Место работы:
Воронежский госпедуниверситет Зав.кафедрой новых информационных технологий и средств обучения Профессор, д.п.н.
Развитие информационной активности педагогов
средствами ИНТЕРНЕТ-ОЛИМПИАДЫ
Формирование ИКТ-компетенций учителей-предметников традиционно рассматривается как задача повышения квалификации или как задача самообразования, обеспеченного адекватной поддержкой в виде печатной продукции и электронных ресурсов. Однако, такая подготовка оказывается недостаточно эффективной, не приводит к устойчивым изменениям в практике применения учителем ИКТ в повседневном учебном процессе.
Одной их важных причин замедленного формирования и неустойчивого развития ИКТ-компетенций учителей, мешающее широкому внедрению ИКТ средств в учебный процесс школы, является отсутствие мотивационной поддержки практики применения ИКТ в значимых для учителя ситуациях.
Важным и перспективным направлением развития ИКТ-компетенций являются работа в рамках сетевых сообществ учителей, однако сами по себе они еще не могут быть достаточно привлекательными для массового учителя в силу слабой социализации российской образовательной общественности. Требуются значительные усилия и время по развитию сетевых сообществ учителей.
В то же время существует методика, обеспечивающая высокую мотивацию, включение во всевозможные виды деятельности, и уверенное рациональное поведение в ИКТ-среде. Это методика организации сетевых педагогических олимпиад – многоэтапных конкурсов, при которых отдельные педагоги или их команды, используя разнообразные сервисы в Интернете, совместно разрабатывают, обсуждают и оценивают различные цифровые образовательные ресурсы.
Интернет-олимпиады и конкурсы являются эффективным педагогическим инструментом, позволяющим решить следующие задачи:
- повышение мотивации к освоению и использованию ИКТ,
- новая организация учебного процесса и активизация познавательной деятельности на основе высокой учебной самостоятельности,
- формирование критического мышления участников, компетенций по решению проблем и критической оценке;
- развитие организационных и коммуникативных компетенций педагогов,
- выявление инновационных процессов и готовности учителей совместно с учащимися к использованию ИКТ в учебной и познавательной деятельности.
Таким образом, Интернет-олимпиады органично развивают и поддерживают регионально-муниципальную методическую службу в работе по выявлению инновационного педагогического опыта и внедрению новых образовательных технологий в практику учителя на регулярной основе. Проведение Интернет-олимпиад и конкурсов позволяет активно применять технологию групповой проектной работы с учетом индивидуальных особенностей и склонностей участников, формировать опыт решения психологических проблем детских и учительских коллективов, стимулировать социальную адаптацию учителей и учащихся в современной информационной среде, формировать лидерскую позицию участников, деловую культуру, их умение решать возникающие проблемы, быть корректными и пунктуальными.
Участие в Интернет-олимпиаде можно рассматривать как модуль курсовой подготовки современного педагога в области ИКТ в повышении квалификации по предметному профилю работы:
Тематика модуля
|
Расширение ИКТ-компетентности педагогов
|
- Дистанционные среды обучения
- Организация и проведение занятий в системе ДО
|
Знание основных методических принципов реализации удалённого обучения. Наличие представлений о наиболее распространённых системах ДО свободного доступа (WebCT; Moodle; webpractice.cm.ru) в соответствии с потребностями обучаемых.
Умение использовать инструменты подбора упражнений на компьютере, регистрация в системе, сопровождение электронных рейтинговых систем, владение общими инструментами работы в системах ДО.
|
Сетевая коммуникативность педагогов
|
Наличие представлений о ресурсах Федеральных образовательных порталалов (www.edu.ru; http://school-collection.edu.ru; window.edu.ru; fcior.edu.ru и др.).
Умение регистрироваться и участвовать в конференциях, форумах, чатах, Веб-сессиях, сетевых он-лайн опросах, анкетированиях, представлять и размещать свой опыт в форме электронного портфолио, пользоваться поисковыми системами, работать с электронными каталогами, экспозициями, коллекциями
Умение готовить тексты, публикации, размещать материалы на сайте конференции, ИПК, школы, формировать отчеты, используя деловую графику, участвовать в выступлениях на методических семинарах, грамотно подготовиться к аттестационным процедурам, к профессиональным конкурсам
|
Новые модели учебной деятельности в школе на основе ИКТ
|
Применение различных моделей организации урока с использованием ИКТ: с одним компьютером и проектором, с интерактивной доской, с несколькими АРМ ученика, в ИКТ классе, с ЛВС и школьным сервером, с выходом в Интернет, в системе удалённого присутствия учащихся.
Умение оценивать задания детей, подготовленных с помощью или средствами ИКТ, организовать выступления детей со средствами ИКТ и подготовки заданий на основе ИКТ, проведения и представления результатов средствами ИКТ
Знание сетевых Интернет-ресурсов музеев, библиотек, путешествий, музыкальных и коллекций, видео-коллекций учебно-воспитательного и просветительского назначения, умение использовать их в школьных мероприятиях, умение заказа педагогических СМИ, билетов в театры, музеи, экскурсии
|
ЭОР в деятельности учителя-предметника
|
Знание информационных ресурсов по предмету, состава ЦОР Единой коллекции, содержания Федеральных образовательных порталов по своему предмету, умение отобрать необходимые ресурсы для использования в педагогической деятельности.
Умение встроить электронные ресурсы в урок, подготовить собственные наглядные материалы или скомпоновать из отобранных, провести дистанционную веб-сессию, организовать проверку знаний с использованием ИКТ и цифрового оборудования. Владение дополнительным оборудованием по их включению в работу.
Новые компетенции педагога – выступление с презентацией, ведение урока с фрагментами демонстраций на основе ЭОР, владение интерактивными инструментами взаимодействия учителя с ЭОР.
Умение дополнять в электронные материалы собственными разделами, умение оцифровать текстовый материал, воспользоваться копировальным оборудованием. Умение вести цифровую фото-, видеосъемку.
Умение пользоваться социальными сервисами Интернет.
|
Виды учебной деятельности школьников общественно-полезной направленности школьных бригад, которые сможет обеспечить педагог по итогам прохождения курсовой подготовки по этим модулям в форме Интернет-олимпиады таковы:
- начальное обучение – творческие проекты, проекты экологической краеведческой направленности;
- межпредметные проекты для 5-7 классов по гуманитарному, естественно-научному, эстетическому направлениям;
- предметные профильные проекты для учащихся 8-9 классов;
- факультативы «Учимся соревнуясь (на базе ИКТ в учебных предметах)»;
- курсы для профильного обучения по информатике / другим предметам
- формы развивающего досуга, внеурочная познавательная соревновательная, общественная деятельность в школе.
Форма продвижения учителей по программе модуля помимо традиционных лекций и практикумов, в большей части включает в себя участие команды педагогов или отдельного педагога вместе с командой школьников в сетевой педагогической олимпиаде, а также ознакомление с материалами олимпиад прошлых сезонов на портале педагогических олимпиад http://dls.vspu.ac.ru. Предусмотрена консультативная помощь на форуме для организаторов олимпиад и с помощью видеочата skype.
Формой контроля результатов обучения педагогов в форме интернет-олимпиад являются:
- факт своевременного выполнения командой школьников пор руководством педагога заданий олимпиады;
- корректность команды в ходе обсуждений и оценивания работ творческого этапа олимпиады
- эффективность результатов, показанных педагогической командой совместно со школьниками на всех этапах олимпиады.
Решением местных органов управления образованием Москвы, Омской, Иркутской областей, г.Новороссийска и др. субъектов модуль (участие в олимпиадах) является аттестационным признаком при аттестации учителя на высшую категорию. Представленные сетевые педагогические олимпиады использовались в качестве повышения квалификации в проектах РОСНИИ Информатизации образования, НИИ «Информика», Международными программами «Межшкольные связи по Интернет», IATP, Intel «Обучение для будущего».
|