Официальный сайт e-rus 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Бондаренко Е.А. Требования к электронным средствам обучения в преподавании МХК

Автор: 
Бондаренко Елена Анатольевна
Место работы: 
зав. лабораторией медиаобразования ИСМО РАО, к.п.н
Контакты: 

 

Требования  к электронным средствам обучения
в преподавании МХК

 

В настоящее время в старших классах курс МХК преподается в основном синхронно с курсами литературы и истории. Это позволяет установить преемственные связи между предметами гуманитарного цикла. В этот период для преподавания МХК необходимо не менее двух часов в неделю. Постижение духовных ценностей в процессе художественного восприятия, общение с произведениями искусства требуют времени. Если не выдерживать этого временного минимума, МХК превратится в чисто информативный предмет, в перечисление фактов, биографических данных, сведений теоретического и исторического плана. Это не позволит МХК ни оправдать свое название, ни реально участвовать в духовном воспитании подрастающих поколений. Поскольку в рекомендациях по составлению базисного учебного плана в тандартах второго поколения для преподавания мировой художественной культуры в 10-11 классах отведен 1 час в неделю, необходимо использовать это время более интенсивно, дополнив систему преподавания модульными элективными курсами на материале мировой художественной культуры, которые необходимы не только гуманитарным, но и естестеннонаучным направлениям обучения и профилизации. Именно в рамках образовательной области «Искусство» закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе художественного образа, что существенно повышает степень адаптации мышления учащихся к нестандартным способам решения проблем.

 

Отличительной особенностью преподавания МХК является сочетание мультидисциплинарной и деятельностной ориентации: формирование и развитие системы теоретических знаний, полученных школьниками в основной школе, происходит наряду с расширением опыта восприятия искусства и реализацией собственного художественно-творческого потенциала учащихся. Элективные курсы (как формы реализации курса МХК во второй половине дня), ориентированные на практическую деятельность, могут быть реализованы в любом удобном для учащихся режиме.

Выделим критерии целесообразности использования электронных ресурсов на занятиях МХК:

 

  • недостаточное количество информационного (в большей степени иллюстративного) материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, текстов, репродукций и т.д.);
  • возможность реализации индивидуального подхода в работе учащихся (продуктивная самостоятельная творческая деятельность,  индивидуальная траектория освоения материала, индивидуальное время освоения, уровневая дифференциация при подготовке контрольных заданий)
  • повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов;
  • возможность интенсификации учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала);
  • формирование информационной культуры и компетентности школьников (больше самостоятельной работы учащихся по поиску, отбору, переработке, упорядочиванию учебной информации);
  • развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал и др.)
  • развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности (виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости, виртуальный эксперимент- визуализация процессов, которые трудно или невозможно рассмотреть в реальных условиях и др.).

 

В настоящее время растет число коллекций электронных ресурсов, выполненных как УМК и размещаемых в открытом доступе в Интернет. Рассмотрим требования, которым должны соответствовать такие ресурсы.

  • УМК, предназначенные для сетевого распространения, должны:

 

быть размещены на специализированных Интернет-сайтах, предоставляющих возможности для поддержки, сопровождения и распространения разработанных материалов;
включать краткий раздел с описанием требований к квалификации преподавателей, участвующих в Интернет-обучении школьников (кураторы, сетевые преподаватели);
включать раздел с описанием целей и задач курса, требований к составу и характеристикам ИКТ-среды и другим условиям, которые необходимы для проведения учебной работы и должны быть доступны преподавателям и учащимся (в том числе, для выполнения практических и лабораторных работ, учебных проектов, включая работу с «домашним» компьютером и Интернет).
При подготовке учебных материалов должны в полной мере использоваться возможности их цифрового (электронного) представления, позволяющие использовать наряду с учебными текстами широкий спектр средств наглядности, включая схемы и рисунки (в том числе динамические), видеофрагменты, элементы компьютерной анимации, интерактивные учебные модели, звуковое сопровождение и т.п..
Учебные материалы, подготавливаемые для использования в рамках Интернет-технологий, должны:

  • по возможности полно использовать те учебные пособия, которые в настоящее время находятся в распоряжении учащихся;
  • по возможности наиболее полно задействовать электронные образовательные ресурсы, которые доступны через Интернет.

 

По своему составу и объему разрабатываемые учебные материалы должны быть достаточны (избыточны) для организации учебного процесса с учащимися, которые имеют различную начальную подготовку, различные учебные навыки и стили учебной работы. Они должны быть разработаны на основе образовательной программы, соответствующей содержанию образования в рамках Российского образовательного стандарта по данному предмету для профильного уровня. Разрабатываемые УМК должны полностью обеспечивать процесс обучения школьников по соответствующему учебному предмету. Конкретные объемные показатели для разрабатываемых материалов близки к тем, которые используются для учебных пособий на печатной основе - количество дидактических единиц, количество заданий, иллюстраций, тестов.

Учебные материалы должны в обязательном порядке включать в себя специальные методические и учебные средства, которые:

  • обеспечивают овладение школьниками навыками самостоятельной учебной работы,
  • формируют у них умения самостоятельно находить и осваивать необходимые знания, собирать, хранить и перерабатывать информацию.

 

Разрабатываемые учебно-методические материалы должны также включать в себя средства (инструменты) для оперативного (промежуточного) контроля и/или самоконтроля, которые позволяют  фиксировать уровень достижения соответствующих образовательных результатов и вносить необходимые коррективы в учебный процесс.

 

УМК по мировой художественной культуре должны предусматривать и обеспечивать вариативность способов учебной работы, изложения, освоения и закрепления изучаемого учебного материала, которые соответствуют индивидуальным учебным стилям школьников (например, в текстовом виде, с помощью аудирования, в сопровождении иллюстраций, в коммуникации с другими учащимися, в рамках коллективных проектов и т.п.).

 

Результатом работы должны стать учебно-методические комплекты (УМК)  для обучения учащихся через Интернет, которые включают в себя:

  • Учебные материалы для учащихся;
  • Методические материалы для сетевых преподавателей и/или педагогов-кураторов;
  • Программные средства для размещения учебных материалов в Интернет и организации учебного процесса на их основе;
  • Руководство по инсталляции новых (специально разработанных для данного типа ресурсов) программных средств.

 

Отдельные информационные источники (или ЦОР), входящие в состав УМК(И), желательно разрабатывать так, чтобы они могли быть использованы в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов в рамках проекта ИСО.

 

Рассмотрим несколько типов цифровых (электронных) образовательных ресурсов:

I тип (учебные ресурсы)

  • цифровые образовательные ресурсы, поддерживающие деятельность ученика и учителя по одной или нескольким конкретным темам (разделам, предметной области);
  • учебные модули, которые помогли бы учащимся познакомиться с исследовательским аспектом определенной науки, понять, в чем состоит ее передний край, какие разработки ведут ученые данной области.

II тип (учебно-информационные ресурсы)

  • тематические электронные издания, которые относятся к изучаемым в рамках образовательных программ темам, но существенно дополняют существующие информационные источники;
  • специализированные энциклопедии по искусству, истории, географии и другим предметам, входящим в Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
  • определители растений и животных, ориентированные на разные возрастные группы учащихся  и разные географические и климатические зоны России;
  • комплекты материалов, построенные по хронологическому принципу;
  • сложные учебные интерактивные модели (например, интерактивная таблица Менделеева,  композиционный разбор картины, трехмерная модель памятника архитектуры, атлас звездного неба, и проч.).

III тип (образовательные интерактивные среды)

  • образовательные  среды, основанные на комплектах  цифровых данных – например, географических карт и снимков, полученных с искусственных спутников Земли и иных материалах;
  • виртуальные лаборатории или их циклы, моделирующие важнейшие изучаемые явления в рамках федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  • интерактивные виртуальные экскурсии;
  • тренажеры и пр.

 

Данный список не является исчерпывающим, разработчики цифровых образовательных ресурсов могут предлагать и комплексные виды ресурсов по своему усмотрению.
Отметим, что использование Интернет-технологий может осуществляться в различных моделях обучения:

  • очной;
  • дистанционной;
  • интеграции очной и дистанционной форм обучения;
  • сетевой модели информационно-образовательной среды, которая в свою очередь включает автономные курсы (виртуальная школа, консультирование групповой или индивидуальной работы учащихся).

 

Для каждой из указанных моделей отбор содержания УМК и его структуризация должны быть принципиально разными – с учетом специфики каждой из указанных моделей, дидактических свойств Интернет-технологий, видеосвязи, а также специфики конкретного учебного предмета. В случае изучения мировой художественной культуры можно предположить максимальный диапазон разнообразия, что определяется как многообразием изучаемого материала, так и широким спектром возможных целевых направлений обеспечения образовательного процесса.

 

Таким образом, содержание предмета МХК на основе новых средств обучения, использующих СНИТ, может быть выстроено вариативно, в зависимости от выбора направленности учебного курса (теоретико-аналитической или предметно-практической). Различия состоят в тематически углубленном направлении изучения искусства, уровне изучения теоретических понятий,  широте формируемых предметно-ассоциативных связей и в аспектности изложения учебного материала, а также в количестве предлагаемых практических заданий.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Редактор журнала

Фото пользователя Екатерина Викторовна Якушина
Екатерина Викторовна Якушина
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн