Автор:
Бондаренко Елена Анатольевна
Место работы:
зав. лабораторией медиаобразования ИСМО РАО, к.п.н
Требования к электронным средствам обучения
в преподавании МХК
В настоящее время в старших классах курс МХК преподается в основном синхронно с курсами литературы и истории. Это позволяет установить преемственные связи между предметами гуманитарного цикла. В этот период для преподавания МХК необходимо не менее двух часов в неделю. Постижение духовных ценностей в процессе художественного восприятия, общение с произведениями искусства требуют времени. Если не выдерживать этого временного минимума, МХК превратится в чисто информативный предмет, в перечисление фактов, биографических данных, сведений теоретического и исторического плана. Это не позволит МХК ни оправдать свое название, ни реально участвовать в духовном воспитании подрастающих поколений. Поскольку в рекомендациях по составлению базисного учебного плана в тандартах второго поколения для преподавания мировой художественной культуры в 10-11 классах отведен 1 час в неделю, необходимо использовать это время более интенсивно, дополнив систему преподавания модульными элективными курсами на материале мировой художественной культуры, которые необходимы не только гуманитарным, но и естестеннонаучным направлениям обучения и профилизации. Именно в рамках образовательной области «Искусство» закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе художественного образа, что существенно повышает степень адаптации мышления учащихся к нестандартным способам решения проблем.
Отличительной особенностью преподавания МХК является сочетание мультидисциплинарной и деятельностной ориентации: формирование и развитие системы теоретических знаний, полученных школьниками в основной школе, происходит наряду с расширением опыта восприятия искусства и реализацией собственного художественно-творческого потенциала учащихся. Элективные курсы (как формы реализации курса МХК во второй половине дня), ориентированные на практическую деятельность, могут быть реализованы в любом удобном для учащихся режиме.
Выделим критерии целесообразности использования электронных ресурсов на занятиях МХК:
- недостаточное количество информационного (в большей степени иллюстративного) материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов, репродукций и т.д.);
- возможность реализации индивидуального подхода в работе учащихся (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная траектория освоения материала, индивидуальное время освоения, уровневая дифференциация при подготовке контрольных заданий)
- повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
- возможность интенсификации учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);
- формирование информационной культуры и компетентности школьников (больше самостоятельной работы учащихся по поиску, отбору, переработке, упорядочиванию учебной информации);
- развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал и др.)
- развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности (виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости, виртуальный эксперимент- визуализация процессов, которые трудно или невозможно рассмотреть в реальных условиях и др.).
В настоящее время растет число коллекций электронных ресурсов, выполненных как УМК и размещаемых в открытом доступе в Интернет. Рассмотрим требования, которым должны соответствовать такие ресурсы.
- УМК, предназначенные для сетевого распространения, должны:
быть размещены на специализированных Интернет-сайтах, предоставляющих возможности для поддержки, сопровождения и распространения разработанных материалов;
включать краткий раздел с описанием требований к квалификации преподавателей, участвующих в Интернет-обучении школьников (кураторы, сетевые преподаватели);
включать раздел с описанием целей и задач курса, требований к составу и характеристикам ИКТ-среды и другим условиям, которые необходимы для проведения учебной работы и должны быть доступны преподавателям и учащимся (в том числе, для выполнения практических и лабораторных работ, учебных проектов, включая работу с «домашним» компьютером и Интернет).
При подготовке учебных материалов должны в полной мере использоваться возможности их цифрового (электронного) представления, позволяющие использовать наряду с учебными текстами широкий спектр средств наглядности, включая схемы и рисунки (в том числе динамические), видеофрагменты, элементы компьютерной анимации, интерактивные учебные модели, звуковое сопровождение и т.п..
Учебные материалы, подготавливаемые для использования в рамках Интернет-технологий, должны:
- по возможности полно использовать те учебные пособия, которые в настоящее время находятся в распоряжении учащихся;
- по возможности наиболее полно задействовать электронные образовательные ресурсы, которые доступны через Интернет.
По своему составу и объему разрабатываемые учебные материалы должны быть достаточны (избыточны) для организации учебного процесса с учащимися, которые имеют различную начальную подготовку, различные учебные навыки и стили учебной работы. Они должны быть разработаны на основе образовательной программы, соответствующей содержанию образования в рамках Российского образовательного стандарта по данному предмету для профильного уровня. Разрабатываемые УМК должны полностью обеспечивать процесс обучения школьников по соответствующему учебному предмету. Конкретные объемные показатели для разрабатываемых материалов близки к тем, которые используются для учебных пособий на печатной основе - количество дидактических единиц, количество заданий, иллюстраций, тестов.
Учебные материалы должны в обязательном порядке включать в себя специальные методические и учебные средства, которые:
- обеспечивают овладение школьниками навыками самостоятельной учебной работы,
- формируют у них умения самостоятельно находить и осваивать необходимые знания, собирать, хранить и перерабатывать информацию.
Разрабатываемые учебно-методические материалы должны также включать в себя средства (инструменты) для оперативного (промежуточного) контроля и/или самоконтроля, которые позволяют фиксировать уровень достижения соответствующих образовательных результатов и вносить необходимые коррективы в учебный процесс.
УМК по мировой художественной культуре должны предусматривать и обеспечивать вариативность способов учебной работы, изложения, освоения и закрепления изучаемого учебного материала, которые соответствуют индивидуальным учебным стилям школьников (например, в текстовом виде, с помощью аудирования, в сопровождении иллюстраций, в коммуникации с другими учащимися, в рамках коллективных проектов и т.п.).
Результатом работы должны стать учебно-методические комплекты (УМК) для обучения учащихся через Интернет, которые включают в себя:
- Учебные материалы для учащихся;
- Методические материалы для сетевых преподавателей и/или педагогов-кураторов;
- Программные средства для размещения учебных материалов в Интернет и организации учебного процесса на их основе;
- Руководство по инсталляции новых (специально разработанных для данного типа ресурсов) программных средств.
Отдельные информационные источники (или ЦОР), входящие в состав УМК(И), желательно разрабатывать так, чтобы они могли быть использованы в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов в рамках проекта ИСО.
Рассмотрим несколько типов цифровых (электронных) образовательных ресурсов:
I тип (учебные ресурсы)
- цифровые образовательные ресурсы, поддерживающие деятельность ученика и учителя по одной или нескольким конкретным темам (разделам, предметной области);
- учебные модули, которые помогли бы учащимся познакомиться с исследовательским аспектом определенной науки, понять, в чем состоит ее передний край, какие разработки ведут ученые данной области.
II тип (учебно-информационные ресурсы)
- тематические электронные издания, которые относятся к изучаемым в рамках образовательных программ темам, но существенно дополняют существующие информационные источники;
- специализированные энциклопедии по искусству, истории, географии и другим предметам, входящим в Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
- определители растений и животных, ориентированные на разные возрастные группы учащихся и разные географические и климатические зоны России;
- комплекты материалов, построенные по хронологическому принципу;
- сложные учебные интерактивные модели (например, интерактивная таблица Менделеева, композиционный разбор картины, трехмерная модель памятника архитектуры, атлас звездного неба, и проч.).
III тип (образовательные интерактивные среды)
- образовательные среды, основанные на комплектах цифровых данных – например, географических карт и снимков, полученных с искусственных спутников Земли и иных материалах;
- виртуальные лаборатории или их циклы, моделирующие важнейшие изучаемые явления в рамках федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- интерактивные виртуальные экскурсии;
- тренажеры и пр.
Данный список не является исчерпывающим, разработчики цифровых образовательных ресурсов могут предлагать и комплексные виды ресурсов по своему усмотрению.
Отметим, что использование Интернет-технологий может осуществляться в различных моделях обучения:
- очной;
- дистанционной;
- интеграции очной и дистанционной форм обучения;
- сетевой модели информационно-образовательной среды, которая в свою очередь включает автономные курсы (виртуальная школа, консультирование групповой или индивидуальной работы учащихся).
Для каждой из указанных моделей отбор содержания УМК и его структуризация должны быть принципиально разными – с учетом специфики каждой из указанных моделей, дидактических свойств Интернет-технологий, видеосвязи, а также специфики конкретного учебного предмета. В случае изучения мировой художественной культуры можно предположить максимальный диапазон разнообразия, что определяется как многообразием изучаемого материала, так и широким спектром возможных целевых направлений обеспечения образовательного процесса.
Таким образом, содержание предмета МХК на основе новых средств обучения, использующих СНИТ, может быть выстроено вариативно, в зависимости от выбора направленности учебного курса (теоретико-аналитической или предметно-практической). Различия состоят в тематически углубленном направлении изучения искусства, уровне изучения теоретических понятий, широте формируемых предметно-ассоциативных связей и в аспектности изложения учебного материала, а также в количестве предлагаемых практических заданий.
|