Место системы оценивания в системе образования уникально. Именно она является механизмом саморегуляции образовательного процесса.
Каким требованиям должна удовлетворять система оценивания для обеспечения успешности и полноценности функционирования образовательной системы?
Впишите свой вариант ответа в таблицу. Не забудьте подписаться под своими требованиями :). Для выполнения этого задания познакомьтесь с тем, какие еще проблемы в оценивании отмечают исследователи (презентация № 3 Проблемы оценивания в папке Модуль 1 кампуса тренинга).
№ |
Требование к системе оценивания |
Комментарий |
1. |
Индивидуализация |
Оценивание должно учитывать личностное продвижение учащегося, в какой мере и в каком темпе он продвигается. В этом случае оценка станет стимулом к дальнейшему успешному продвижению. Безусловно, вершина, к которой движешься , должна существовать, ведь ученик должен знать к чему стремиться. (Бардыкина Е.Б.)
Присоединяюсь к мнению Бардыкиной Е.Б. и добавлю, что оценивание по темам должно быть индивидуально для каждого ученика. Но при этом они должны знать, что оцениваться будет знание каждой темы, но в определенных временных рамках во избежание затягивания процесса изучения. (Львова Н.В.)
Уважаемые коллеги! Я считаю, что индивидуализация оценивания должна происходить через личностно-ориентированный подход к обучению в целом, так как критерии оценивания всё же общие для всех. - Кузьмина Александра
Присоединяюсь к вашему мнению,т.к.оценка и отметка должны фиксировать достижения ученика.Поэтому мы отслеживаем продвижение ученика по линиям развития личности. (Ганжа С.Д.)
Оценивание должно быть без сомнения индивидуализированным, отражая уровень продвижения каждого отдельного ученика по отдельному предмету. (Квашинина С.)
Согласна с коллегами, что при новой системе оценивания очень важен личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку.Только тогда будет видна картина успешного или неуспешного продвижения ученика в той или иной области образования. (Макаревич И.В.)
Согласна с коллегами - оценивание процесс отслеживания индивидуального роста (Желтышева А.В.)
Считаю. что учитель должен ориентироваться на индивидуальную относительную норму в оценке, когда точкой отсчета становится ученик, специфика его развития, особенности его учебной деятельности. (Макаренко Т.Л.)
|
2. |
Точные критерии оценки |
Сейчас человеческий фактор играет очень большое значение при выставлении оценки. Необходимо , по возможности, это исключить. Разработать КИМы, сводящие участие преподавателя в оценивании к минимуму. (Бардыкина Е.Б.)
Субъективизм при оценивании имеет место быть. Необходимы такие критерии оценки, которые бы исключили присутствие личного отношения. Критерии не должны быть размытыми, а четко отражать требования к окончательной оценке. (Афанасенкова Л.М.)
Точные критерии необходимы, но исключать участие преподавателя в оценивании нельзя, т.к. это будет противоречить индивидуализации оценивания. Просто учитель должен ко всем ученикам относится объективно и учитывать объективные причины неуспехов учеников. Ведь они тоже имеют право на какие-то свои проблемы, в том числе и в обучении, и как раз учитель должен помочь им преодолеть и разрешить эти проблемы. (Львова Н.В.)
Я согласна с Львовой Н. В. Нельзя исключать фактор межличностных отношений. Просто во избежание "перегибов" необходимо сделать функцию прозрачности оценивания более действенной. В наше непростое время родители и дети не такие уж беззащитные перед учителем. - Кузьмина Александра
Точные критерии оценивания дадут возможность увидеть,что ученик достиг и что предстоит освоить.(Ганжа С.Д)
Безусловно, критерии оценки должны быть точными, но как это реализовать практически? Оценивает учитель, фактор субъективности, даже самый минимальный, присутствует (Квашнина С.)
Критерии оценивания должны быть не только точными, но едиными и прозрачными для всех: учеников, учителей, родителей. Но, верно заметила коллега, как это реализовать практически? Я тоже затрудняюсь ответить на данный вопрос. (Макаревич И.В.)
Всегда придерживаюсь (считаю, это очень важным!!!) единых критериев оценивания (Желтышева А.В.)
Думаю, что точные критерии нужны, когда преобладает контролирующая функция оценивания (итоговая контрольная работа за четверть и т.п.), а иначе как оценивать, чтобы осуществлялись стимулирующая, мотивационная и другие функции? (Макаренко Т.Л.)
|
3. |
Шкала оценивания |
Современная шкала оценивания абсолютно не отражает объективного уровня знаний учащихся. Необьходимо вводить новую шкалу оценивания, содержащую бОльший диапазон оценок. Это позволит поставить на разные ступени учащихся, имеющих "3", "4". (Афанасенкова Л.М.)
Шкала должна быть расширенна, например:
"неудовлетворительно" - 1-2 балла
"удовлетворительно" - 3-5 баллов
"хорошо" - 6-8 баллов
"отлично" - 9-10 баллов.
Ведь при комментировании ответов мы отмечаем насколько точна оценка по 5-балльной шкале в зависимости от рекомендаций по оценке знаний и умений по предмету. (Львова Н.В.)
Мне кажется, можно сделать шаг не единицу, а , например, 0,25 и тогда можно будет развести, выставив 6,25 или 6, 75. (Бардыкина Е.Б.)
Шкала оценивания должна быть не только расширена, но и углублена. И при стобальном оценивании могут найтись недовольные. Поэтому необходтмо рассматривать также другие формы и методы, например, портфолио. - Кузьмина Александра
Мне кажется должна быть не только шкала оценивания изменена,введена какая-то новая технология или добавлена к той ,что имеем.(Ганжа С.Д.)
Шкала оценивания должна быть не только большего диапазона, но должна отражать большую дифференциацию. Шкала оценивания должна быть дополнена другими вариантами оценивания. (Квашнина С.)
Обычно пользуюсь двумя шкалами: традиционной и критериальной.
В соответствии с критериями:
0 баллов - отсутствие критерия,
1 балл - недостаточный уровень,
2 балла - достаточный,
3 - высокий.
Использую данное оценивание во время защиты творческих индивидуальных работ.
(Желтышева А.В.)
Согласна с коллегами. С существующей шкалой оценивания , думаю, мы никак не сможем перейти "от оценивания для контроля к оцениванию для развития". Слишком мало вариантов.(Макаренко Т.Л.)
|
4. |
Адекватный (не гипертрофированный)социальный компонент оценки |
Оценка деятельности или результата, полученная учеником, часто переносится в общественном сознании на его личность. Клеймо "двоешника", "троешника", "хорошиста" или "отличника", поставленное в школе, преследует многих всю жизнь. (Старых Ю.В.)
А мне кажется, необходимо свести к минимуму социальную составляющую оценки. И здесь на первый план должна выйти не собственно оценка, а отношение к учёбе. (Бардыкина Е.Б.)
Полностью с Вами согласна. Мы сами, порой, встретив одноклассника через много лет вспоминаем о том, как он учился. Поэтому и необходимо, чтобы оценивание стало многогранным - Кузьмина Александра
Это очень важное требование для того, чтобы растить успешного ученика. Только как его осуществлять на практике7 Ведь у нас школьная жизнь порой базируется на выделении этого компанента: "хорошие дети" - те кто учится на "4" и "5" и т.д. (Макаренко Т.Л.)
|
5 |
Ответственность за поставленные/ полученные оценки |
Не перекладывать ее полностью на учителя, последовать опыту других стран, когда оценка(то есть обучение) есть дело ученика и его родителей. Если получил низкий балл,то не учитель виноват , а ученик.который сделал не все,чтобы научиться предмету (Годунова Е.А.)
Согласна с Еленой Александровной. необходимо усилить ответственность учеников и родителей, но не за оценку, а за отношение к учёбе. (Бардыкина Е.Б.)
Абсолютно согласна. Пора изживать из школьной практики лозунг "Двойка, которую учитель поставил ученику, - это двойка самому учителю". Есть дети и родители, которые не уделяют учебе должного внимания именно из-за того, что с них снята ответственность за успеваемость. (Львова Н.В.)
Коллеги, вы абсолютно правы. Если такое "чудо" произойдёт, то наши дети станут более подготовленными и для перехода к обучению в ВУЗах и СУЗах. На сегодняшний день практически для всех выпускников становится "шоком", что фраза "В университете тебя никто держать не буде, не то что в школе..." действительно работает.- Кузьмина Александра
Ответственность на всех,но усилить ответственность родителей-бы.(Ганжа С.Д)
Было бы справедливо, чтобы ответственность за ту или иную оценку нёс, конечно же, сам учащийся. А родители делили ответственность наравне с учителем. (Макаревич И.В.)
Я считаю, что ответственность несут все субъекты образования. (Желтышева А.В.)
И это справедливо! Так должно быть. Пока в ОУ , на мой взгляд, часто преобладает ответственность учителя. Чем хуже оценки, тем более в этом виноват учитель. А так как учитель. собственно и выполняет оценочную деятельность. то вывод напрашивается сам собой. Внешнее оценивание делает ситуацию более объективной, но за несоответствие ответственность несет опять же учитель. (Макаренко Т.Л.)
|
6 |
Прямая связь: оценка-профессионализм учителя |
Оценка-это результат совместной работы ученика и учителя, если ученик не хочет,по каким-то причинам учиться,на мой взгляд,это не есть 100% вина учителя и второй момент,чтобы быть хорошим учителем достаточно ли ставить хорошие оценки? (Годунова Е.А)
Не согласна с Вами, Елена Александровна! Способности у всех разные, и каким бы вы хорошим учителем ни были, всех на 5 не научите. И что? Это будет говорить о Вашем низком профессионализме? На мой взгляд, нельзя ставить профессионализ учителя в зависимость от тех оценок, которые он ставит. (Бардыкина Е.Б.)
Такая связь возможна при малом опыте работы в школе. И я согласна, что оценка - это результат совместной работы всех участников образовательного процесса. - Кузьмина Александра
Мне кажется опыт работы не влияет.Я-бы не сравнивала так.(Ганжа С.Д)
Да, оценка должна быть показателем профессионализма педагога, но только при условии, что она отражает динамику развития ученика: с чем ребенок пришел к учителю и чего с его помощью достиг (это как раз то, о чем мы говорим). Такой же должна быть и оценка эффективности школы: она должна учитывать ее «жизненный контекст», особенности контингента, стартовые условия детей.(Урядова Е.В.)
Оценка не может быть показателем профессионализма учителя, для оценивания профессионализма необходима другая система и другой подход. (Квашнина С.)
Я бы тоже не ставила в прямую зависимость профессионализма учителя и успеваемость ребенка - это не прямопропорциональные величины. (Желтышева А.В.)
Связь между профессионализмом и уровнем учебных достижений в целом учащихся данного предметника, думаю. что есть. А вот напрямую уровень профессионализма и успеваемоть конкретного ребенка , думаю. нельзя связать Есть много нюансов... (Макаренко Т.Л.).
|
7 |
Изменения в критериях оценивания |
Нет однозначности, конкретности и чёткости в их перечне и в их использовании. Критерии устарели, требуется их пересмотр. (Тилина С.Г.)
Если имеется в виду изменение критериев в какой-то учебной ситуации, то оно должно быть чётко выражено для всех участников без исключения. - Кузьмина Александра
Критерии должны быть прозрачны.(Ганжа С.Д)
Согласна: критерии должны быть прозрачны и понятны. (Желтышева А.В.)
Хочу добавить, что критерии должны быть известны учащимся заранее. (Макаренко Т.Л.).
|
8 |
Пересмотр карательной функции отметки |
В условиях неясности критериев отметка очень быстро разрушает защитную функцию самооценки ученика.(Тилина С.Г.)
Оценка должна быть не только поощрительной, но и карательная функция должна присутствовать, естесственно, в таких пределах, которые позволят не травмировать психику ребёнка, а должны мотиворовать на преодоление посильных трудностей. - Кузьмина Александра
Карательная функция должна быть переведена в воспитание ответственного отношения учащихся к учёбе, и здесь не обойтись без эффективной самооценки, планирования и целеполагания. (Макаревич И.В.)
Слово "карательная" звучит слишком резко, может быть, у отметки должна быть функция наказания, воспитательная, но отметка несёт све-таки функцию наказания и стимулирования к деятельности (Квашнина С.)
Да, оценка несет в себе и воспитательную функцию. если ребенок знает критерии, то у него есть возможность достигнуть высокого результата, если ОН этого хочет. (Желтышева А.В.)
То, какую функцию несет оценка, карательную или воспитывающую, завитит от мастерства учителя. (Макаренко Т.Л.)
|
9 |
Качественная нормативная база системы оценивания |
Нормы оценок не пересматривались долгое время, не соответствуют современным программам. Низкое качество КИМов (Чайка Л.В.)
А также хотелось бы сказатьи о низком качестве учебников и учебных пособий. - Кузьмина Александра
есть ли вообще нормативная база оценивания? Уж очень всё устарело (КвашнинаС.)
Качественная нормативная база - это то. чего нам не хватает. (Макаренко Т.Л.).
|
10 |
Новые инструменты оценивания с использованием современных информационных технологий |
Облегчает трудоемкий процесс оценивания, существенно повышает его объективность (Чайка Л.В.)
А также снимает психологический стресс личного общения с экзаменатором. Многие тесты содержат справочные материалы, подсказки, что также свособствует снятию стрессовой ситуации, но в этом случае, главное - это контроль уровня самостоятельности при выполнении задания. - Кузьмина Александра
Новые инструменты оценивания недостаточно известны, нешироко используются, мало понятны как учащимся, так и родителям. Таким образом, критерий прозрачности, доступности оценивания не соблюдается. Необходима работа по использованию новых инструментов оценивания в учебном процессе (Квашнина С.)
А мне нравится он - лайн тестирование: бысто и оценка независимая.(Макаренко Т.Л.)
|
11. |
Доступность системы оценивания. |
Вместе с заданием должны быть представлены и критерии оценивания. Результат оценивания должен быть прокомментирован устно или письменно. (Попова М. А.)
Критерии оценивания должны быть доведены также для всех заинтересованных лиц (родители, администрация)- Кузьмина Александра
Согласна с коллегами (Желтышева А.В.)
Думаю. важным является и включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу и работу одноклассников. (Макаренко Т.Л.).
|
12. |
Бережное отношение к психике учащихся. |
Система оценивания должна быть построена таким образом, чтобы она совершенно исключала травмирующие психику ситуации. (Попова М. А.)
Система оценивания должна выстраиваться согласно псилолого - педагогическим рекомендациям. - Кузьмина Александра
Система оценивания должна быть гибкой, здоровьесберегающей, не выводит ученика из равновесия, не делать его равнодушным к учёбе и к отметкам. (Квашнина С.)
Нужна эмоциональная включенность учителя, не допускающая равнодушия к ученику. (Макаренко Т.Л.).
|
13. |
Новые механизмы и технологии оценивания |
Разработка и внедрение в образовательный процесс программного обеспечения и методического сопровождения для осуществления дистанционного, очного обучения в условиях независимого оценивания, систем интерактивного оценивания, создание баз данных мониторинга образования. (Максимова Т.Д.)
Карта работы над проектом (исследовательской работой), портфолио, накопительная рейтинговая система, расширенная шкала оценок. - Кузьмина Александра
В нашем учебном заведении много лет используется рейтинговая система оценивания, по мнению учителей, очень эффективно (Квашнина С.)
Важно. на мой взгляд, чтобы в образовательном учреждении были какие - то единые механизмы и технологии оценивания. А то, если у каждого учителя своя новая технология- тяжело для учеников! (Макаренко Т.Л.)
|
14 |
Объективность оценивания |
Итоговая оценка не должна быть среднеарифметической величиной, она должна отражать действительный уровень ЗУН. Тогда учителям не придётся "разбавлять двойки пятёрками. (Н.В.Кучмина )
Да и ученики этим уже научились пользоваться, поэтому получается у них гонка за оценками , а не знаниями. (Львова Н.В.)
Согласна, идет погоня за оценкой: лишь бы не "2" - не важно: знает, умеет... (Желтышева А.В.)
Как сделать оценивание объективным - один из самых трудных вопросов. И как это сочетать с индивидуализацией оценивания? (Макаренко Т.Л.).
|
15 |
Комплексность оценивания |
Оценивание должно включать весь процесс обучения, развития и воспитания, т.е. разные типы оценки: оценку учебных достижений; самооценку учеников; оценку поведения учащихся; оценку учебной деятельности ученика. (Широкова И.Л.)
А также самооценивание по всем пунктам - Кузьмина Александра
|
16 |
Гибкость и вариативность оценивания |
Эта проблема возникает в связи с интегрированным обучением в общеобразовательной школе детей с особыми образовательными возможностями, которым запрещено ставить двойки, и они этим пользуются. Я думаю, что для таких детей должна быть своя система оценивания, отличная от системы оценивания других учащихся, т.к. взаимооценка ответов учащиеся проводят сами и не всегда согласны с тем, что ответы, одинаковые по сути, оцениваются по-разному у детей с особенностями и без. По мнению психологов обучение детей с ООВ в коррекционных классах было намного продуктивнее, чем интегрированное, т.к. у детей с ООВ более сильна мотивация и они продвигаются в своем развитии гораздо успешнее. При интегрированном обучении эта мотивация отсутствует. (Львова Н.В.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|