Официальный сайт openclass 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Куликова В.Н. Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Антон Чехов и его ранние юмористические рассказы»

Автор: 
Куликова В.Н.
Место работы: 
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ гимназии № 10 г. Челябинска
Контакты: 

 

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Антон Чехов и его ранние юмористические рассказы»

 

(6 класс)

 

В 2010 году исполнилось 150 лет со дня рождения А.П. Чехова. К юбилею писателя в 6 классе подготовлено внеклассное мероприятие по методу проекта. По программе Г.И. Беленького в 6 классе изучаются чеховские рассказы «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил». Ребятам, кроме этих рассказов, было предложено прочитать рассказы «Радость», «Лошадиная фамилия». Учащимся первой группы было предложено подготовить инсценировки этих рассказов. Распределить роли, адаптировать текст рассказа для сценического воплощения, осуществить режиссерскую и  оформительскую  работу над спектаклем помог учитель. Другая группа ребят подготовила небольшой рассказ о Чехове и его раннем творчестве, используя материалы учебника и сети Интернет.  Третья группа подготовила презентацию, включив в нее портреты Чехова, фотографии связанных с его именем мест, иллюстрации к рассказам писателя, обложки юмористических журналов, в которых он печатался, теоретические сведения (понятия: комическое, юмор, ирония, сатира), сведения об отличительных особенностях чеховской манеры. Двое ведущих в форме беседы изложили подготовленный материал. При этом предполагалось участие слушателей (ими были не только одноклассники, но и учащиеся 4-8 классов, так как  цель данного проекта – пробудить интерес к творчеству Чехова  у ребят разных классов).  Предлагаем сценарий урока внеклассного чтения по творчеству Чехова.

 

1 ведущий -   Здравствуйте, ребята! В январе 2010 исполняется 150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. К юбилею писателя мы приготовили небольшой рассказ о нем и его ранних комических произведения

2 ведущий - А какие рассказы Чехова вы читали, ребята? (ответы слушателей). -Хорошо! Надеемся, что после нашего рассказа вы захотите прочесть и другие произведения Чехова и больше узнать о писателе)

1 ведущий - Творчество писателя высоко оценивали М.Горький, В.Маяковский, М.Пришвин, К. Станиславский и другие выдающиеся  деятели. «Чехов – несравненный художник… Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное…».
«Чехов – это Пушкин в прозе» Это высказывания Л. Н. Толстого

1 ведущий- Антон Павлович Чехов  родился в Таганроге, небольшом приморском городке. Перед вами отчий дом писателя, убранство одной из комнат (фотография). Над дверью в лавку ( то есть небольшой магазин) вывеска: «Сахар, кофе и другие товары). Хозяином лавки был отец Антона. Сам себя он называл «коммерсантом». А за этой конторкой работали отец и сыновья (фотография).

2 ведущий - В семье, кроме Антона, было еще 5 детей – четыре брата  и сестра:   Александр, Николай, Антон, Иван, Михаил, Мария (фотография)

1 ведущий - Своих детей Павел Егорович содержал в строгости. Они должны были учиться, работать в отцовской лавке и петь в созданном отцом же церковном хоре. Лавочка работала с 5 утра до 11 вечера, а дети еще успевали учиться в гимназии и обучаться ремеслу. Антон Чехов учился на портного.

2 ведущий - Мать Антона Павловича, Евгения Яковлевна, была внучкой выкупленного на волю крепостного крестьянина. Ей удавалось смягчать строгость мужа по отношению к детям. Позже Антон Павлович говорил: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

1 ведущий - В Таганроге он учился в местной гимназии,  Вы видите здание гимназии, где учился Чехов (фотография).

2 ведущий - После окончания гимназии  Антон поступил в Московский университет на медицинский факультет и проучился там 5 лет (фотография).
1 ведущий - После окончания университета в 1884 году он стал заниматься медицинской практикой. Доктор Чехов многим людям оказал врачебную помощь. Но известность во всем мире приобрел как писатель.

2 ведущий - Писать он начал,  будучи студентом, его первые юмористические рассказы появились  в1880 году в журналах.
-Кто знает, в каких журналах печатали ранние рассказы Чехова?
1 ведущий -  Так выглядели юмористические журналы  «Стрекоза», «Осколки», «Будильник» в 80-е годы 19 века (фотография)

2 ведущий - Кто и вас знает, под каким псевдонимом  печатал Чехов свои ранние рассказы?
1 ведущий -  Самый известный      псевдоним Чехова – Антоша Чехонте. А также Антоша Ч., Брат моего брата, Человек без селезенки.

2 ведущий - Остальные псевдонимы Чехова были, как правило, недолговечны и применялись исключительно для комического эффекта:

1 ведущий - Макар Балдастов,
2-Врач без пациентов,
1-Гайка № 6,
2-Гайка № 9,
1-Крапива,
2 -Прозаический поэт,
1-Шампанский и т.п.

2 ведущий - По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Вгоняя свои юмористические произведения в 100 строк, писатель достиг удивительного умения писать кратко. «Краткость - сестра таланта», - часто говорил Чехов.

1 ведущий -  В мае  1886 года  вышел сборник А. Чехонте «Пестрые рассказы». На титуле после псевдонима в скобках стояло настоящее имя автора. Сборник состоял из рассказов, напечатанных в юмористических журналах. Среди них «Хамелеон». «Пересолил», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хирургия», «Шведская спичка», «Брак по расчету». После выхода в свет «Пестрых рассказов» имя Антона Павловича Чехова сразу стало известным (фотографии).

2 ведущий - Так существенное место в раннем творчестве Чехова заняла комическая новелла: юмористический рассказ с острым сюжетом  и неожиданным финалом.

1 ведущий - Все мы любим посмеяться. Настоящий праздник для читателя- обнаружить в авторе остроумного человека, который умеет видеть в жизни несообразности и показать их комизм. А кто из вас помнит, что такое комическое?

2 ведущий – Комическое - (от греч. komikos-смешной, веселый) –смешное в жизни и искусстве

1 ведущий  - Мы смеемся и над  комическими словами, и над положениями, в которые попадают герои, и над забавными персонажами.
Вспомним хотя бы Петрушку Уксусова – героя народной кукольной комедии, который отпускает остроумные шутки, постоянно попадает в комические положения: то под хохот зрителей сваливается с лошади, то собака Мухтарка хватает его за нос. Все это делает его комической фигурой. Но смех смеху рознь. Бывает смех добродушный, а бывает и злой.

1 ведущий - Вспомним виды комического. Юмор - это смех дружелюбный, добродушный, беззлобный, веселый, сочувственный, смех-подшучивание

2 ведущий - Именно такой смех в рассказе «Лошадиная фамилия»

1 ведущий – Ирония – это тонкая, скрытая насмешка. С иронией, например, изображен один из персонажей рассказа «Толстый и тонкий».

2 ведущий - А если писатель видит в своих персонажах лживость, лицемерие, надувательство, рабскую приниженность и угодливость, тупое самодовольство, приспособленчество- тут уж не до шутливого посмеивания. Смех становится злым, сердитым, как, например, во многих баснях.  Это уже сатира. Но в ранних рассказах Чехова всё же больше юмора и иронии, чем сатиры. Смешное  у Чехова часто соседствует с грустным.
1 ведущий  - Наряду с рассказами развлекательного характера Чехов создает произведения, в которых дана серьёзная критика существующей действительности:  «Маска», «Унтер Пришибеев».

2 ведущий - Шедеврами комической новеллистики  считаются  такие рассказы, как «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия».  Перед вами  иллюстрации к некоторым рассказам Чехова. Узнаете ли вы, к каким именно рассказам?  («Толстый и тонкий», «Пересолил», «Человек в футляре», «Хамелион»).

1 ведущий -  Постарайтесь запомнить главные  особенности  юмористических рассказов Чехова и обратить на них внимание во время чтения.

2 ведущий - По мнению писателя, заглавие-это стержень произведения, оно должно быть ярким, кратким, ясным. Например, «Хирургия», «Пересолил», «Налим». Поэтому  у Чехова всегда  простое, предельно краткое заглавие рассказов.

1 ведущий - Другая особенность - короткое вступление, дающее полную информацию о месте событий, времени, героях. Писатель Владимир Набоков говорил так об этой особенности:  «Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает».

2 ведущий - В-третьих, Чехов рассказывает о каком-либо случае из жизни, на первый взгляд совсем заурядном: заболели зубы, забыл фамилию, поздняя и дальняя поездка.  В основе сюжета лежит обычная бытовая ситуация, случай из жизни.

1 ведущий -  В-четвертых, автор уделяет большое внимание диалогу, поэтому чеховские рассказы очень интересно инсценировать.

2 ведущий - В-пятых, в  юмористических рассказах Чехова отсутствуют подробные пейзажные зарисовки и портретные характеристики.

1 ведущий - Многое о герое говорят мелочи:  в рассказе «Пересолил» автор, желая подчеркнуть страх героя перед кучером, пишет, что его широкая спина закрывала все впереди. Такие  подробности называются деталью.  Шестая особенность: подробное описание в юмористических рассказах Чехова заменено « говорящей деталью».

2 ведущий- А как заканчиваются рассказы Чехова? Чаще  всего неожиданно. Яркая, смешная, неожиданная развязка – еще одна особенность чеховских рассказов.
1 ведущий - Максим Горький говорил: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно». Советуем запомнить это изречение!

 2 ведущий -  Был в России один строгий и придирчивый критик, который с упрямой враждебностью относился к творчеству Чехова и в течение многих лет третировал его как плохого писаку. Его злые и обидные отзывы о произведениях Чехова были таковы: “дребедень”, “ерундишка”, “безделица”.

1 ведущий - Этим жестоким критиком был… сам Чехов. Он не очень высоко ценил своё творчество и считал, что его очень скоро забудут. Как-то в одном из разговоров, говоря о значимости русских писателей для истории, он первое место отвёл Толстому, а себе лишь восемьдесят седьмое. 
- Но всё оказалось не так. История каждому определила своё, заслуженное место. И то, что он считал однодневками, оказалось нержавеющей сталью. И весёлый, заразительный смех Чехова звучит и сейчас, через много лет, так же молодо, как и в годы его жизни.

2 ведущий - О том, что представляли собой первые юмористические рассказы, можно судить по рассказу «Радость» (1883).

1 ведущий - Его комизм построен на описании восторга мелкого чиновника, коллежского регистратора Мити Кулдарова, который «не в силах держаться на ногах от счастья», так как фамилия его оказалась напечатанной в местной газете в разделе происшествий (Митя в пьяном виде попал под извозчика).
- Предлагаем посмотреть инсценировку рассказа А.П. Чехова «Радость» (по возможности могут быть показаны сразу две инсценировки: «Радость» и «Лошадиная фамилия»).

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн