение к поискам истины.
Ваша задача, как участника дебатов – быть честным в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ваших ответах в период перекрестных вопросов. Иногда «быть честным» – значит, признать то, что у вас недостаточно материала для обоснования своей позиции. Иногда это означает ответ «Я не знаю» на вопрос, затрагивающий самое сердце вашей позиции.
Иногда это означает признание, что ваши логические построения ошибочны. Эти признания пойдут вам на пользу, поскольку в последствии вы, благодаря своей честности, больше узнаете и лучше разовьете свои способности. Вас будут уважать и судья, и ваш оппонент. В конце концов, вы поможете другим, которые тоже ищут истину.

 

Принцип третий: уважение.
Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека  за то, что он с вами не согласен. Дебаты касаются идей и их столкновения, а также того, какие идеи полезны человечеству. А в столкновении идей единственным приемлемым оружием могут быть только обоснованные аргументы. Другими словами, вы должны "нападать" на аргументы, рассуждения и свидетельства – но не на оппонента.

Дебаты в условиях России являются инновационным проектом, цель которого – внедрение педагогической технологии развивающего обучения. Это не просто увлекательная игра, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них  качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формирования собственной позиции, искусства аргументации.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн